Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Правовое воспитание – основа социальной защищенности будущих специалистов

15.11.2012 1770 5856
Борисова Елена Михайловна
Борисова Елена Михайловна, преподаватель

Североуральский политехникум
Рассматривая теоретические положения о процессе профессионального становления личности, необходимо было изучить  зарубежный и отечественный опыт по адаптации и становлению специалистов. Исходя из анализа теории и практики по проблеме правового воспитания студента-специалиста, можно сформулировать следующее определение понятия «профессиональное становление». Профессиональное становление молодых специалистов – непрерывный процесс приобретения личностью профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в образовательной деятельности.

Представление о профессиональном становлении включает также степень развития профессиональной компетентности молодого специалиста и общественное признание в процессе освоения им социального пространства.


В качестве педагогических условий, способствующих эффективности профессионального становления молодых специалистов в образовательном учреждении, определены: обеспечение непрерывности данного процесса в системе: политехникум – педагогический коллектив – обучающийся. 

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остаётся актуальной задача  по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает: «семья – образовательное  учреждение – общество». Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Главные защитники прав ребёнка – это их родители, к этому их обязывает семейное право, но они не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства и образовательного учреждения. Среди обучающихся встречаются такие, которые имеют уже сформированное убеждение неприятия законов или для которых основой является лозунг: «Хочу, чтобы было то, что захочу». Увеличение таких студентов вызывает тревогу, несет угрозу их жизни и здоровью,  а так же является подтверждением того, что ни семья, ни школа, где они учились и жили, не дали ему должного представления о правовой культуре. А еще это говорит о том, что формируется неправильное представление о демократии.


Явления социальной деформации в настоящее время проникли во все сферы общественной жизни. Негативные проявления правового нигилизма – экстремизм, преступность в подростковой и молодежной среде – получили широкое распространение и обрели более опасный для российского общества характер, по сравнению с прошлыми периодами времени. Данные отрицательные девиации наносят огромный вред и государству, и обществу, задерживая их развитие. В связи с этим правовой нигилизм молодежи следует рассматривать в качестве социальной проблемы современного российского общества, требующей безотлагательного решения.


Цель:

  • Создать модель (на протяжении обучения в политехникуме) – правового  пространства  «От правовых знаний – к гражданской позиции».
  • Разработать, теоретически обосновать и реализовать систему правового образования и воспитания специалиста.
  • Популяризировать права ребенка,  формировать активную позицию населения по особой роли семьи в воспитании правосознания нового поколения.

Задачи, направленные на достижение цели:

1. Создать непрерывную систему правового образования, воспитания.

2. Скоординировать взаимодействие политехникума, семьи и общественности по правовому просвещению  (повышение правовой и педагогической культуры родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей).

3. Воспитать гражданина правового общества,  через изучение правовой и государственной систем нашей страны.


Приходится констатировать, что в настоящее время государство не в полной мере осуществляет управление поведением граждан, особенно – молодых людей. Управление поведением молодежи напрямую связано с правовым образованием, воспитанием. Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, так как это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности, ее гражданской активности и культуры.

Подлинное правовое воспитание должно ориентироваться на то, чтобы правовая информация, полученная в процессе обучения, служила созданию системы устойчивых привычек действовать при любых условиях и в любых ситуациях только правомерно, а также вести борьбу с любыми правонарушениями. Т.е. правовое воспитание представляет собой разновидность социального контроля, который призван регулировать негативное и опасное для общества девиантное поведение молодых людей, в частности подростковые и молодежные преступления. Прежде всего, это обусловлено тем, что «предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе».


В связи с тем, что в настоящее время Россия переживает период острейшего социального кризиса, происходит процесс реформирования, появления новых элементов и структур, который сопровождается разрушением старых, в молодежной среде получает широкое распространение правовой нигилизм. Поэтому особенно актуальным становится необходимость управления поведением молодых граждан со стороны государства. Молодежь должна получать необходимые для жизни правовые знания для того, чтобы уважительно относиться к закону и праву в целом, не нарушать действующее законодательство и сделать сознательно правомерное поведение образом жизни.


Снижение уровня распространения правового нигилизма молодежи, и подростковой, молодежной преступности как формы его проявления, является процессом многосубъектным. Его субъектами являются не только индивиды, но и государственные, муниципальные органы и общественные организации. Также в числе субъектов управления поведением молодых граждан, профилактики подростковой и молодежной преступности можно выделить «органы защиты и социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой помощи подросткам, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях».


Особое внимание необходимо обратить на вопрос правового воспитания молодой личности в семье. Это связано с тем, что микроклимат семьи оказывает непосредственное воздействие на психику и поступки молодого человека, то есть именно в семье формируется база, на основе которой осуществляется дальнейшее развитие представлений человека о праве и культуре, а поступки родителей и окружающих людей формируют его жизненные ориентиры.


