Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль медицинской сестры в формировании приверженности пациента к лечению

07.02.2018 2923 5228
Власкина Нина Петровна
Власкина Нина Петровна, преподаватель

Хабаровский государственный медицинский колледж имени Г.С. Макарова

Одним из наиболее важных показателей эффективности проводимого пациенту лечения является частота повторных госпитализаций. По данным различных авторов, у пожилых больных с заболеваниями сердечно – сосудистой системы частота повторных госпитализаций составляет от 25 до 47% в течение 3 месяцев, и одной из причин является плохая приверженность больных к лечению. Необходима постоянная работа с больными для формирования у них стойкой мотивации на изменение образа жизни и приверженности к лечению, при этом часть такой работы могут выполнять медицинские сестры.

Неприверженность, или несоблюдение пациентом рекомендаций по лечению, является важной проблемой, которая вносит вклад в снижение эффективности терапии заболеваний. В реальной практике приверженность пациентов к лечению по различным данным колеблется от 15 до 60%.

Приверженность (или комплаентность) – это степень совпадения поведения пациента с рекомендациями врача. Приверженность в отношении лекарственной терапии определяется как прием, по крайней мере, 80% препарата от должного. Примерами неприверженности к терапии является прием несоответствующей дозы препарата, в неправильное время, перерывы, пропуски визитов к врачу.

Для оценки приверженности пациента к лечению фармакологические, клинические, физические методы, а так же специально разработанные опросники. Признаком хорошей приверженности пациента к лечению может служить ведение дневника самоконтроля с отметками о приеме препаратов.

Факторы, влияющие на приверженность, могут быть связаны с пациентом – это непонимание необходимости лечения, «лекарственные каникулы», забывчивость, осознанное нежелание лечиться, страх перед постоянным приемом большого количества лекарств, побочные эффекты от лечения, финансовые проблемы.

С низкой приверженностью ассоциируются нездоровый образ жизни (курение, низкая физическая активность, употребление алкоголя), индивидуальные социальные и культурные факторы. Важным психологическим фактором, влияющим на приверженность к лечению, является готовность к изменениям в поведении, и пациента при этом необходимо активно поддерживать.

Проблемы приверженности могут быть связаны с характером терапии.

Переносимость, эффективность и удобство для больного выбранного режима терапии - один из основных факторов, определяющих при­верженность лечению. Существует обрат­ная зависимость между количеством при­нимаемых препаратов и приверженнос­тью, что может быть связано с большей стоимостью многокомпонентной терапии, сложным режимом приема, субъективным неприятием больного. Прием лекарствен­ных препаратов один, максимум два раза в день значительно улучшает привержен­ность.

 Роль медицинской сестры в формировании приверженности пациента к лечению может заключаться в следующем:

  1. Информирование пациента о заболевании и лечении
  • Оценить понимание и принятие заболевания пациентом, его ожидания от длительного наблюдения и лечения.
  • Обсудить имеющиеся сомнения и прояснить непонятные вопросы.
  • Информировать пациента об основных показателях, характеризующих течение заболевания.
  • Согласовать с пациентом целевые уровни этих показателей (например, уровень артериального давления при гипертонической болезни).
  • Информировать пациента о рекомендованных изменениях образа жизни, терапии и обеспечить его письменной информацией о назначениях.
  • Выявлять проблемы, которые беспокоят пациента, предоставлять ему возможности выработать стратегию поведения для выполнения рекомендаций.
  • Подчеркивать необходимость длительного лечения, несмотря на достижение целевых уровней показателей заболевания.
  1. Совместно с врачем осуществлять подбор индивидуального режима терапии.
  • Вовлекать пациента в принятие решений.
  • Определять вместе с пациентом реальные краткосрочные цели в отношении изменения образа жизни и лечения.
  • Включать терапию в образ жизни пациента.
  • Обсуждать с пациентом возможные побочные эффекты препаратов.
  • Поощрять самоконтроль.
  • Минимизировать стоимость терапии.
  1. Закрепление достигнутого.
  • Обсуждать с пациентом показатели, характеризующие течение заболевания, во время каждого визита.
  • На каждом визите контролировать соблюдение пациентом рекомендаций, предупреждать пациента об этом.
  • Поощрять поведение, направленное на достижение контроля течения болезни (уровень артериального давления, уровень липидов, наличие обструкции и т.п.)
  • Убедиться, что пациент понял рекомендации в отношении режима терапии.
  • Использовать памятки, напоминать пациенту о предстоящем визите по телефону.
  • Планировать более частые визиты для пациентов, не приверженных к лечению.
  • Устанавливать контакт с пациентом, пропустившим визит.
  1. Обеспечение социальной поддержки.
  • При согласии пациента обучать членов семьи для обеспечения ежедневной поддержки в достижении контроля за заболеванием.
  • Организовать пациентов в группы для улучшения взаимной поддержки и мотивации.

