Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЧем активнее ты пробуешь что-то новое, тем больше у тебя шансов наткнуться на что-то действительно стоящее.
С.М. Брин
В современном мире идет становление новой системы образования. Все большую роль в образовании играет информация и информационные процессы, как важные факторы, определяющие характер и целеустремленность педагогического процесса. Это помогает понимать изменения в педагогической теории и практической составляющей учебно-воспитательного процесса.
На сегодняшний день, в процессе обучения, активно используются электронные учебные пособия, помогающие студентам колледжа самостоятельно готовиться к учебному процессу. Электронные учебники выступают в качестве тьюторов, принимая на себя большую рутинную работу при изложении нового материала, при проверке и оценке знаний студентов.
Необходимо отметить, что электронный учебник – это не электронный вариант обычного учебника, функции которого ограничиваются только возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую тему. Материал обязательно должен быть адаптирован к разным видам деятельности студентов и иметь четкую градацию – лекции должны быть помещены в отдельный блок, практические занятия, лабораторные работы – должны находиться в другом блоке, также там обязательно должны присутствовать тесты, вопросы для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к экзамену. Очень важно предусмотреть функцию печати для любого блока материала. При грамотном использовании электронный учебник может стать важным инструментом для самостоятельного изучения большинства дисциплин, особенно, связанных с информационными технологиями.
В электронном учебнике, как правило, оказываются востребованными все мультимедийные функции: анимации и видео, интерактивные компоненты, помогающие удержать внимание студентов при изучении учебного курса. Все это делает учебный процесс увлекательным, ярким и в конечном итоге более продуктивным.
Даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, которая может понадобиться студентам при изучении данного предмета, всегда требуется дополнительная литература. С появлением Интернета и буйным развитием тематических сайтов и порталов различного назначе6ния стало возможным найти практически любую информацию, подключившись к сети и сделав несколько запросов к поисковым машина. Но информации бывает настолько много, очень разнородной и противоречивой, что самостоятельно разобраться в этом потоке не всегда возможно. В этом случае преимуществом электронного учебника является то, что весь нужный дополнительный материал собран в одном месте и не нужно тратить время для его поиска. Также необходимо предусмотреть самопроверку усвоенных знаний.
Преимуществами электронного учебника являются:
возможность приспосабливания и совершенствования интерфейса под особые запросы обучаемого. Подразумевается возможность использования гипертекстовой, текстовой, фреймовой структуры учебника, при этом количество, размер и заполнение фреймов может изменяться. Вместо фреймов можно использовать всплывающие окна с тем же содержимым, например, с рисунками;
возможность использования дополнительных средств воздействия на учащегося, это помогает быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Также важным является введение в текст пособия анимационных моделей. Положительного эффекта можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего тексту преподавателя;
возможность построения удобного и простого механизма навигации в электронном учебнике. В печатном издании всего две таких возможности: оглавление и колонтитулы, также к ним относят глоссарий. Для их практической реализации нужно листать страницы учебника. В электронном пособии используются фреймовая структура и гиперссылки или карты-изображения, с их помощью, не листая страниц, можно быстро перейти к нужному фрагменту и, если нужно, быстро вернуться обратно, также не нужно запоминать страницы, на которых были расположены эти фрагменты;
возможность встроенного контроля уровня знаний студента, и на основе этого автоматический выбор слоя учебника, как указано в следующем пункте;
возможность приспособления изучаемого материала к уровню знаний студента, что улучшает восприятие и запоминание информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры, а также в соответствии с результатами тестирования студенту предоставляется слой, согласно уровню его знаний.
У электронных учебников есть и ряд недостатков:
необходимость специального оборудования, компьютера с соответствующим программным и аппаратным обеспечением;
необычность, непривычность электронной формы представления информации и повышенной утомляемости при работе с монитором.
Не менее важным при разработке электронного учебника является выбор программных средств, от выбора той или иной авторской системы зависят не только внешний вид учебника, его эстетический уровень, но и его функциональность, способность поддерживать различные форматы данных, соответствие стандартам мультимедиа, зависит будет ли он привязан к авторской системе в которой разрабатывался или сможет работать на любом компьютере в независимости от установленного на нем программного обеспечения.
Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:
традиционные алгоритмические языки;
инструментальные средства общего назначения;
средства мультимедиа;
гипертекстовые и гипермедиа средства.
Подводя итоги, можно сказать, что разработка и использование электронных учебников – одна из главных задач повышения уровня образования. Преподавателями и студентами колледжа ежегодно подготавливаются электронные учебники, которые помогают студентам приобрести навыки учиться на протяжении всей жизни и постоянно пополнять и совершенствовать свои знания. Подготовка специалистов в этом случае окажется максимально приближенной к реальным условиям их деятельности. Использование информационных технологий позволит не только сохранять свой уровень квалификации, но и постоянно повышать его.
Список использованных источников:
Андрейченков А.В., Андрейченкова О.Н. «Интеллектуальные информационные системы». Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004
Яворский В.В. и др. Введение в информационные технологии: Учебное пособие [Текст] Учебное/ Яворский В.В. и др.:- Астана: Фолиант, 2007.
Ермеков Н.Т.Информационные технологии [Текст]: учебное: учебник/ Н.Т. Ермеков. - Астана: Фолиант, 2006. - 132 c
Назаренко Е.Ф. Информационные технологии [Текст]: учебное: учебник/ Е.Ф. Назаренко. - Астана: Фолиант, 2007. - 312 c.
Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании./ И. В. Роберт– М.: Школа-Пресс, 2007.
Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы [Текст]: учебное: Учебное пособие/ Е.Л. Федотова. - Москва: ИД "Форум", 2009. - 352 c.: ил.
Ланкин В., Григорьева О. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы. // Высшее образование в России, 2008, №2.
Вендров А.М. «Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем». Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
Дик В.В. «методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки». – М.: Финансы и статистика, 2001.
А.М. Поган. «Delphi – руководство программиста». Учеб. Пособие – Москва 2006.
Дж.Ульман, "Основы систем баз данных", М.:Финансы и статистика,1983г.
Буянов А.А. Динамика учебной мотивации студентов. // Высшее образование сегодня, 2008, №3.
Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. - 2006, № 2.
Материалы VII Всерос. семинара «Разработка и применение программ. средств в учебном процессе» / Институт проблем информат. МГУ - М., 2008.
Полат Е.С. и др. Современные педагогические и информационные технологии в системах образования [Текст]: учебное/ Полат Е.С. и др.; Полат Е.С. и др..- Москва: АКАДЕМИЯ, 2007
Оригинал работы:
Разработка и использование электронных учебников в современном образовательном процессе
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.