Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы

07.06.2018 572 1148
Сологубова Ольга Викторовна
Сологубова Ольга Викторовна, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…» 

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором его профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения[1].

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования.

На сайте «Общественная экспертиза и оценка учебников» был подведён итог обсуждения темы «ИКТ на уроках». И вот к каким выводам пришли:

- учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое;

- с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения;

- применение ИКТ-технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся;

- ИКТ как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет;

- в соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению, в том числе, и на формирование и развитие информационной культуры обучающихся.

Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения:
- использовать компьютерные презентации;
- использовать ИКТ как средства организации проектной деятельности обучающихся;
- использовать дистанционное обучение;
- проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий;
- использовать интерактивную доску;
- использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство;
- организовывать самостоятельную, учебно-познавательную деятельность и др.

И самое главное: используя ИКТ, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. При этом надо всегда помнить, что компьютер не заменяет педагогу, а только дополняет его.

Большая радость и подспорье для преподавателя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться.

Очень хочется, чтобы наши искушенные, избалованные информацией подростки были заинтересованы. Хочется дать им качественный и интересный материал.

Кто б ни был ты, прекрасный гений,

Твои творения окажутся пустыми,

Когда ты будешь сух и нелюдим.

И знай, тебе скажу без наставлений,

Будь ты биолог, физик или химик –

Ты должен быть искусством вдохновим.

Не станешь ты творцом открытий разных,

Не сможешь воплотить свои мечты,

Когда к литературе безучастен,

Поэзию не понимаешь ты.

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Педагогика словесника – это педагогика экспрессии: «слово + чувство».

Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.

Не секрет, что в наше время дети не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих обучающихся, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои студенты в полном объеме просмотрели дома новую версию фильма «Тихий Дон». Позже на уроке обсуждение вылилось в бурную дискуссию о достоинствах и недостатках старой и новой постановок. А иногда можем организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма. Так мы посмотрели и обсудили произведения «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Олеся», «Собачье сердце», «Судьба человека». Также рекомендую аудио книги, электронные книги[2].

Помню, какую бурю впечатлений вызывало у меня посещение театра! Именно там, а не на уроках литературы в школе я узнала, что такое драматургия. У большинства наших студентов нет возможности побывать в театре. ИКТ и здесь приходят на помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомиться с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова. Не жалею времени на просмотр пьес в полной версии, чтобы не «смазывать» впечатления от просмотренного. Поверьте, это того стоит! 

Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты. Фонохрестоматию можно использовать

как эталонное прочтение, к которому следует стремиться

в качестве иллюстрации

в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров.

Так у меня собралась и постоянно пополняется фонотека с голосом А.Ахматовой, И.Бунина, О.Басилашвили, С.Безрукова. Есть редкие кадры речи Бунина при вручении Нобелевской премии. Сама я фильмы не делаю, но есть замечательные сайты по-настоящему творческих коллег, которые щедро делятся своими наработками. Очень часто в свои уроки литературы я вставляю их видеоролики, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так почти полностью под музыкальное сопровождение проходит урок по творчеству С.А.Есенина. А как же иначе, если стихи поэта льются песней. Здесь звучат замечательный романс «Отговорила роща золотая», песни на стихи «Письмо матери», «До свиданья, друг мой, до свиданья» с кадрами живого Есенина, а еще мы смотрим отрывок из фильма «Сергей Есенин», где Сергей Безруков изумительно исполняет стихи поэта. И если я вижу восхищенные взгляды, застывшие в глазах слезы, значит, моя цель достигнута!

А когда начинаются уроки по творчеству В.Маяковского, первое, что я вижу – это недовольные лица ребят. Этот непонятный Маяковский! Но постепенно интерес возрастает: из документальных кадров фильма «Живой Маяковский» мы узнаем о многосторонности таланта этого человека – Маяковский-поэт, Маяковский-художник, наконец, Маяковский-режиссер и актер кино! Да, мы имеем возможность посмотреть редкие кадры фильма Маяковского «Барышня и хулиган». А как вы думаете, можно ли стихи поэта положить на музыку? Оказывается, многие музыканты обращаются к его творчеству. И вот мы слушаем «Лиличке» или «Партия и Ленин» в стиле тяжелого рока.

Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?

Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Константиново, Царское Село, Ясную поляну, поэтому такие экскурсии замещают «живые».

Хочу привести несколько примеров использования средств Интернета на своих уроках. Сразу отмечаю, что чаще всего я использую их на этапе самостоятельной подготовки учащихся к урокам. В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования: 
• в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое – «отделить зёрна от плевел». К сожалению, большинство студентов не умеют это делать; 

• прежде чем предлагать задание ученикам, связанное с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно необходимо представлять, что в результате он должен получить; 

• нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;

• обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше); 

• предупредить учеников о критериях оценивания работы; 

• показать практическую значимость выполняемого учащимися задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других группах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как студент сдал работу, прошу разрешения для её использования;

• список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у ребят было право выбора; 

• определить объём работы. 

Часто сами студенты подсказывают интересные Интернет-источники.

Нельзя не отметить участие в Интернет-олимпиадах, конкурсах, в которых ребята с удовольствием принимают участие.

Используемая литература:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/601471/ - открытый урок

https://infourok.ru/doklad-na-temu-ispolzovanie-informacionnokommunikacionnih-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-456576.html - портал инфоурок

 

Оригинал работы:

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*