Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние типа темперамента на особенности адаптации первокурсников к образовательным условиям в колледже

25.06.2018 3159 7070
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Вятский колледж культуры

Вопрос выбора профессии остается актуальным на все времена и для всех поколений. В настоящее время спектр профессий достаточно широк и молодые люди часто сталкиваются с проблемой выбора. Естественно, каждая специальность требует от человека определенных черт характера, наклонностей, врожденных привычек, склада ума. Одним из критериев в выборе бедующей профессии специалисты считают темперамент, то есть индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения [2, с. 225].

Существует 4 типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика – вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. Однако не стоит считать, что человеку присущ лишь один тип темперамента, это не так. Чистый тип темперамента встречается очень редко. В основном в человеке присутствуют все типы темперамента, но лишь один из них преобладает над остальными [3].

Сопоставляя специальности Вятского колледжа культуры с характеристиками темпераментов в выборе профессии можно сделать следующие выводы.

Так как у холериков больше шансов быть успешным в профессиях, связанных с общением и активной деятельностью, а не с документами и техникой, то из спектра профессий Вятского колледжа культуры им подходит менеджмент социально-культурной деятельности, в некоторых ситуациях – руководитель творческого коллектива (при наличии гибкого графика работы, т.к. холерики не всегда справляются с четким распорядком дня и часто бывают несобранными).

Учитывая то, что сангвинический тип темперамента наиболее универсален с точки зрения выбора профессии, им может подойти любая профессия, связанная с их интересами, главное, чтобы им нравилась выбранная ими профессия, и она не требовала повышенного внимания к деталям и постоянной сосредоточенности. Долгой и кропотливой работы сангвиники могут не выдержать и не завершить начатое, они не могут долго сидеть на одном месте и делать одно и то же.

Так как флегматику противопоказана любая профессия, связанная с быстрой импровизацией, с деятельностью в условиях изменяющейся среды, переключение на новые задачи при очень тщательном выполнении любой монотонной работы, то из спектра профессий Вятского колледжа культуры им подходят такие профессии, как библиотековедение, музыкальное звукооператорское мастерство, фото-видео творчество.

Благодаря своей высокой чувствительности, меланхолик легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а также в искусстве, литературе, музыке, поэтому данному типу темперамента наиболее подходят профессии перевоплощения на сцене: театральное творчество, хореографическое творчество, этно-художественное творчество.

Начало обучения в колледже обусловлено принятием учеником школы новой социальной роли – роли студента, для успешной деятельности которого необходимо освоить новые правила жизни и учебы. В течение первого года обучения происходит вхождение студента-первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Этот достаточно сложный и значимый период еще называют профессиональной адаптацией, которая существенно влияет на возможности личной самореализации [7].

С целью изучения уровня профессиональной адаптации студентов в зависимости от темперамента было проведено исследование в КОГПОАУ «Вятский колледж культуры». В исследовании приняло участие 46 студентов, из них 9 студентов специальности «Социально-культурная деятельность», 5 студентов специальности «Музыкальное звукооператорское мастерство», 4 студента специальности «Библиотековедение», 28 студентов специальности «Народное художественное творчество».

Данное исследование протекало в два этапа.

Первый этап исследования состоял в определении типа темперамента. Для выявления типа темперамента у студентов 1 курса был проведен тест А. Беловой «Формула темперамента». По результатам диагностики было выявлено, что:

- большинство студентов специальности «Социально-культурная деятельность» сангвиники (46%), остальные холерики (36%), флегматики (18%), меланхолики (0%);

- большинство студентов специальности «Музыкальное звукооператорское мастерство» сангвиники (60%), остальные флегматики (20%), меланхолики (20%), холерики (0%);

- студенты специальности «Библиотековедение» меланхолики (50%), остальные сангвиники (25%), флегматики (25%);

- большинство студентов специальности «Народное художественное творчество» (вид «Хореографическое творчество») холерики (26%), флегматики (26%), меланхолики (26%), остальные сангвиники (22%);

- большинство студентов специальности «Народное художественное творчество» (вид «Театральное творчество») холерики (46%), остальные сангвиники (36%), меланхолики (18%), флегматики (0%);

- большинство студентов специальности «Народное художественное творчество» (вид «Фотовидеотворчество») сангвиники (43%), остальные холерики (29%), флегматики (14%), меланхолики (14%).

Таким образом, в большем количестве преобладает тот тип темперамента, который подходить студентам в выбранной ими специальности.

Второй этап заключался в изучении особенностей профессиональной адаптации.

Для изучения особенностей профессиональной адаптации студентов 1-го курса была составлена и проведена анкета. Анкетирование показало, что основными мотивами поступления студентов в колледж был интерес к профессии: холериков привлекла публичность профессии, сангвиников заинтересовала творческая атмосфера, флегматиков любовь к виду деятельности (чтению, танцам), а мнения меланхоликов разделились, но их основная цель – это реализация мечты. При выборе профессии на мнение большинства студентов (85%) никто не повлиял: у холериков и меланхоликов это было самостоятельным решением, некоторым сангвиникам (28%) и флегматикам (22%) подсказали близкие.

