Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. Дистервег
Совершенствование качества обучения и воспитания в техникуме напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования преподавателя.
Каждый из них должен стремиться к совершенствованию методов преподавания и воспитания. Поэтому каждый из нас не только учит, но и учится сам. Самообразование необходимо планировать, отслеживая его влияние на работу. Только тогда оно может быть эффективным. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека с ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«Самообразование – целенаправленная познавательная профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Если процесс образования:
осуществляется добровольно;
осуществляется сознательно;
планируется, управляется и контролируется самим человеком;
необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
то речь идет о самообразовании. Чтобы учить других, преподаватель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование.
Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
І. «Выживание» (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
ІІ. «Адаптация» (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);
ІІІ. «Зрелость» (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач). Как организовать методическую работу по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию?
Вашему вниманию предлагаю проект – в виде методической разработки – «Самообразование – основа личностного и профессионального роста педагога».
Цель проекта: организация методической работы по формированию и совершенствованию у начинающих педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию.
Задачи:
Сроки работы над данным проектом:
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Умение ставить цели, задачи, планировать работу;
- Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов);
- Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы;
- Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы;
- Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.
Суть проекта заключается в том, чтобы выявить потребности, мотивы, побуждающие преподавателей к самообразованию: от уровня их подготовки в процессе обучения в техникуме зависит многое. Станет ли кто-нибудь спорить, что этот уровень должен непрерывно расти? Ведь от него напрямую зависит качество обучения и воспитания обучающихся. Разумеется, для преподавателей проводятся различные семинары, конференции, наконец, курсы повышения квалификации. Но все они будут недостаточно эффективны, если сам преподаватель не занимается своим самообразованием. О самообразовании педагога может идти речь, если образовательный процесс он осуществляет сознательно, добровольно, при этом сам планирует, управляет и контролирует процесс своего образования. Причины, побуждающие преподавателей заниматься своим самообразованием:
Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
В конце списка – многоточие, потому что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые преподаватель выполняет на рабочем месте. Креативный преподаватель дополнит этот список собственными направлениями.
Источники самообразования
Суть процесса самообразования состоит в том, что преподаватель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной дельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
В любом случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Методические рекомендации «Самообразование – основа личностного и профессионального роста педагога»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.