Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование дидактических возможностей Интернета на уроках русского языка и литературы

05.06.2018 1679 3413
Котыш Елена Петровна
Котыш Елена Петровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Ротшильд

 

Высокий темп технологического процесса, глобализация информации требует от современного человека развитого навыка поиска информации, умение ее анализировать и интерпретировать. Студенты в соответствии с ФГОС и Концепцией об образовании должны быть ориентированными на творчество, инновационную, учебно-исследовательскую и информационно-познавательную деятельность. Педагогика знаний трансформируется в педагогику познания: от знаний, умений, навыков к способам универсальных учебных действий.

Исследования В.Н.Елисеева, О.Н.Арестовой, А.В.Салькова, Е.С.Полат, Г.И.Щукиной, В.А.Сластенина, посвященных внедрению сети Интернет в образовательный процесс, формированию познавательной активности студентов, являются свидетельством возрастающего внимания ученых к использованию информационного пространства. Современные студенты – это люди, родившиеся в эпоху цифровых технологий, Интернет является естественной средой их обитания. В этой связи следует идти навстречу ожиданиям обучающихся и предоставлять им возможность усваивать материал с помощью Интернета и мобильных устройств.

Традиционные способы передачи информации (устная и письменная речь) уступают компьютерным средствам обучения. Серьезным инструментом поиска информации становится Интернет, позволяющий ознакомиться с огромной библиографией, обширным наследием литературы и языка, расширив образовательное пространство студентов. Использование ресурсов Интернета позволяет сделать обучение более интересным, повысить качество усвоения материала, перевести обучение на уровень активного преобразования информации, развить умение студентов ориентироваться в информационном потоке, осуществить дифференцированный подход.

Преимуществом использования Интернета на уроках русского языка, литературы является:

− доступность тиражирования видео- и звукового материала;

− неограниченная возможность пополнения базы данных;

− доступность иллюстративного материала.

Информационное обучение требует создания условий для активной творческой самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. В развитии творческой инициативы и критического мышления студентов особую роль играет проектная деятельность. На уроках русского языка, литературы можно использовать разнообразные виды проектов:

-лингвистические проекты (изучение языковых реалий). Решение лингвистических проблемных ситуаций позволит, например, определить механизмы, лежащие в основе нашей способности понимать друг друга. Узнать, как лингвисты описывают единицы языка, как пользоваться этими описаниями. Как устроена система русского языка и в чем ее отличия от строя других языков и т.д. («Как возникла современная грамотная речь», «Мудрость и красота русского слова в рассказах Л.Толстого);

-литературоведческие проекты (например, изучение художественной манеры автора; определение смысла художественной детали; нахождение бинарных оппозиций в художественном тексте);

-интегративные (связь языка с музыкой, изобразительным искусством, географией, историей, спортом и т.д.) Например, «Воплощение образов русской литературы в кинематографе», «Русский мир в пословицах, поговорках и фразеологизмах»;

-ролевые проекты (деловые игры к разделам «Стилистика», «Культура речи», «Если бы я был режиссером спектакля по произведению, то из каких сцен состоял бы мой спектакль»);

-игровые проекты (создание коммуникативных творческих ситуаций, например, «Успешность интернет-общения»).

Результатом информационного проекта может стать оригинальная авторская работа (публикация в СМИ, в сети Интернет: рецензия, хроника, репортаж, анонс, специальный репортаж). Творческого проекта – видеофильм, альманах, литературное произведение. Исследовательского проекта – интеллектуальные продукты, в которых формулируются цели, задачи, обосновывается актуальность темы, используются научные методы и т.п.

Необходимым условием научно-исследовательской работы или выступления на литературную или лингвистическую тему является работа с печатными материалами, электронными ресурсами открытого доступа. Эффективное использование Интернета позволяет развивать коммуникативно-речевые умения, необходимые для написания сочинений-рассуждений, учебно-научных докладов, овладевать основами академической культуры: соблюдение принципов академической этики (недопущение плагиата), владение культурой научно-познавательной деятельности, чтение и интерпретация специальной литературы по теме исследования. Работая в сети Интернет, студенты сталкиваются с проблемой поиска источников информации: электронных текстов, архивных источников, электронных версий журналов, книг, словарей. Вовлеченность студентов в образовательный процесс, использование качественных образовательных ресурсов способствует повышению качества образования. Справочные ресурсы сети могут быть использованы в обучающих целях во время занятий, после занятий.

