Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Междисциплинарные связи в преподавании дисциплины «Информатика» как фактор формирования компетенций в системе СПО

18.06.2018 3807 6445
Тараненко Наталья Леонидовна
Тараненко Наталья Леонидовна, преподаватель

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

После введения ФГОС СПО третьего поколения актуальными среди преподавателей стали термины «общие и профессиональные компетенции», их формирование и оценивание. Формирование компетенций требует новых, более эффективных путей организации учебного процесса, а вопрос оценивания компетенций, особенно на дисциплинах естественнонаучного цикла, является до настоящего времени открытым.

Существующая система профессионального обучения (СПО) отражает традиционно сложившееся разделение предметных областей на общеобразовательные, общепрофессиональные и профессиональные дисциплины.

Поэтому одним из действенных способов формирования профессиональных компетенций являются междисциплинарные связи (МДС). Проблема реализации МДС в СПО была актуальна всегда, не утратила она своей актуальности и в настоящее время, так как связь между учебными дисциплинами является отражением объективно существующих связей между отдельными науками и способствует формированию единой научной картины мира, а это, в свою очередь, содействует формированию профессиональных компетенций.

Понятие междисциплинарных связей в настоящее время однозначно не определено. В основном это связано с многофункциональным и многофакторным характером МДС.

Под междисциплинарными связями будем понимать «целостность познаний, позволяющую студентам переносить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения одной учебной дисциплины, в другую» [1].

В компетентностном подходе под междисциплинарными связями понимается «применение знаний по одной дисциплине в предметном поле другой дисциплины» [2]. Междисциплинарные связи, понимаемые таким образом, открывают дополнительные пути обновления содержания, форм, методов и средств обучения в целях формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций [2].

Теоретическим обоснованием междисциплинарных связей является системно-деятельностный подход.

Реализации междисциплинарных связей в колледже мешает ряд причин, в том числе разобщенность работы преподавателей как внутри отдельной кафедры, так и, что особенно важно, между кафедрами естественнонаучного и профессионального циклов.

Наличие междисциплинарных связей - необходимое условие формирования компетенций и совершенствования всего учебного процесса. Поэтому необходимо при любой возможности осуществлять межпредметные связи между дисциплинами, особенно между дисциплинами естественнонаучного и профессионального циклов.

Особое место здесь занимает дисциплина «Информатика». И потому, что это прикладная дисциплина, и потому, что информационная культура – необходимая составляющая не только общей и профессиональной компетентности будущего специалиста, но и общей культуры современного человека.

При осуществлении МДС естественным образом реализуются такие важнейшие принципы обучения как научность, наглядность, доступность, систематичность, прочность результатов обучения, положительная мотивация, последовательность и мировоззренческая направленность обучения, активность и сознательность обучающихся в процессе обучения.

Междисциплинарные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами [3].

Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого [3]. Именно этот принцип можно и нужно осуществлять в процессе обучения студентов на дисциплине «Информатика».

Внедрение междисциплинарных связей между дисциплиной «Информатика» и специальными дисциплинами на I и II курсах содействует более успешному усвоению дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на III курсе, приводит в дальнейшем к более качественному выполнению курсовых и дипломных работ и проектов, и, в итоге, способствует повышению качества подготовки будущих специалистов.

Определенные трудности у преподавателя информатики могут возникнуть при оценивании студенческих работ на первых этапах реализации междисциплинарных связей. Здесь важно поддерживать связь с преподавателями специальных дисциплин, использовать их опыт.

В рамках дисциплины «Информатика» реализации межпредметных связей с естественнонаучными и общепрофессиональными дисциплинами содействуют:

профессионально ориентированное с учетом выбранной студентами специальности содержание материала, обрабатываемого на занятиях и дома при помощи информационных технологий при помощи пакета MS Office (например, выполнение расчетов математических, физических и статистических задач с построением графиков в табличном процессоре Excel, оформление решения математических, физических задач и статистических задач с использованием редактора формул в текстовом процессоре Word; оформление организационных, распорядительных и других документов в программе MS Word и т.д.);

проведение интегрированных занятий.

Все эти приемы достаточно технологичны, вызывают интерес у студентов, но требуют от преподавателя дополнительной подготовки. В то же время их использование становится сегодня одной из характеристик деятельности педагога и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса.

К сожалению, программы дисциплин составлены без учета МДС, поэтому их реализация до сих пор во многом зависит от личности преподавателя, его опыта и инициативы. Для реализации МДС преподавателю информатики необходимы наличие обширных знаний и межличностных связей с преподавателями специальных дисциплин, умение организовывать деятельность обучающихся по использованию информационных технологий в учебной и внеурочной деятельности.

Реализация межпредметных связей информатики с другими дисциплинами не только способствует внедрению информационных технологий в образовательный процесс, но и является мощным средством активизации познавательной деятельности студентов.

В таблице приведены некоторые примеры осуществления междисциплинарных связей при изучении дисциплины «Информатика».

Таблица 1. Примеры междисциплинарных связей при изучении дисциплины «Информатика».

Специальность

Общепрофессиональные дисциплины

Дисциплина «Информатика», II курс (содержание материала)

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Документационное обеспечение управления (IV семестр)

 

оформление реквизитов документов, метод вставки таблицы без границ, создание шаблонов документов, создание организационных и распорядительных документов (Word);

IV семестр

Статистика (III семестр)

расчет абсолютных и относительных показателей, построение графиков (Excel)

Правовые дисциплины (III- IV семестры)

создание буклетов по специальности

07.02.01 Архитектура

История архитектуры (III-IV семестры)

создание буклета по специальности;

III семестр

Архитектурное материаловедение (III семестр)

расчет стоимости кровельных материалов;

Изображение архитектурного замысла (IV семестр)

 

планировочное решение квартиры в MS Visio;

имитационная игра «Работа архитектурной фирмы»

 

К сожалению, при реализации междисциплинарных связей имеют место некоторые проблемы:

Отводимое учебными планами на дисциплину «Информатика» количество часов не позволяет расширить и углубить междисциплинарные связи.

В учебных планах «Информатика» и дисциплины, материал которых используется на занятиях по информатике, могут изучаться в разных семестрах (Таблица 1). В зависимости от времени изучения дисциплин имеет место либо пропедевтика, либо синхронность, либо повторение материала. Во всех этих случаях польза для студентов несомненна.

Приведенные выше проблемы иногда имеют место и при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Но рассмотрение этого вопроса выходит за рамки данной статьи.

Видно, что необходим анализ взаимосвязей между предметами для более качественного составления учебных планов. Это повысит и качество учебного процесса.

Но не подлежит сомнению тот факт, что межпредметные связи должны реализовываться не от случая к случаю, а систематически.

Таким образом, реализация междисциплинарных связей в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена играет значительную роль в компетентностном подходе в обучении и, следовательно, способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

 

Интернет - ресурсы:

Р.А. Яфизова. Реализация междисциплинарных связей математики и информатики в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-mezhdistsiplinarnyh-svyazey-matematiki-i-informatiki-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

Э.Н.Нуриева, Л.В.Бакеева. Междисциплинарные связи как способ формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnye-svyazi-kak-sposob-formirovaniya-obschekulturnyh-i-obscheprofessionalnyh-kompetentsiy

Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1583/МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ_СВЯЗИ

 

Оригинал работы:

Междисциплинарные связи в преподавании дисциплины «Информатика» как фактор формирования компетенций в системе СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*