Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка и использование электронных учебников в современном образовательном процессе

01.06.2018 1116 1873
Чикнайкина Ольга Леонидовна
Чикнайкина Ольга Леонидовна, преподаватель

Саранский государственный промышленно-экономический колледж

Чем активнее ты пробуешь что-то новое, тем больше у тебя шансов наткнуться на что-то действительно стоящее.

С.М. Брин

 

В современном мире идет становление новой системы образования. Все большую роль в образовании играет информация и информационные процессы, как важные факторы, определяющие характер и целеустремленность педагогического процесса. Это помогает понимать изменения в педагогической теории и практической составляющей учебно-воспитательного процесса.

На сегодняшний день, в процессе обучения, активно используются электронные учебные пособия, помогающие студентам колледжа самостоятельно готовиться к учебному процессу. Электронные учебники выступают в качестве тьюторов, принимая на себя большую рутинную работу при изложении нового материала, при проверке и оценке знаний студентов.

Необходимо отметить, что электронный учебник – это не электронный вариант обычного учебника, функции которого ограничиваются только возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую тему. Материал обязательно должен быть адаптирован к разным видам деятельности студентов и иметь четкую градацию – лекции должны быть помещены в отдельный блок, практические занятия, лабораторные работы – должны находиться в другом блоке, также там обязательно должны присутствовать тесты, вопросы для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к экзамену. Очень важно предусмотреть функцию печати для любого блока материала. При грамотном использовании электронный учебник может стать важным инструментом для самостоятельного изучения большинства дисциплин, особенно, связанных с информационными технологиями.

В электронном учебнике, как правило, оказываются востребованными все мультимедийные функции: анимации и видео, интерактивные компоненты, помогающие удержать внимание студентов при изучении учебного курса. Все это делает учебный процесс увлекательным, ярким и в конечном итоге более продуктивным.

Даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, которая может понадобиться студентам при изучении данного предмета, всегда требуется дополнительная литература. С появлением Интернета и буйным развитием тематических сайтов и порталов различного назначе6ния стало возможным найти практически любую информацию, подключившись к сети и сделав несколько запросов к поисковым машина. Но информации бывает настолько много, очень разнородной и противоречивой, что самостоятельно разобраться в этом потоке не всегда возможно. В этом случае преимуществом электронного учебника является то, что весь нужный дополнительный материал собран в одном месте и не нужно тратить время для его поиска. Также необходимо предусмотреть самопроверку усвоенных знаний.

Преимуществами электронного учебника являются:

возможность приспосабливания и совершенствования интерфейса под особые запросы обучаемого. Подразумевается возможность использования гипертекстовой, текстовой, фреймовой структуры учебника, при этом количество, размер и заполнение фреймов может изменяться. Вместо фреймов можно использовать всплывающие окна с тем же содержимым, например, с рисунками;

возможность использования дополнительных средств воздействия на учащегося, это помогает быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Также важным является введение в текст пособия анимационных моделей. Положительного эффекта можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего тексту преподавателя;

возможность построения удобного и простого механизма навигации в электронном учебнике. В печатном издании всего две таких возможности: оглавление и колонтитулы, также к ним относят глоссарий. Для их практической реализации нужно листать страницы учебника. В электронном пособии используются фреймовая структура и гиперссылки или карты-изображения, с их помощью, не листая страниц, можно быстро перейти к нужному фрагменту и, если нужно, быстро вернуться обратно, также не нужно запоминать страницы, на которых были расположены эти фрагменты;

возможность встроенного контроля уровня знаний студента, и на основе этого автоматический выбор слоя учебника, как указано в следующем пункте;

возможность приспособления изучаемого материала к уровню знаний студента, что улучшает восприятие и запоминание информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры, а также в соответствии с результатами тестирования студенту предоставляется слой, согласно уровню его знаний.

У электронных учебников есть и ряд недостатков:

необходимость специального оборудования, компьютера с соответствующим программным и аппаратным обеспечением;

необычность, непривычность электронной формы представления информации и повышенной утомляемости при работе с монитором.

Не менее важным при разработке электронного учебника является выбор программных средств, от выбора той или иной авторской системы зависят не только внешний вид учебника, его эстетический уровень, но и его функциональность, способность поддерживать различные форматы данных, соответствие стандартам мультимедиа, зависит будет ли он привязан к авторской системе в которой разрабатывался или сможет работать на любом компьютере в независимости от установленного на нем программного обеспечения.

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

традиционные алгоритмические языки;

инструментальные средства общего назначения;

средства мультимедиа;

гипертекстовые и гипермедиа средства.

Подводя итоги, можно сказать, что разработка и использование электронных учебников – одна из главных задач повышения уровня образования. Преподавателями и студентами колледжа ежегодно подготавливаются электронные учебники, которые помогают студентам приобрести навыки учиться на протяжении всей жизни и постоянно пополнять и совершенствовать свои знания. Подготовка специалистов в этом случае окажется максимально приближенной к реальным условиям их деятельности. Использование информационных технологий позволит не только сохранять свой уровень квалификации, но и постоянно повышать его.

 

Список использованных источников:

Андрейченков А.В., Андрейченкова О.Н. «Интеллектуальные информационные системы». Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004

Яворский В.В. и др. Введение в информационные технологии: Учебное пособие [Текст] Учебное/ Яворский В.В. и др.:- Астана: Фолиант, 2007.

Ермеков Н.Т.Информационные технологии [Текст]: учебное: учебник/ Н.Т. Ермеков. - Астана: Фолиант, 2006. - 132 c

Назаренко Е.Ф. Информационные технологии [Текст]: учебное: учебник/ Е.Ф. Назаренко. - Астана: Фолиант, 2007. - 312 c.

Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании./ И. В. Роберт– М.: Школа-Пресс, 2007.

Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы [Текст]: учебное: Учебное пособие/ Е.Л. Федотова. - Москва: ИД "Форум", 2009. - 352 c.: ил.

Ланкин В., Григорьева О. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы. // Высшее образование в России, 2008, №2.

Вендров А.М. «Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем». Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Дик В.В. «методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки». – М.: Финансы и статистика, 2001.

А.М. Поган. «Delphi – руководство программиста». Учеб. Пособие – Москва 2006.

Дж.Ульман, "Основы систем баз данных", М.:Финансы и статистика,1983г.

Буянов А.А. Динамика учебной мотивации студентов. // Высшее образование сегодня, 2008, №3.

Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. - 2006, № 2.

Материалы VII Всерос. семинара «Разработка и применение программ. средств в учебном процессе» / Институт проблем информат. МГУ - М., 2008.

Полат Е.С. и др. Современные педагогические и информационные технологии в системах образования [Текст]: учебное/ Полат Е.С. и др.; Полат Е.С. и др..- Москва: АКАДЕМИЯ, 2007

 

Оригинал работы:

Разработка и использование электронных учебников в современном образовательном процессе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*