Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИзвестно, что в современном мире специалист должен обладать гибкостью мышления, высокими адаптативными свойствами, так как спектр задач, с которыми он работает, часто шире того, к чему готовит профессионала система образования. Более того, взаимопроникновение и взаимозависимость отраслей экономики обусловливает наличие помимо основного нескольких дополнительных объектов профессио-нальной деятельности специалиста. Так, трудно найти в современном обществе специальность, не требующую умения обращаться с техническими средствами. Однако техника как объект профессионально - предметной среды для специалиста гуманитарного профиля будет вторична. Напротив, для инженера это будет основной объект профессиональной деятельности, что не исключает существования для таких профессий вторичных объектов (природа, знак). Во-первых, для большинства технических специалистов объектом профессионально-предметной среды будет техника. Случаи интолерантности к технике типичны как для людей, связанных с ней по роду деятельности, так и для неспециалистов. Быстрое развитие новых технологий сильно усложняет процессы повышения квалификации и переобучения специалистов. Следовательно, высокая толерантность и как следствие — способность быстрой адаптации к объекту профессиональной деятельности «техника» — могла бы сыграть роль промежу - точного звена между плановыми курсами повышения квалификации. Во-вторых, для специалистов в области ряда естественных наук (географы, геологи, биологи и др.) объектом профессиональной деятельности является природа. Здесь сам выбор профессии предполагает высокую толерантность к объекту профессиональной деятельности. В самом деле, трудно представить себе хорошего ветеринара, агронома или овощевода, который не любил бы живую природу. Однако и в деятельности хороших специалистов этого типа профессий возможны «непредвиденные» ситуации, ставящие в тупик и профессионала. В-третьих, специалисты в области гуманитарных наук, социальной сферы, сферы обслуживания сталкиваются в профессиональной деятельности с другими людьми. Отношения толерантности/интолерантности в профессиональной деятельности между человеком как субъектом и человеком как объектом описаны и изучены в научной литературе наиболее полно. Толерантность для специалистов этого типа профессий, бесспорно, является ключевым профессионально важным качеством. Отсутствие толерантности ведет в этой сфере к образованию внешних конфликтов. В-четвертых, в поле деятельности ряда специалистов (переводчики, лингвисты, маркетологи, рекламные агенты, программисты и пр.) входят задачи по интерпретации символов, кодированию и декодированию понятий. В данном случае объектом профессиональной деятельности становится знак как герменевтическая сущность. В частности, эти специалисты работают с естественными и искусственными языками, символами, цифрами, формулами и т. д. Всё вышеперечисленное — продукт человеческого интеллекта, поэтому наша схема редуцируется в тип отношении «человек — человек». Так, при изучении иностранного языка будущий переводчик сталкивается с чуждым ему мышлением, с иной картиной мира, что может отрицательно сказаться на качестве его работы. Специалисты этого типа должны быть толерантны и к знаковой системе (необязательно продуктам чуждого мышления), и к людям (например, потенциальным заказчикам). Неразрешенный внутренний конфликт при отсутствии навыков понимания знаковой системы может породить внешний конфликт при столкновении с представителями другой культуры.
В тех профессиях, где в качестве объекта выступает техника, безусловно можно сослаться на упомянутые нами выше особенности профессиональной толерантности у людей профессий типа «человек — техника». Как показано выше, профессиональная толерантность не только существует, но и жизненно необходима для любого специалиста. Объект профессиональной деятельности имеет непосредственное отношение к тому, какую специфику приобретает профессиональная толерантность для каждой отдельной профессии. Важно и необходимо в рамках теории и методики профессионального образования вывести понятие толерантности из поля отношений только по типу «человек — человек», хотя надо признать, что это обладает первостепенной важностью. Толерантность — не только и не столько отсутствие или положительное разрешение внешнего конфликта, прежде всего, это внутренний конфликт, причиной которого могут быть не только межличностные отношения. Широкий, комплексный подход к изучению профес-сиональной толерантности позволит перевести рассмотрение проблемы формирования толерантности специалиста на более высокий тео-ретический уровень и приступить к созданию универсальной педаго-гической технологии формирования толерантности специалиста.
В процессе обучения в вузах и сузах в современных педагогических технологиях закладываются большие потенциальные возможности для формирования и развития прфессиональных знаний, умений и навыков. В свою очередь эффективность обучающего процесса зависит от форм и методов подачи и освоения учебного материала. Сегодня активными принято считать методы, которые позволяют студентам, прежде всего:
- формулировать свое мнение и уметь его аргументировать;
- учиться слушать и слышать другого участника дискуссии;
- обогащать свой социальный опыт путем переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- активно и самостоятельно работать;
- критически мыслить;
- проявлять свою индивидуальность;
- решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств;
- участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Для достижения этих целей в процессе обучения используются традиционные методы обучения в совокупности с нетрадиционными: индивидуальная, парная и групповая работа, метод «мозгового штурма», метод проектов, дискуссии, ролевые и деловые игры. Ролевая игра позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов, их интересы, выступает как эффективное средство создания мотива к ознакомлению с культурой другого народа. Традиции, обычаи, исторические факты - это лишь некоторые аспекты, которые могут быть освящены в ходе беседы. При этом, обучаемый выступает не только в роли потребителя информации об иной культуре, но и в роли транслятора культуры собственной. Вживаясь в различные роли, студенты овладевают способностью к эмпатии, что особенно важно при формировании ценностного отношения к культуре другого народа.
Если в рамках средней школы возможно овладение лишь основами иноязычного межкультурного общения в единстве его компонентов в определенных государственным стандартом пределах, то среди требований, предъявляемых к выпускнику вуза и суза, одним из важнейших на современном этапе является владение им знаниями и умениями, необходимыми для выполнения роли субъекта диалога культур. Иными словами, целью образования становится не просто формирование знаний и умений, а определенных качеств личности и способностей, например, способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, критически мыслить.
Список использованных источников
1. Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных
управленческих проблем: Учеб. пособие / Г.К. Ашин, Г.И. Волкова, B.C. Глаголев и др.; Под ред. И.Г. Тюлина. М., 2004. М.Е. Орехов — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта, morekhov@yahoo. com
2.Профессиональная толерантность и субъектно-объектные отношения в
деятельности специалиста. Научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика». Журнал «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта». Серия: Филология, педагогика, психология.2007 г. М.Е. Орехов
3. Айнштейн В.Г. Мотивирующие факторы в подготовке инженеров //Высшее образование в России. 1993.- №2. С.96-98.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.