Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОдной из целей преподавания иностранного языка в КГБПОУ «Хабаровский государственный медицинский колледж» является личностно-профессиональное становление студентов, которое несет в себе развивающее и воспитательно-формирующее влияние на рост культуры личности, начинающей свою профессиональную деятельность и активную общественную жизнь в начале третьего тысячелетия.
Согласно современным представлениям и тенденциям в мировой практике обучения иностранным языкам, основной целью обучения является формирование коммуникативных умений.
В практике преподавания иностранного языка в медицинском колледже это положение приобретает особую значимость. Современный медицинский работник среднего звена более не является бессловесным манипулятором. Роль медицинского работника заключается в обеспечении физической и психологической поддержки больных и здоровых людей, оценке состояния здоровья отдельных лиц, в укреплении здоровья, в обеспечении и поддержании здоровой обстановки, в участии в санитарном просвещении, осуществлении совместно с врачом медицинского обслуживания, проведении реабилитационных мероприятий. Все это требует умения общаться, иначе говоря, иноязычной коммуникативной компетенции – системы знаний, умений и навыков эффективной коммуникации в иноязычной среде на уровне, необходимом и достаточном для успешного межличностного, межкультурного, бытового и профессионального общения.
В этой связи, с учетом государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нами были разработаны рабочие программы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов всех специальностей Хабаровского государственного медицинского колледжа.
Так, медицинский работник среднего звена должен обладать не только профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, но и общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
В рабочей программе сформулированы пять целей обучения иностранному языку, направленные на образование, развитие и воспитание студентов средствами иностранного языка:
–формирование базовых умений практического и профессионального владения медицинским иностранным языком;
–совершенствование полученных умений во всех видах речевой деятельности с упором на коммуникативный аспект;
–укрепление мотивации самостоятельного изучения и дальнейшего совершенствования в области изучения иностранного языка;
–обучение базовым умениям технического перевода (со словарем) профессионально ориентированных текстов, смысловая ситуация которых может служить предметом беседы, обсуждения, способствует расширению кругозора и развивает интерес студентов в профессиональной области ;
–закрепление базовых коммуникативных умений (интерперсональные умения взаимоотношений «медицинский работник – пациент», умения сбора информации, умения передачи информации пациенту и его обучения).
Тематический план рабочих программ учебной дисциплины «Иностранный язык» в КГБПОУ ХГМК в основном направлен на изучение профессионально-ориентированных тем, связанных с языком «медицины». Но специальный язык не существует отдельно от общего языка, а является его составной частью и в полном объеме с ним взаимодействует.
На первом этапе формируются в основном умения и навыки использования иностранного языка как средства общения на материале общих разговорных тем, таких как «Моя семья», «Внешность человека», «Мой рабочий день», «Хабаровский государственный медицинский колледж», «Хабаровск» и т.д.
На следующем этапе студенты усваивают профессиональную лексику по темам, связанным со строением тела человека, работой различных систем организма: «Мы изучаем анатомию. Основные части тела человека», «Скелет», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Органы пищеварения». Данные темы изучаются студентами медицинского колледжа всех специальностей.
Особая роль отводится изучению тем, непосредственно связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью студентов. Будущие медицинские сестры работают над темами: «В больнице. Работа стационарного отделения», «В поликлинике», «В аптеке», «Составление истории болезни». В программе для лабораторных техников предусмотрены темы: «Цитология», «Лабораторные исследования крови, мокроты», «Исследования дуоденального содержимого. Мазок, посев, проба, реакция». Фельдшера рассматривают темы: «Травматология», «Гериатрический пациент», «Педиатрия». При работе над вышеперечисленными темами реализуется принцип междисциплинарного обучения, при котором студенты используют знания, полученные при изучении таких специальных дисциплин как «Терапия», «Хирургия», «Основы сестринского дела», «Педиатрия» и другие.
Изучение иностранного языка помогает углубить и расширить знания по специальным дисциплинам. Использование современных педагогических технологий на занятиях по иностранному языку позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, обеспечивая личностно-ориентированный подход в обучении с учетом способностей студентов, их уровня обученности, интересов и склонностей.
Важное место в системе средств обучения иностранному языку занимает использование мультимедийных программ. На основе программы профессионально-ориентированного обучения английскому языку как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов были созданы электронные учебно-методические пособия по темам «Анатомия. Сердце», «Строение сердечно-сосудистой системы», «Скелет человека», «Кровяное давление» и т.д. Они содержат красочные рисунки, озвученные аутентичные тексты и видеоматериалы по данным темам с дополнительным вокабуляром, истолкованным на английском языке, комплекс лексико-грамматических упражнений. Целью создания электронных учебно-методических пособий является укрепление мотивации самостоятельного изучения английского языка, самостоятельное накопление языковых средств в условиях автономной работы над языком.
Формированию и закреплению навыков иноязычной устной речи профессиональной направленности помогают учебные деловые игры.
Очень часто со студентами второго и третьего курсов мы используем ролевые проекты по темам «В больнице», «В поликлинике», «В аптеке», «Сбор анамнеза», «У стоматолога». На занятиях по этим темам студенты активно и с большим удовольствием разыгрывают небольшие сценки, в которых они выступают в роли врачей, медицинских сестер и пациентов на приеме. В ходе таких игр студенты совершенствуют навыки и умения устной речи, а самое главное они помогают студентам увидеть возможность практического использования иностранного языка в ситуациях профессионального общения.
Очень часто интерес к предмету у студентов падает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, с которыми студент встречается при изучении предмета.
В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т.е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и обосновать его профессиональную значимость. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами, такими как анатомия и физиология человека, латинский язык, терапия и т.д.
Так, преподавателями учебных дисциплин «Анатомия и физиология человека» и «Иностранный язык» были проведены интегрированные занятия по темам «Строение и положение органов дыхательной системы» и «Топография живота. Пищеварительный тракт». Такие занятия способствуют воспитанию профессионального интереса, развитию мыслительной деятельности будущих специалистов.
Следует отметить, что студенты колледжа проявляют интерес к изучению иностранных языков. Это подтверждается тем, что из года в год количество студентов, активно участвующих в научно-практических конференциях, презентациях на иностранном языке, неуклонно растет.
Популярность таких мероприятий объясняется не только желанием лучше знать иностранный язык, но и возможностью развития профессиональных навыков, приобретения опыта исследовательской работы, публичных выступлений, открытия новых перспектив в жизни.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.