Во всемирной паутине можно найти множество страниц, посвященных русскому языку, литературе. Это ресурсы, где можно:

-проверить свои знания, получить ответы по языкознанию у специалистов института русского языка В.В.Винградова. Справочная служба «Грамота» (http://gramota.ru) дает информацию о правописании, грамотном произношении, склонении и т.д.;

-оставить запрос по интересующей языковой или литературной теме и бесплатно получить ссылки на материалы в сети Интернет для работы над темой доклада, реферата, проекта на общедоступном сайте виртуальной справочной службы «Спроси библиографа» (http://www.vss.nlr.ru/query_form.php);

-выполнить интерактивную презентацию (или конвертировать старую презентацию в шаблон Облака) в образовательной технологической платформе Emaze, включив в презентацию текст, видео, аудио (https://www.emaze.com/education/);

-подобрать литературный материал к сообщению, докладу, презентации позволит виртуальная библиотека http://a4-format.ru/index.php?lt=А;

-закрепить орфограммы на авторских онлайн тренажерах по русскому языку (http://kid-mama.ru/category/igry-i-trenazhery/russkij-yazyk/onlajn-trenazhery-po-russkomu-yazyku/) или с использованием открытого банка заданий по литературе и русскому языку (http://fipi.ru) на разных этапах урока или в качестве самостоятельных работы;

-расширить свой словарный запас, проследить взаимозаменяемость и взаимосвязь слов, эффективно усовершенствовать свои знания в правописании http://vedi.aesc.msu.ru/russian/mistakes.php;

-посмотреть лекции ведущих преподавателей ВУЗов в официальном сообществе Министерства образования и ВКонтакте;

-найти в онлайн-библиотеках виде- и аудиофайлы, гиперссылки на полезный интернет-контент, тексты художественной литературы;

-выполнить индивидуальное практическое задание, самостоятельно рассчитав продолжительность и время своих занятий, скорость освоения материала, в зависимости от личных обстоятельств;

-пройти диагностическое тестирование по русскому языку https://ege.yandex.ru/ege/russian, по литературе;

-открыть для себя новые рубежи лингвистических и литературоведческих знаний в олимпиадах и творческих конкурсах всероссийского и международного уровня http://www.minobr.org , https://mega-talant.com/.

Продуктивным инструментом, позволяющим студентам знакомиться с культурным и историческим контекстом, является Национальный корпус русского языка, содержащий огромное количество русских текстов и более 265,5 млн словоформ. Корпус обеспечивает огромным количеством лексических и грамматических примеров для научных исследований студентов. Предоставляет справочный материал в области фонетики, лексики, истории языка. Поиск слов, словосочетаний позволяет проанализировать динамику вторжения иноязычных слов, провести анализ семантических признаков, определить пик популярности, частоту использования какого-либо слова.

Ключевые слова и высказывания изучаемого произведения, можно найти в разных текстах, у разных авторов. Так, анализируя стихотворение А.Блока, определяем безысходность настроения в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Прослеживаем жизнь этого стихотворения в романе С.Носова «Грачи улетели», в фантастической повести Грей Ф.Грина «Кетополис – Киты и броненосцы», в детективе А.Михайлова «Капкан для одинокого волка», в мемуарах А.Суриковой «Любовь со второго взгляда», в рекламных роликах и т.д. Слова, выражающие основную мысль текста, заглавия актуализируют различные смысловые грани в сознании студентов. Путем аналитической работы студенты делают выводы о семантической наполняемости ключевых слов, цитат из классических произведений.

Национальный корпус русского языка учитывает требования ФГОС: студенты на занятиях русского языка могут самостоятельно проверить правильность выполнения синтаксического разбор предложений, определить жанровые и стилистические черты текстов, извлеченных в корпусе.

Смысл информатизации образования заключается в создании благоприятных условий использования культурной, учебной и научной информации. Поддерживать мотивацию и умственную активность студентов могут специально разработанные приложения. Установив в мобильные средства (планшет, смартфон и т.д.) приложение «Грамотей», «Отличник», можно ликвидировать знаниевые лакуны некоторых правилах орфографии, потренироваться в расстановке знаков препинания, выполнить упражнения по фонетике; в приложении «Орфо» в формате игры можно узнать о некоторых значениях слов, попросить подсказку написания слова. Эффектом филологического погружения обладает приложение «Глазарий языка», содержащее статьи об авторской пунктуации, о речевой психологии.

Оптимальное использование Интернета в учебном процессе позволяет предъявить информацию в образной форме, облегчить достижение образовательной цели, повысить качество обучения, сформировать мотивацию к самообразованию, поисковой и исследовательской деятельности.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М, 2008.

2. Национальный корпус русского языка (электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru/

3. Информационные технологии и письменное наследие. – Петрозаводск, Ижевск, 2012.

4. Зырянова С.А., Филимонова О.А. Реализация принципа наглядности в обучении техническим дисциплинам с использованием информационно-коммуникационных технологий// Научно-методический журнал «Концепт». – 2016, - № 11. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/16238.htm?view

 

Оригинал работы:

Использование дидактических возможностей Интернета  на уроках русского языка и литературы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*