Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДля активизации познавательной деятельности обучающихся преподавателю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда обучающийся должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
Как показывает практика, после прохождения курса электротехники с применением традиционных методов обучения у обучающихся не остается о нем целостного представления. Не все из них могут ответить на вопрос, что им дало изучение электротехники, т. е. конечная цель обучения – обеспечения определенной системы научных знаний, которую обучающиеся могли бы успешно использовать как при изучении специальных предметов, так и в своей практической деятельности, - не достигается. Даже отдельные темы воспринимаются обучающимися изолированно, хотя преподаватель в процессе изучения материала побуждает обучающихся использовать ранее усвоенный материал.
Но если причиной неточностей в ответах (например, забыл единицу измерения напряжения) может быть недостаток упражнений, то причина неумения объяснить принцип действия асинхронного двигателя - неправильная организация изучения всего курса электротехники, когда изучение электрической машины носит изолированный характер.
Неумение обучающихся выражать свои мысли технически грамотным языком проявляется в неправильной терминологии, а также в том, что они часто не знают, как построить ответ: с чего начать, чем закончить, что в нем главное. Преподавателю приходится задавать наводящие вопросы. Причина этого недостатка – также отсутствие системы в знаниях обучающихся.
В основе любого электротехнического устройства лежат электрические и магнитные цепи. Например, в схеме устройства простейшего трансформатора можно выделить две электрические цепи и одну магнитную (магнитопровод) и т. д.
Основа принципа действия всего электрооборудования – электромагнитные силы, т.е. движение электрических зарядов под действием сил электрического или магнитного поля, эти же силы вызывают механическое перемещение подвижных частей в электрических машинах, в аппаратуре управления и т. д.
Таким образом, особенностью курса электротехники является наличие сквозных понятий, которые можно положить в основу систематизации знаний обучающихся: электрическое и магнитное поле, электрическая и магнитная цепи и связанные с ними законы, явления и понятия.
Навык построения правильных ответов вырабатывается в результате упражнений с качественными заданиями, например, при изучении устройства и принципа действия генератора постоянного тока с параллельным возбуждением, обучающимся преподаватель может дать задание начертить упрощенную схему и объяснить, как будет изменяться напряжение на зажимах генератора, если ползун регулировочного реостата в цепи обмотки возбуждения переместить влево или вправо.
Работа с такими качественными заданиями позволяет сформировать у студентов четкое представление о взаимосвязи между нагрузкой, током, сопротивлением и напряжением.
Наблюдения за обучающимися во время занятий показывают, что их активная познавательная деятельность во многом зависит от того, насколько преподавателю удается вызвать интерес к изучаемому учебному материалу. Интерес к усвоению знаний определяется многими обстоятельствами, в том числе содержанием учебного материала, характером всей системы преподавания предмета в целом, познавательными возможностями обучающихся и т.д.
Известно, что физиологической основой интереса является исследовательский рефлекс. Интересно, как правило, все новое, неизвестное. Но возбудив интерес к какому-либо вопросу, необходимо организовать еще деятельность обучающихся по его изучению и поддерживать возникший интерес и внимание.
Часть учебного материала по курсу электротехники обучающимся знакома из курса физики и поэтому кажется неинтересной.
Другая крайность – учебный материал обучающимся совершенно незнаком, но они также не проявляют особого интереса, так как не представляют себе уровня полезности, интересности и занимательности этого материала.
Большинство же изучаемых вопросов лежит между двумя этими крайностями.
Эти три группы учебного материала требуют к себе разного подхода.
Для возбуждения интереса обучающихся к знакомому материалу преподаватель выясняет, насколько хорошо они его знают, и концентрирует их внимание на вопросах, которые изучены недостаточно хорошо. Для этого перед изучением темы предлагается обучающимся письменно ответить на ряд вопросов.
Например, перед изучением темы «Электрическое поле» предлагаются такие вопросы:
При ответах обучающиеся допускают неточности или не отвечают вообще, и тогда на следующем уроке преподаватель заостряет их внимание на недостаточно изученных вопросах.
Интерес к изучению незнакомого материала возбуждается в тех случаях, когда предварительно разъясняется познавательная и практическая польза его изучения.
Материал усваивается лучше, если подчеркивается практическая направленность его изучения. Например, материал о диэлектрике в электрическом поле, образование диполей связывается с электрической прочностью и пробивном напряжении (изоляция проводов или изоляция между обкладками конденсатора), о законах Кирхгофа – с зарядом аккумуляторных батарей и т. д.
Интерес к изучению материала, частично знакомого обучающимся, также возбуждается через элементы новизны. Например, понятие «Электрическая цепь» проходит через весь курс электротехники, и преподаватель должен всякий раз употреблять это понятие с новыми элементами, в новом качестве.
Таким образом, если заострять внимание обучающихся на изучаемых вопросах через элементы новизны и практическую направленность, то это создает объективную предпосылку для активизации их познавательной деятельности.
Оригинл работы:
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках электротехники
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.