Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое сопровождение деятельности педагога в инновационном развитии профессионального образования

22.11.2012 2066 6620
Серозудинова Галина Васильевна
Серозудинова Галина Васильевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

В данной статье рассмотрены основные этапы методического сопровождения деятельности деятельности педагога в инновационном развитии профессионального образования.

 

Ключевые слова: инновационное обучение, индивидуальный подход,  ИКТ и профессиональная компетентность.


На современном этапе развития региона перед профессиональной школой Кемеровской области встаёт задача эффективного кадрового обеспечения основных направлений и видов экономической деятельности в соответствии со стратегическими ориентирами развития Кузбасса. Для этого необходимо создать условия, обеспечивающие устранение непропорциональности на областных рынках труда и образовательных услуг; привести структуру подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования в соответствие с актуальными и перспективными потребностями экономики региона. Будущее поколение не сможет внести необходимый вклад в решение задач развития России и Кемеровской области, если оно не будет иметь соответствующего качественного образования. В условиях модернизации системы образования вопрос о качественно новом уровне взаимодействия преподавателя и методической службы приобретает особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, возросшей психологической, информационной, профессионально-инновационной нагрузкой, которую испытывает в настоящий момент преподаватель.


Понятно, что обеспечить качественное образование, воспитание, профессиональное мышление, высокую мобильность и компетентность, ориентированность на созидательный и качественный труд конкурентоспособных выпускников, должны педагоги, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности, владеющие глубокими педагогическими, психологическими, методическими знаниями и умениями, умело использующие различные способы профессионально-педагогической деятельности для творческого решения поставленных задач. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. А это качественно меняет содержание и виды деятельности методической службы учреждения СПО [1].


Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике и предполагающее наличие нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля не помогает устранить профессиональные затруднения педагогов. Следствием этого является возрастание роли методического сопровождения инновационной деятельности, под которым понимается целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально - педагогической деятельности. При этом речь идёт о такой форме помощи (на всем цикле инновационной деятельности), в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта за личностный выбор варианта решения актуальной проблемы [3].


Основные направления работы методической службы Новокузнецкого строительного техникума:

  1. Анализ профессиональной деятельности специалиста, при котором происходит выявление основных трудовых функций и профессиональных умений, необходимых для их выполнения; определение профессионально значимых качеств личности специалиста;
  2. Обновление содержания образования. Именно здесь происходит отражение в содержании обучения прогнозов развития отрасли, на которую ориентирована специальность, достижений науки и производства; проблемных вопросов (применительно к конкретной специальности, к конкретным учебным дисциплинам);
  3. Совершенствование профессиональной практической подготовки специалистов. Постепенно создается модель профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе;
  4. Организация образовательного процесса. Прослеживается и корректируется развивающий характер обучения; воспитывающий характер обучения; обеспечение связи теоретического обучения с практикой; реализация принципа активности и сознательности в обучении; сочетание индивидуальных и групповых форм работы в образовательном процессе;
  5. Современные технологии обучения и их применение в учебном процессе техникума. Это направление позволяет совершенствовать
    • формы и методы обучения, обеспечивающие развитие мыслительной активности студентов (формы и методы проблемного обучения);
    • формы и методы обучения, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности (формы и методы самостоятельной работы студентов);
    • формы и методы обучения, обеспечивающие овладение учебными и профессиональными практическими умениями и навыками (формы и методы практического обучения);
    • пути индивидуализации обучения;
    • разработку дидактических материалов.
  6. Контроль знаний и умений студентов. В этом направлении  разрабатываются методики контроля готовности студентов к профессиональной деятельности; разрабатываются методики анализа и оценки реализации требований к уровню общей организованности студентов (согласно ГОС СПО); применяются стандартизированные формы контроля (тестовый контроль); системы контроля самостоятельной работы студентов [4].

Цели, задачи и содержание методической службы в учебном заведении находятся в прямой зависимости от ее форм, которые определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации службы, либо обрекают ее на провал. Методическая деятельность техникума ведется как через коллективные, так и индивидуальные формы работы.

Формы организации методической работы в техникуме динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых: государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы; уровень педагогической культуры педагогов, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально - деятельностных показателей; морально-психологический климат в коллективе, материально-технические возможности организации методической работы; изучение внутритехникумовского педагогического опыта, инновационная открытость и активность преподавателей, уровень профессиональной готовности руководителей к осуществлению методической работы [2].


В техникуме сформирован квалифицированный состав педагогов, имеющих достаточный стаж педагогической деятельности и опыт подготовки специалистов среднего профессионального образования. Внутри ОУ успешно действует система повышения квалификации посредством проведения различных занятий с преподавателями, мастерами производственного обучения, проведения конференций и семинаров различного уровня. За последние три года повысили квалификацию 87% педагогического коллектива по различным направлениям.

Важным показателем развития профессиональной компетентности педагогов техникума мы считаем повышение уровня заинтересованности педагогических работников в творчестве, инновациях. Как результат, ежегодно преподаватели техникума становятся лауреатами, дипломантами и финалистами областных и всероссийских конкурсов.


НСТ является методическим центром для учреждений среднего профессионального образования юга Кузбасса. Это предопределило проведение на базе техникума многочисленных семинаров, конференций, мастер - классов городских, областных и межрегионального уровней, где изучался опыт техникума по проблемам создания системы управления образовательным процессом, подготовки специалистов строительной отрасли, по организации работы библиотек, по методическому сопровождению образовательного процесса и др.

Происходит развитие горизонтальных и вертикальных связей с образовательными учреждениями Кемеровской области. На базе ФГОУ СПО НСТ происходит подготовка и переподготовка сотрудников других образовательных учреждений, как в плане использования современного оборудования, так и в плане повышения методического обеспечения и распространения накопленного опыта.


В педагогической теории предлагаются различные критерии эффективности методической работы, но нам ближе всего в этом вопросе подход того же Поташника, который предупреждает, что напрямую с успеваемостью обучающихся оценивать эффективность нельзя, необходимо смотреть, как изменились сами кадры, стали ли они «давать сладкие крупные плоды».

Если представить методическую деятельность через универсальную схему любого вида деятельности: Цель – Содержание – Форма – Результат,

то о качестве результата  можно говорить лишь при правильности выбора цели, содержания и формы. Но сами по себе идеальные цели, содержание и формы не дадут эффекта, если не замотивировать коллектив на методическую деятельность, профессиональное развитие [1].


Формирование заказа на методические услуги посредством педагогической диагностики, дальнейшее обеспечение реализации профессиональных потребностей преподавателей диктуют не только иной подход к построению и содержанию методической работы в целом, но и способствуют ее результативности.


Итак, для качественного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми качествами, условия, для развития которых успешно создает методическая служба.

 

Литература.

  1. Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. - С.73.
  2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. – 244 с.
  3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
  4. Корнеев Ю.В. Пути совершенствования профессиональной компетентности педагогов техникума // Монография. – Томск:STT, 2008.-136с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*