Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках электротехники

23.03.2018 694 1185
Проскурина Елена Анатольевна
Проскурина Елена Анатольевна, преподаватель

Губкинский горно-политехнический колледж

Для активизации  познавательной деятельности обучающихся преподавателю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда обучающийся должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

Как показывает практика, после прохождения курса электротехники с применением традиционных методов обучения у обучающихся не остается о нем целостного представления. Не все из них могут ответить на вопрос, что им дало изучение электротехники, т. е. конечная цель обучения – обеспечения определенной системы научных знаний, которую обучающиеся  могли бы успешно использовать как при изучении специальных предметов, так и в своей практической деятельности, - не достигается. Даже отдельные темы воспринимаются обучающимися изолированно, хотя преподаватель в процессе изучения материала побуждает обучающихся  использовать ранее усвоенный материал.

Но если причиной неточностей в ответах (например, забыл единицу измерения напряжения) может быть недостаток упражнений, то причина неумения объяснить принцип действия асинхронного двигателя  - неправильная организация изучения всего курса электротехники, когда изучение электрической машины носит изолированный характер.

Неумение обучающихся  выражать свои мысли технически грамотным языком проявляется в неправильной терминологии, а также в том, что они часто не знают, как построить ответ: с чего начать, чем закончить, что в нем главное. Преподавателю приходится задавать наводящие вопросы. Причина этого недостатка – также отсутствие системы в знаниях обучающихся.

В основе любого электротехнического устройства лежат электрические и магнитные цепи. Например, в схеме устройства простейшего трансформатора можно выделить две электрические цепи и одну магнитную (магнитопровод) и т. д.

Основа принципа действия всего электрооборудования – электромагнитные силы, т.е. движение электрических зарядов под действием сил электрического или магнитного поля, эти же силы вызывают механическое перемещение подвижных частей в электрических машинах, в аппаратуре управления и т. д.

Таким образом, особенностью курса электротехники является наличие сквозных понятий, которые можно положить в основу систематизации знаний обучающихся: электрическое и магнитное поле, электрическая и магнитная цепи и связанные с ними законы, явления и понятия.

Навык построения правильных ответов вырабатывается в результате упражнений с качественными заданиями, например, при изучении устройства и принципа действия генератора постоянного тока с параллельным возбуждением,  обучающимся  преподаватель может дать задание начертить упрощенную схему и объяснить, как будет изменяться напряжение на зажимах генератора, если ползун регулировочного  реостата в цепи обмотки возбуждения переместить  влево или вправо.

Работа с такими качественными заданиями позволяет  сформировать у студентов  четкое представление о взаимосвязи между нагрузкой, током, сопротивлением и напряжением.

Наблюдения за обучающимися  во время занятий  показывают, что их активная познавательная деятельность во многом зависит от того, насколько преподавателю удается вызвать интерес к изучаемому учебному материалу. Интерес к усвоению знаний определяется многими обстоятельствами, в том числе содержанием учебного материала, характером всей системы преподавания предмета в целом, познавательными возможностями обучающихся  и т.д.

Известно, что физиологической основой интереса является исследовательский рефлекс. Интересно, как правило, все новое, неизвестное. Но возбудив интерес к какому-либо вопросу, необходимо организовать еще деятельность обучающихся  по его изучению и поддерживать возникший интерес и внимание.

Часть учебного материала по курсу электротехники обучающимся знакома из курса физики и поэтому кажется неинтересной.

Другая крайность – учебный материал обучающимся совершенно незнаком, но они также не проявляют особого интереса, так как не представляют себе уровня полезности, интересности и занимательности этого материала.

Большинство же изучаемых вопросов лежит между двумя этими крайностями.

Эти три группы учебного материала требуют к себе разного подхода.

Для возбуждения интереса обучающихся  к знакомому материалу преподаватель выясняет, насколько хорошо они его знают, и концентрирует их внимание на вопросах, которые изучены недостаточно хорошо. Для этого перед изучением темы предлагается обучающимся  письменно ответить на ряд вопросов.

Например, перед изучением темы «Электрическое поле» предлагаются такие вопросы:

  1. Привести примеры получения электрического поля.
  2. Назвать его энергетические характеристики.
  3. Привести примеры его использования и т.д.

При ответах обучающиеся допускают неточности или не отвечают вообще, и тогда на следующем уроке преподаватель заостряет  их внимание на недостаточно изученных вопросах.

Интерес к изучению незнакомого материала возбуждается в тех случаях, когда предварительно разъясняется познавательная и практическая польза его изучения.

Материал усваивается лучше, если подчеркивается практическая направленность его изучения. Например, материал о диэлектрике в электрическом поле, образование диполей связывается с электрической прочностью и пробивном напряжении (изоляция проводов или изоляция между обкладками конденсатора), о законах Кирхгофа – с зарядом аккумуляторных батарей и т. д.

Интерес к изучению материала, частично знакомого обучающимся, также возбуждается через элементы новизны. Например, понятие «Электрическая цепь» проходит через весь курс электротехники, и преподаватель должен всякий  раз употреблять это понятие с новыми элементами, в новом качестве.

Таким образом, если заострять внимание обучающихся  на изучаемых вопросах через элементы новизны и практическую направленность, то это создает объективную предпосылку для активизации их познавательной деятельности.

 

Оригинл работы:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках электротехники




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*