Первый опыт социального влияния ребенок получает в семье. И важнейшим фактором формирования противоправного поведения подростков является неблагоприятный семейный фон (алкоголизм родителей, физические и нравственные оскорбления, агрессия по отношению к ребенку и друг к другу и т.д.). Это приводит к деформации семейных отношений, создает хроническую психотравмирующую ситуацию, что формирует антисоциальную направленность личности подростка.


Учебные заведения также являются важными агентами социализации молодых граждан. Образовательному учреждению как главному после семьи агенту правовой социализации принадлежит значительная роль в нравственно-правовом воспитании учащихся.


Политехникум, а именно уроки права,  как один из элементов образовательной системы, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения, дает новые знания и навыки социализации. Следовательно, преподаватель правовых дисциплин должен прививать уважительное отношение молодежи к праву, способствовать формированию высокой правовой культуры молодого специалиста. Более того, именно за образовательным учреждением, в роли преподавателя, закреплена важная роль в исправлении ошибок семейного воспитания, компенсации недостатков семейного воспитания, приостановлении процесса деморализации личности обучающегося, который начался в семье.

Как показали проведенные социологические исследования в 2010-2011 учебном году, лишь 6,3 % респондентов,  до обучения в политехникуме,  применяли в жизни правовые знания. Таким образом, тех правовых знаний, которые получают подростки в процессе обучения в школе, недостаточно для формирования социально одобряемого поведения молодых граждан, воспитания их в духе уважения к праву.


Правовое образование обучающихся, а в дальнейшем выпускников-специалистов,  является одним из главных направлений борьбы с распространением правового нигилизма молодежи в российском обществе. Для того, чтобы управлять поведением молодых людей, направляя его в правомерное русло, необходимо постоянное воздействие социальных норм общества.


Основными формами правового просвещения обучающихся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи). Игровые ситуации с элементами правовых знаний, знакомство с деятельностью судебных и правоохранительных органов, факультативы "Правоведение", "Закон и ты", Закон и право". Лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: "Общество и подросток", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон". Встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов. Сюжетно-ролевые игры, разбор проблемных ситуаций.  Тематические выставки литературы, выпуск информационных бюллетеней "Право. Закон. Мораль", "Уроки жизни". Классные часы: "Положение подростка в мире", "Детские международные организации и движения". «Конкурсы, викторины: "Планета людей", "Страны и континенты", "Кого можно считать миролюбивым человеком?". Круглые столы: "Я и мир", "Я в мире не один". Важной составной частью процесса правового воспитания будущего специалиста является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение студентов в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в политехникуме и городе, с другой - у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности обучающиеся учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений. Эффективность правового воспитания будущего специалиста во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогического коллектива и родителей по повышению собственной правовой культуры. Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей. От того, как организовано правовое воспитание подростка, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что: приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества; в процессе правового воспитания укрепляется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации; целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание несовершеннолетних. Практика показывает, как важно научить подростка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения.

Общество давно пришло к пониманию того, что права человека надо защищать,  подростки должны знать не только свои основные права, но и способы их защиты. Для построения гражданского общества необходимо, чтобы в этом обществе были люди, которые могут изменять мир вокруг себя, оценивать себя как полноправного субъекта во взаимоотношениях с властью. Научить этому можно только в том случае, если погрузить обучающегося  в демократическую образовательную среду. Для этого и нужны преподаватели правовых дисциплин.  Воспитываясь в такой среде, будущий специалист будет получать свой первый демократический опыт уже в политехникуме и закончит его не просто законопослушным гражданином, но и человеком с активной гражданской позицией, готовым вести равный диалог с властью на всех уровнях.

 

Список используемых источников:

 

1. Гилязитдинов Дж.М., Файзуллин Ф.С., Егорышев С.В. Молодежь сферы материального производства Республики Башкортостан. – Уфа: Гилем, 2008

2. Ницше Ф. Собр. соч. в 9-ти томах. Т.9. – М., 1992.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/ Пер.с франц., сост., послесловие и примечания А.Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. 4. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социальные исследования. – 1992.

5 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/ Пер.с франц., сост., послесловие и примечания А.Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995.

6. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.) – Режим доступа: http://www.juvenilejustice.ru/documents/d/world/errijad

7. Проблемы правового обучения и воспитания/ Межвузовский сборник научных трудов. – Брянск: Брянский государственный педагогический институт им. Петровского И.Г., 1993 

10. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – Минск: Попурри, 2007

11. Цит.по: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведение. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Аспект Пресс, 1996.

12. Матузов Н.И. Актуальные проблемы права. – Саратов, 2003




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*