Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОдним из наиболее важных показателей эффективности проводимого пациенту лечения является частота повторных госпитализаций. По данным различных авторов, у пожилых больных с заболеваниями сердечно – сосудистой системы частота повторных госпитализаций составляет от 25 до 47% в течение 3 месяцев, и одной из причин является плохая приверженность больных к лечению. Необходима постоянная работа с больными для формирования у них стойкой мотивации на изменение образа жизни и приверженности к лечению, при этом часть такой работы могут выполнять медицинские сестры.
Неприверженность, или несоблюдение пациентом рекомендаций по лечению, является важной проблемой, которая вносит вклад в снижение эффективности терапии заболеваний. В реальной практике приверженность пациентов к лечению по различным данным колеблется от 15 до 60%.
Приверженность (или комплаентность) – это степень совпадения поведения пациента с рекомендациями врача. Приверженность в отношении лекарственной терапии определяется как прием, по крайней мере, 80% препарата от должного. Примерами неприверженности к терапии является прием несоответствующей дозы препарата, в неправильное время, перерывы, пропуски визитов к врачу.
Для оценки приверженности пациента к лечению фармакологические, клинические, физические методы, а так же специально разработанные опросники. Признаком хорошей приверженности пациента к лечению может служить ведение дневника самоконтроля с отметками о приеме препаратов.
Факторы, влияющие на приверженность, могут быть связаны с пациентом – это непонимание необходимости лечения, «лекарственные каникулы», забывчивость, осознанное нежелание лечиться, страх перед постоянным приемом большого количества лекарств, побочные эффекты от лечения, финансовые проблемы.
С низкой приверженностью ассоциируются нездоровый образ жизни (курение, низкая физическая активность, употребление алкоголя), индивидуальные социальные и культурные факторы. Важным психологическим фактором, влияющим на приверженность к лечению, является готовность к изменениям в поведении, и пациента при этом необходимо активно поддерживать.
Проблемы приверженности могут быть связаны с характером терапии.
Переносимость, эффективность и удобство для больного выбранного режима терапии - один из основных факторов, определяющих приверженность лечению. Существует обратная зависимость между количеством принимаемых препаратов и приверженностью, что может быть связано с большей стоимостью многокомпонентной терапии, сложным режимом приема, субъективным неприятием больного. Прием лекарственных препаратов один, максимум два раза в день значительно улучшает приверженность.
Роль медицинской сестры в формировании приверженности пациента к лечению может заключаться в следующем:
Осведомленность пациентов является необходимым, но недостаточным условием, если не предпринимаются соответствующие действия. Цель — не просто информировать больных, а убедить их изменить образ жизни.
Внешняя мотивация определяется наградой или угрозой давления на человека извне.
При использовании информационной печатной, аудио- и видео- продукции следует учитывать общий образовательный уровень пациентов, избегать необъективных материалов. Использование любых вспомогательных и технических средств не должно заменять личного общения с пациентом.
Люди со временем забывают полученную информацию, или получили ее в то время, когда были невосприимчивы к обучению. Со временем у пациента развиваются осложнения или возникают другие заболевания, появляются новые методики лечения, больные приобретают опыт, что диктует необходимой в предоставлении новой информации и новых навыков.
На каждом отрезке времени полезно сконцентрироваться на нескольких, четко сформулированных задачах. Цели и задачи должны быть простыми, точными, практичными, достижимыми в течение ближайшего времени, оцениваемыми, принятыми и разделяемыми больным. Оценка должна делаться совместно с пациентом.
Взаимоотношения медицинской сестры и пациента, основанные на доверии, уважении и понимании, способствуют повышению приверженности, удовлетворенности пациентов и улучшению состояния здоровья. Пациент рассматривается как полноправный член команды. Необходимо активно (например, по телефону или электронной почте) выяснить у пациента, выполняет ли он рекомендации. Для напоминаний о визите могут использоваться блок-схемы, автоматическая телефонная система оповещения.
Совмещение поведения, связанного с приверженностью, с обыденными привычками человека — например, приурочивание приема лекарственного препарата ко времени чистки зубов или бритья, утреннему кофе не позволяет пропустить прием.
Использование особых упаковок препарата, например, ко-блистеринг, применение коробочек для таблеток с индивидуальными отделениями для каждого дня недели позволяет не только не забыть о времени приема лекарства, но и заметить, когда прием был пропущен.
Использование эффективных стратегий повышения приверженности пациентов к лечению может способствовать улучшению контроля за течением заболевания, снижению риска осложнений.
Приложение
Памятка медицинской сестре
Комплаентность – приверженность пациента к лечению.
Для формирования комплаентности Вы можете:
Оригинал работы:
Роль медицинской сестры в формировании приверженности пациента к лечению
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.