Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Метод кейсов как инновационная педагогическая технология

12.02.2018 1587 5507
Степанова Анна Михайловна
Степанова Анна Михайловна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

В последние годы все большее значение приобретает новая область знания – педагогическая инноватика. Это сфера науки, изучающая новые технологии, новую практику образования. Слово «инновация» происходит от латинского inovatis (in – в,  novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение». Педагогическая инновация – это изменения, направленные на улучшение обучения, воспитания, развития обучающихся [2].

Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одной образовательной организации, одного педагога, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология  объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми (новой в свое время была классно-урочная система Коменского). Рождаясь в конкретное  время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро сможет стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практики или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому педагогу нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности преподавателя относятся прогрессивные, так называемые бездефектные, изменения педагогического процесса и его компонентов

В основание классификации инноваций можно положить определенные критерии, на основе которых она будет проводиться.

Таблица 1

Классификация инноваций

Критерии классификации

Инновации

1.      Область новшества

а) в содержании образования, б) в технологии, в) в организации, г) в системе и управлении, д) в образовательной экологии.

2.      Способ возникновения новаторского процесса

а) систематические, плановые, заранее задуманные;

б) стихийные, спонтанные, случайные.

3.      Широта и глубина новаторских мероприятий

а) массовые, крупные, глобальные, стратегические, систематические, радикальные, фундаментальные, существенные, глубокие и др.; б) частичные, малые, мелкие и т.п.

4.      Основа новшества

а) архитектура образовательных объектов, их комплексов, б) местоположение, в) социальное окружение и т.д.

Одним из эффективных инновационных методов сегодня является метод кейсов. Это метод активного обучения, основанный на рассмотрении конкретных деловых ситуаций, казусов, случаев и направленный на формирование необходимых профессиональных и личностных качеств, умений, навыков.

Метод кейсов -  это не просто методическое нововведение,  распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Перемены, происходящие в образовании, есть переход от классического к постклассическому образованию [1].

Таблица 2

Классическое    образование

Постклассическое образование

1.                  Массовость

2.                  Стабильность

3.                  Традиционализм

4.                  Завершённость

5.                  Нормативность

6.                  Цель

7.                  Результат – знания

1.                  Индивидуальность

2.                  Неустойчивость

3.                  Инновации

4.                  Непрерывность

5.                  Творчество и неповторимость

6.                  Самоцель

7.                  Результат–компетентность, самостоятельность

Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай).  Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.  Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.

Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение  конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя. Кроме того, кейс–метод предполагает подключение нескольких видов аналитической деятельности, возможных при осмыслении ситуации. А это требует высокого уровня методологической культуры преподавателя.

Различают следующие типологии кейсов:

1.«Полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы.

2.Структурированные кейсы-задачи, маленькие наброски, большие неструктурированные, первооткрывательские кейсы.

3.Кейсы - проблемные ситуации:

-иллюстративный кейс (или описательный). Он призван облегчить студентам понимание теоретических положений.

-открытый кейс. Данный кейс не содержит конкретных вопросов. Важной частью работы студентов является формулирование проблем, стоящих перед анализируемой компанией, и определение возможных путей их решений.

-интерактивный кейс. При работе над ним студенты, помимо изучения предоставленной информации, имеют возможность провести непосредственное интервью с менеджерами исследуемого предприятия, ознакомиться с процессом производства. Благодаря этому они имеют возможность собрать дополнительную информацию.

Выделяют следующие типы кейсов:

1.Кейсы-случаи. Это очень краткие кейсы, описывающие один случай. Кейсы этого типа могут использоваться во время лекции или урока для демонстрации того или иного понятия или как тема для обсуждения. Их можно быстро прочитать, и обычно они не требуют от студентов специальной подготовки до начала занятий. Кейсы-случаи полезны при знакомстве с методом кейсов.

2.Вспомогательные кейсы. Основная цель такого кейса – передать информацию. Это интереснее, чем традиционное чтение или изучение раздаточного материала. Студенты гораздо лучше воспринимают информацию, представленную в виде кейса, чем, если бы она была в безличном документе. Типичный вспомогательный кейс может быть использован как основа, на базе которой обсуждаются другие кейсы.

3.Кейсы-упражнения. Такие кейсы дают студенту возможность применить определенные приемы и широко использовать материал кейсов, когда необходим количественный анализ. Манипулировать цифрами в контексте реальной ситуации гораздо интереснее, чем делать простые упражнения.

4.Кейсы-примеры.  При упоминании слова «кейс» обычно на ум приходят именно этот тип кейсов. Студенту необходимо проанализировать информацию из кейса и выявить наиболее важные связи между различными составляющими. Обычно здесь встает вопрос: почему все произошло неправильно, и как этого можно было избежать?

5.Комплексные кейсы. Такие кейсы описывают ситуации, где значимые аспекты спрятаны в большом количестве информации, большая часть которой несущественная. Задача студента – отделить важные аспекты от мало значимых и не отвлекать на них внимания. Сложность может состоять в том, что выделенные аспекты могут быть взаимосвязаны.

6.Кейсы-решения. Эти кейсы – сложнее. Студентам необходимо решить, что они будут делать в сложившихся обстоятельствах, и сформулировать план действий. Для этого студенту необходимо разработать ряд обоснованных подходов и потренироваться в выборе подхода, который больше всего нацелен на успех.

Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Заслуживает обсуждения лишь то, в какой степени она предопределяет содержание и форму кейса. Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.

Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.

Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множеством других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучающихся, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности[3].

Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Поэтому кейс с доминированием обучающей функции отражает жизнь не один к одному.

Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.

Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни.

 

Оригинал работы:

Метод кейсов как инновационная педагогическая технология




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*