Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо».
Владислав Катажиньский
Как подготовиться к посещению администрацией колледжа (техникума) учебного занятия? Рассмотрим этот вопрос с позиций представителя администрации – методиста и посещаемых – преподавателей колледжа (техникума).
С чего начать?
Методист. При отсутствии в колледже (техникуме) графика посещения администрацией учебных занятий необходимо предупредить посещаемого как минимум за сутки до момента посещения[1]. При этом обязательно необходимо информировать посещаемого о цели посещения (помощь в выполнении профессиональных задач, контроль за деятельностью преподавателей по вопросам усвоения студентами государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине, повышение эффективности результатов работы, знакомство с методикой проведения занятия или какой-либо составной части занятия и т.п.). Заметим, что подобные посещения учебных занятий конкретного преподавателя, при отсутствии к нему значимых замечаний, должно проводиться не чаще 1-2 раз в учебном году.
Далее знакомимся с бланками анализа занятий преподавателя. Особое внимание обращаем на положительные и негативные стороны проведения занятия, методику изложения учебного материала, соответствие учебного материала образовательному стандарту СПО и рабочей программе преподавателя, предыдущие замечания к проведению занятия преподавателем. При необходимости готовим бланк анализа занятий преподавателя или пользуемся готовыми из интернета[2].
Преподаватели. Срочно готовим план учебного занятия (наличие учебных, воспитательных и развивающих целей обязательно), смотрим, совпадает ли тема занятия с заявленной в календарно-тематическом плане (рабочей программе), достаем (или скачиваем из интернета) конспект занятия и внимательно его читаем. При необходимости готовим и распечатываем новый конспект.
На что обратить внимание при посещении учебного занятия?
Методист. На наш взгляд, самое главное, на что следует обратить внимание при посещении учебного занятия – это организация взаимодействия[3] со студентами. Это правило следует неукоснительно соблюдать на всех стадиях учебного занятия – и при опросе, и при изложении нового материала, и при повторном опросе по новому материалу.
Преподаватели. «Какими бы разными не были ваши проверяющие, их всегда можно и нужно классифицировать для того, чтобы знать – как нужно правильно взаимодействовать. Ведь от осознания того, какой находится перед вами человек, зависят те подходы, которые вы станете применять для успешного взаимодействия с ним. Главное понять, что движет проверяющим и тогда у вас не будет проблем»[4]. Как правило, всех проверяющих можно распределить по следующим категориям:
Возможно, что приведенная классификация проверяющих неполная. Мы будем рады, если читатели Информио дополнят ее своими комментариями.
На что обратить внимание в организационной части учебного занятия?
Методист. В организационной части учебного занятия проверяющему следует убедиться в готовности учебной аудитории (учебного кабинета или лаборатории) к началу занятия, зафиксировать время начала занятия.
Преподаватели. Делаем перекличку (устанавливаем наличие присутствующих студентов), объявляем тему (или записываем на доске, или открываем первый слайд презентации с наименованием темы), цель и задачи занятия, разъясняем значимость темы занятия в системе профессиональной подготовки студента, раскрываем порядок проведения занятия.
На что обратить внимание при организации опроса по пройденному материалу?
Методист. Некоторые преподаватели занимаются «натаскиванием» студентов, подсовывая им готовые ответы на задаваемые вопросы. Делать этого не следует, т.к. можно легко выявить подобную ситуацию по некоторым признакам:
и т.д.
«Как показывают проверки, полнота компетенций студентов преподавателем не осуществляется, многие стороны знания не подвергаются проверке. Например, не проверяется умение переносить новые знания в уже изученную ситуацию и применять уже изученное в новой ситуации, хотя сформированность этого умения способствует развитию мышления студентов, более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых на занятиях явлений, дает экономию времени на изучение сходных явлений. Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает студентам достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом занятии: все студенты учебной группы обязаны слушать вызванного студента и высказывать свои замечания по его ответу» (с изменениями приводится по [4]).
Преподаватели. На наш взгляд, следует информировать студентов о предстоящем посещении учебного занятия проверяющим, в т.ч. о предстоящем опросе по пройденному материалу. Эта информация поможет студентам лучше подготовиться к предстоящему опросу.
На что обратить внимание при ознакомлении студентов с новым учебным материалом?
Методист. Прежде всего, следует обратить внимание на методику изложения преподавателем нового учебного материала. Помимо этого проверяющему следует акцентировать внимание на использовании преподавателем Интернет-ресурсов; приемов и средств обучения; рациональности использования времени учебного занятия; научно-теоретическом уровне изложения нового материала; умении студентов наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения; выводах преподавателя и т.п.
Преподаватели. У нас в техникуме наиболее эффективными признаны следующие современные образовательные технологии и методики (протокол № 4 заседания Совета техникума от 13 января 2015 г.):
образовательные технологии:
методики для эффективного обучения:
По результатам диагностики эффективности использования указанных образовательных технологий и методик получены положительные результаты.
На что обратить внимание при опросе по новому материалу?
Методист. Прежде всего, проверяющему следует обратить внимание на методику проведения опроса. Это могут быть как традиционные формы (фронтальный опрос, опрос с места или у доски, взаимоопрос студентов и т.п.), так и инновационные формы (опрос по «цепочке», программируемый опрос, пресс-конференция, ПОПС-формула и т.п.)[7]. Помимо этого проверяющему надо обратить внимание на наличие в заключительной части занятия такого элемента, как рефлексия. «Слово "рефлексия" русский язык в словарях толкует как самоанализ и самооценку своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе учебного занятия, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии. У психологов имеется свое мнение, какая может быть рефлексия в конце урока. С их точки зрения, она бывает: коммуникативная (показывает представления студента о внутреннем мире своего товарища, о тех причинах, которые побудили его поступить так или иначе), личностная (объектом является сама личность студента, ее качества, поведение, отношения с другими) и интеллектуальная (становится актуальной в процессе решения разного рода задач, в способности анализировать свои решения, находить более рациональные и эффективные). Можно привести классификацию, которая опирается на функции рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала» (с изменениями приводится по [3]).
Читать работу полностью (оригинал работы):
Как подготовиться к посещению администрацией колледжа (техникума) учебного занятия
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.