Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Стратегии ООН по предотвращению стихийных бедствий: Эволюция правовых норм и институтов гуманитарного права

19.06.2018 646 1062
Нагорная Оксана Сергеевна
Нагорная Оксана Сергеевна, д.и.н., профессор

Косаркина Лада Ивановна
Косаркина Лада Ивановна, студент

Южно-Уральский технологический университет

Конец XIX – начало XX вв. ознаменовались созданием первых международных организаций государствами и их объединениями для сотрудничества в сфере смягчения последствий гуманитарных катастроф. Однако только во второй половине XX в., учтя опыт мировых войн, международная общественность сумела создать развернутые правовые и институциональные механизмы, обеспечивающие сотрудничество суверенных государств в области реализации международного гуманитарного права.

На сегодняшний день ключевую позицию среди этих механизмов занимает Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 г. и призванная решать широкий спектр глобальных гуманитарных проблем. Примерно с 1960-70 гг. одним из магистральных направлений работы этой организации стало смягчение последствий антропогенных и природных катастроф, с которыми все чаще сталкивалось человечество в связи с изменениями климата и усилением нагрузки на окружающую среду.

Актуальная статистика подчеркивает необходимость интенсификации деятельности международного сообщества в этом направлении. Только в 2016 г. 24,2 млн. человек были вынуждены покинуть свои дома из-за угрозы природных катастроф. В целом, за последние 20 лет уязвимость и незащищенность от стихийных бедствий стали причиной гибели более 1,35 млн. человек. За этот же период более 4 млрд. человек были вынуждены покинуть свое место жительства и лишились крова, пострадали от травм или нуждались в чрезвычайной помощи. Подобные явления влекут за собой трагическую гибель людей и чреваты масштабными разрушениями. Ежегодный экономический ущерб от бедствий оценивается в 250-300 млрд. долл. Эти цифры постоянно растут ввиду обострения проблем, связанных с изменением климата, перенаселенностью и урбанизацией.

Научная проблема заключается в необходимости оценки накопленного международным сообществом правового, институционального и практического опыта взаимодействия по предотвращению последствий стихийных бедствий, а также в настоятельной потребности разработки «дорожной карты» по снятию существующих противоречий и дальнейшему повышению эффективности предниимаемых усилий под эгидой ООН.

Необходимо учитывать, что антропогенные и природные катастрофы вызывают долгосрочные последствия: волны нерегулируемой миграции, дестабилизацию государств и целых региональных систем, масштабные эпидемии. С одной стороны, в нынешней глобально-политической ситуации разобщенности международного сообщества стихийные бедствия могут и должны выступать поводом для межгосударственного сотрудничества и отработки ценностных систем гуманитарной помощи. С другой, сама практика оказания помощи порождает вопросы правового порядка о соотношении понятий «помощь» и «вмешательство во внутренние дела», «суверенитет» и «обеспечение доступа к жертвам», не говоря уже о финансовых обязательствах благополучных стран и благотворительных организаций.

В целях выявления актуальных проблем регулирования международного сотрудничества со стороны ООН проанализируем ключевые документы. Так, например, в 1994 г. прошла Иогамская конференция, которая стала основным итогом Международного десятилетия по уменьшению опасности бедствий. В её рамках была согласована и принята Иокогамская стратегия, ставшая основным ориентиром международного сообщества в деятельности по уменьшению риска бедствий и смягчения их последствий. Основная мысль данного документа заключалась в том, что социально-экономическое развитие мира будет сдерживаться нескончаемыми бедствиями, если только меры по уменьшению их опасности не станут неотъемлемой частью национальных планов и программ развития на всех уровнях. После Иокогамской конференции многие страны приняли новые нормативные правовые акты, нацеленные на уменьшение опасности природных катастроф. Стратегия в дальнейшем способствовала повышению осведомленности населения и принятию обязательств по более активному включению мер по уменьшению опасности бедствий в процесс планирования национального развития.

В 1998 г. была принята Конвенция Тампере о предоставлении телекоммуникационных ресурсов нуждающимся государствам со стороны государств-участников ООН для смягчения последствий бедствий и осуществления операций по оказанию помощи. «Телекоммуникационные ресурсы означают персонал, оборудование, материалы, информацию, профессиональную подготовку, радиочастотный диапазон, сеть или трансляционные средства или другие ресурсы, необходимые для телекоммуникации». В документе подчеркивалось, что своевременное развертывание телекоммуникационных ресурсов и оперативное поступление информации имеют чрезвычайно важное значение для уменьшения числа человеческих жертв и ущерба, причиняемого стихийными бедствиями окружающей среде и имуществу.

Главным средством реализации усилий международного сообщества, направленных на уменьшение растущих последствий природных катастроф для множества стран мира, стала Международная стратегия уменьшения опасности бедствий, утвержденная ООН в 2001 г. В рамках подготовки данного документа был разработан целый ряд докладов, стратегических концепций и программ уменьшения опасности стихийных бедствий как одного из обязательных условий устойчивого развития. Задача повышения защищённости от катастроф природного характера приобрела значимость международного обязательства.
Следующим шагом стало утверждение Хиогской рамочной программы действий на 2005-2015 гг. «Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государств и общин». Опираясь на результаты реализации Иокогамской стратегии, учитывая итоги обсуждений на Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий, участники утвердили следующие пять приоритетных направлений действий данной рамочной программы:

1) обеспечение того, чтобы уменьшение риска бедствий являлось национальным и местным приоритетом при наличии прочной институциональной базы;
2) выявление, оценка и мониторинг факторов риска бедствий и улучшение раннего предупреждения;
3) использование знаний, новаторских решений и образования для создания безопасных условий и потенциала противодействия на всех уровнях;
4) уменьшение основополагающих факторов риска;
5) повышение готовности к бедствиям в целях эффективного реагирования на всех уровнях.

Отсюда следует, что в основу документа был заложен более комплексный и усовершенствованный подход к выявлению и снижению риска бедствий.

 


Читать работу полностью (оригинал работы):

Стратегии ООН по предотвращению стихийных бедствий: Эволюция правовых норм и институтов гуманитарного права




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*