Осведомленность пациентов является необходимым, но недостаточным услови­ем, если не предпринимаются соответству­ющие действия. Цель — не просто инфор­мировать больных, а убедить их изменить образ жизни.

Внешняя мотивация определяется наградой или угрозой давле­ния на человека извне.

При использовании информационной печатной, аудио- и видео- продукции сле­дует учитывать общий образовательный уровень пациентов, избегать необъектив­ных материалов. Использование любых вспомогательных и технических средств не должно заменять личного общения с пациентом.

Люди со временем забывают полученную информацию, или получили ее в то время, когда были невосприимчивы к обучению. Со временем у пациента  развиваются осложнения или возникают другие заболевания, появляются новые методики лечения, больные приобретают опыт, что диктует необходимой в предоставлении новой информации и новых навыков.

На каждом отрезке времени полезно сконцентрироваться на нескольких, четко сформулированных задачах. Цели и задачи должны быть простыми, точными, практичными, достижимыми в течение ближай­шего времени, оцениваемыми, принятыми и разделяемыми больным. Оценка должна делаться совместно с пациентом.

Взаимоотношения медицинской сестры и пациента, основанные на доверии, уважении и пони­мании, способствуют повышению привер­женности, удовлетворенности пациентов и улучшению состояния здоровья. Пациент рассматривается как полноправный член команды. Необходимо активно (например, по телефону или электронной почте) выяс­нить у пациента, выполняет ли он реко­мендации. Для напоминаний о визите могут использоваться блок-схемы, автома­тическая телефонная система оповещения.

Совмещение поведения, связанного с приверженностью, с обыденными при­вычками человека — например, приурочивание приема лекарственного препарата ко времени чистки зубов или бритья, утреннему кофе не позволяет пропустить прием.

Использование осо­бых упаковок препарата, например, ко-блистеринг, применение коробочек для таблеток с индивидуальными отделени­ями для каждого дня недели позволяет не только не забыть о времени приема лекарства, но и заметить, когда прием был пропущен.

Использование эффективных страте­гий повышения приверженности пациен­тов к лечению может способствовать улучшению контроля за течением заболевания, снижению риска осложнений.

Приложение

Памятка  медицинской сестре

Комплаентность – приверженность пациента к лечению.

Для формирования комплаентности Вы можете:

  1. Информирование пациента о заболевании и лечении в рамках своей компетенции.
  • Оценить понимание и принятие заболевания пациентом, его ожидания от длительного наблюдения и лечения. Обсудить имеющиеся сомнения и прояснить непонятные вопросы.
  • Информировать пациента об основных показателях, характеризующих течение заболевания (норма А/Д, сахара крови и т.п.).
  • Информировать пациента о рекомендованных изменениях образа жизни, терапии и обеспечить его письменной информацией о назначениях.
  • Выявлять проблемы, которые беспокоят пациента, подчеркивать необходимость длительного лечения, несмотря на достижение целевых уровней показателей заболевания.
  1. Подбор совместно с врачом индивидуального режима терапии.
  • Вовлекать пациента в принятие решений.
  • Определять вместе с пациентом реальные краткосрочные цели в отношении изменения образа жизни и лечения.
  • Включать терапию в образ жизни пациента.
  • Обсуждать с пациентом возможные побочные эффекты препаратов.
  • Поощрять самоконтроль.
  • Минимизировать стоимость терапии.
  1. Закрепление достигнутого.
  • Обсуждать с пациентом показатели, характеризующие течение заболевания, во время каждого визита, контролировать соблюдение пациентом рекомендаций. Убедиться, что пациент понял  рекомендации в отношении режима терапии.
  • Использовать памятки, напоминать пациенту о предстоящем визите по телефону.
  • Планировать более частые визиты для пациентов, не приверженных к лечению.
  1. Обеспечение социальной поддержки.
  • При согласии пациента обучать членов семьи для обеспечения ежедневной поддержки в достижении контроля за заболеванием.
  • Организовать пациентов в группы для улучшения взаимной поддержки.

 

Оригинал работы:

Роль медицинской сестры в формировании приверженности пациента к лечению




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*