Все устраивает в своей будущей профессии только некоторых студентов (37%). Холерики выражают недовольство в своей будущей профессии в том, что не справляются (17%), в надобности бумажной работы (17%), в малом количестве творческих предметов на 1 курсе (8%). Сангвиников не устраивает в своей будущей профессии неинтересные им предметы (22%), монотонная работа с бумагами (11%), большая нагрузка (5%). Флегматиков не устраивает стипендия (22%), маленькая зарплата (22%), не востребованность в будущей профессии (22%). Меланхоликов не устраивает в основном сложность работы (28%), большие нагрузки (28%).

Не возникло сложностей при адаптации лишь у некоторых холериков (17%) и сангвиников (6%). У холериков в основном была сложность с распорядком дня (50%). У сангвиников возникли сложности с некоторыми предметами (22%), вхождением в коллектив (22%), и частыми физическими нагрузками (11%). Флегматикам было сложно влиться в коллектив (44%) и привыкнуть к физическим нагрузкам (44%). У меланхоликов были сложности с вхождением в коллектив (57%), социальной адаптацией (28%), и усиленными физическими нагрузками (15%).

Многие студенты ответили, что им легко учиться по своему направлению профессии (48%). Некоторым холерикам в колледже учиться легче, чем в школе (16%), так же возникают трудности (33%), и лишь немногим сложно учиться (8%). Сангвиникам нравятся преподаватели (11%), учиться проще, чем в школе (5%), некоторым сложно учиться (5%). Флегматики говорят, что им слишком сложно обучаться в колледже (44%), но есть и студенты, у которых возникли трудности (11%). У большинства меланхоликов возникают трудности при обучении (57%), и немногим сложно обучаться (14%).

С выделенными трудностями холерики в основном справились легко (67%), некоторые пересилили себя (17%), некоторые учились дальше (8%), некоторые до сих пор адаптируются (8%). Сангвиники справились все, находя оптимистичные решения, лишь некоторые (11%) смирились. Флегматики в основном привыкли (78%). Меланхолики в основном работали над собой и справились с трудностями, но часть (43%) ещё в процессе.

Таким образом, данное анкетирование помогло выявить ряд проблем, поэтому были подготовлены для педагогов рекомендации по общению с флегматиками и меланхоликами:

- необходимо поддерживать меланхоликов, подчеркивать их положительные качества, пробуждать интерес к окружающим;

- способствовать общению меланхоликов с доброжелательными, но энергичными, сильными людьми;

- в отдельных сферах жизни нужно опекать меланхоликов, заботиться о нем, но без жесткости;

- проявлять доброжелательность, поощрять и подбадривать;

- создавать для него щадящий режим [4];

- флегматиков необходимо выделять в группе с положительной стороны и поощрять;

- флегматиков постоянно нужно «тормошить» и выводить из состояния пассивности и безразличия;

- общаться с флегматиком почаще, развивая его социальный интеллект, но деликатно;

- находить для флегматика индивидуальные занятия со спокойным темпом работы;

- показывать флегматику, что он интересный человек, поддерживать доверительные отношения [7].

Необходимо помочь людям с такими типами темперамента влиться в коллектив. Для этого классным руководителям на первой неделе обучения можно провести игры на знакомство («Клубочек», «Снежный ком»), в первые месяцы использовать игры на сплочение коллектива («Зеркало», «Ассоциации»), а в дальнейшем для создания благоприятной атмосферы общения в группе можно проводить тренинги на доверие («Восковая палочка», «Фотоаппарат»).

У большинства холериков возникли сложности с режимом дня, поэтому для них разработана памятка по тайм-менеджменту [5], помогающая грамотно распределить время, которого будет хватать и на обучение, и на развлечения.

У многих сангвиников возникли сложности с неинтересными на их взгляд дисциплинами, поэтому для классных руководителей групп были предложены тренинги, которые помогают показать важность изучения каждой дисциплины при обучении в колледже («Оратор», «Автор», «Фантазер», «Кумир», «Профи»).

Многие хореографы независимо от типа темперамента видели сложности в больших физических нагрузках, поэтому для них разработан буклет с рекомендациями по адаптации к усиленным физическим нагрузкам [1].

Таким образом, учет типа темперамента первокурсника помогает не только находить наилучшие пути, формы, методы более быстрой профессиональной адаптации первокурсников, но и преодолевать слабые места типа темперамента, развивать его положительные стороны и являться целью создания на основе данного темперамента ценных профессиональных качеств личности.

Список использованной литературы

Адаптация к физическим нагрузкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sporter.md/posts/edynoborstva/adaptaciya-k-fizicheskim-nagruzkam.

Дубровина И.В., Данилова Е.Е. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / М.: Изд. «Академия», 1999. – 464 с.

Лебедева А. В. Влияние темперамента на выбор профессии / Концепт. – 2015. – Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 2. – ART 65009. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65009.htm. – ISSN 2304-120X.

Меланхолик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylab.flybb.ru/topic388.html.

Тайм-менеджмент для студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://timepost.ru/tajm-menedzhment-dlya-studentov.html.

Флегматик: краткая характеристика и рекомендации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.temp.zovu.ru/u31.htm.

Чурянина Д.А. Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/194/83731.php.

 

Оригинал работы:

Влияние типа темперамента на особенности адаптации первокурсников к образовательным условиям в колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*