Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Лекция как фактор мотивации студентов (из опыта преподавания фармакологии)

07.02.2018 927 1527
Власкина Нина Петровна
Власкина Нина Петровна, преподаватель

Хабаровский государственный медицинский колледж имени Г.С. Макарова

Дисциплина «Фармакология» в Хабаровском государственном медицинском колледже изучается студентами специальностей «Лечебное дело»,  «Сестринское дело»,  «Акушерское дело» и «Фармация». По каждой специальности определен теоретический лекционный курс различной продолжительности, от  20 часов для специальности  «Сестринское дело» до 56 для специальности «Фармация». Большой объем и сложность информации по дисциплине требует тщательного отбора материала.

ФГОС СПО задают требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые выражены в форме компетенций. Компетентностно-ориентированное профессиональное образование – объективное явление, вызванное к жизни социально – экономическими, политико – образовательными и педагогическими предпосылками. Компетентностный подход предъявляет свои требования к компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Реализация  принципов обучения в логике компетентносного подхода предполагает использование в обучении современного интерактивного (диалогического) метода, в реализации которого используется в том числе эмоциональное воздействие.

Живое слово – это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета зачастую не может быть заменено ни книгой, ни современными дистанционными методами обучения. Лекционная форма обучения особенно важна в связи с низким базовым уровнем подготовки наших студентов, а так же в случаях, когда материал не нашел отражения в существующих учебниках,  или его разделы устарели, или если отдельные темы особенно трудны и требуют методической переработки лектором (на мой взгляд, это темы о холинергических и адренергических средствах).

Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с четко изложенным научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия студентами. Лекция – это

-творческое общение с аудиторией, эмоциональное взаимодействие;

-экономный способ получения основ знаний;

-активизация мыслительной деятельности студентов, если лектор владеет аудиторией, излагает ясно, понятно и интересно. Ясность изложения – сложная педагогическая проблема: это и последовательность, и наглядность изложения, а для нашей студенческой аудитории не менее важно  вызвать интерес к излагаемой теме.

Один из принципов обучения в логике компетентностного подхода гласит: обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение. Для этого субъекты обучения должны активно взаимодействовать. В большей степени этот принцип реализуется на практических и семинарских занятиях, однако и на лекции есть возможность взаимодействия с аудиторией. Лекция – первый этап формирования у студента мотивации к изучению дисциплины, и во многом от личностных качеств лектора, его эмоциональности, умения расположить к себе слушателей, держать внимание аудитории зависит дальнейшее отношение студентов к дисциплине.

Лекцию начинаю  с краткого обзора предыдущей темы, предлагаю студентам перелистать свои записи. Это занимает одну – две минуты, но дает возможность мобилизовать студентов, связать изучаемые темы. Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначением дисциплины, подчеркиваю ее значение как базовой для освоения практически всех клинических дисциплин. Рассказывая о той или иной группе препаратов, привожу примеры из жизни и лечебной практики, рассказываю об истории открытия препаратов, об образовании названия лекарств.

Так, при изучении темы о местных анестетиках знакомлю с историей открытия кокаина и создания других анестетиков; рассказ о сердечных гликозидах начинаю с чтения небольшого отрывка из художественного произведения с описанием декомпенсированной сердечной недостаточности и демонстрирую журнал «Сердечная недостаточность», заставкой на котором  - портрет вельможи 19 века с веточкой наперстянки в руках. При изложении темы об антибиотиках рассказываю историю о первом применении стрептомицина для лечения фатального в 50-е годы туберкулезного менингита, первом излечении и развившейся глухоте как осложнении аминогликозидов. Упоминаю о всем известном Аьфреде Нобиле в связи с использованием  нитратов, о синтезе антикоагулянтов из крысиного яда и т.д.

Препараты лучше запоминаются, если в двух словах рассказать об истории их названия – например, теофиллин. Карл Линней, создавая классификацию растений, род и вид дерева какао назвал как теоброма какао – дерево богов. Когда из него выделили алкалоид, назвали теофиллин, т.к. со словом Бог связано, прежде всего, слово любовь (филия).

Модернизация процесса преподавания находит свое выражение прежде всего в стремлении максимального использования современных технических средств обучения и иллюстративного материала.

Разработка современных лекций будет оптимальной на основе использования новых информационных технологий, в частности, мультимедийной презентации.

Наглядные образы оказывают принципиально более сильное, в том числе и эмоциональное воздействие на человека, чем текст, позволяют максимально сконцентрировать внимание студента на предмете изучения, что способствует лучшему усвоению учебной информации.

Как правило, презентация лекции включает в себя определения, термины, названия препаратов и характеристику основных свойств – все, что трудно воспринимается на слух, при написании на доске занимает время и не всем студентам видно. Визуализация способствует запоминанию препаратов, а совершенно казалось бы отвлеченная картинка на экране подчеркивает основное свойство препарата (например, изображенные на рекламном проспекте противодиабетического препарата «Сиофор» японские борцы сумо символизируют свойство лекарства снижать аппетит у больных сахарным диабетом и такую его особенность, как назначение пациентам при избыточном весе). Демонстрация слайдов в течение всей лекции позволяет значительно увеличить насыщенность учебного процесса, дает более широкие возможности для использования внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, формирует положительный эмоциональный фон, особенно при использовании анимации.

Следует отметить безусловный интерес студентов к такой технологии чтения лекций, они более активно участвуют в диалоговой части лекции, на этапе закрепления учебного материала.  Большинство студентов отмечает, что слайды на экране помогают лучше понять и записать материал. По сути это лекция – визуализация, при которой начинает активно работать правое полушарие, отвечающее за образно – эмоциональное восприятие информации.

По ходу изложения материала я даю рекомендации студентам использовать прием фильтрации и сжатия текста, приемы скорописи, условные сокращения.

Эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения дает возможность мотивировать  студентов к изучению дисциплины. Искусство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, использование приемов поддержания внимания активизирует мышление и работоспособность студентов, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, формирует интерес к такой сложной дисциплине, как фармакология.

 

Оригинал работы:

Лекция как фактор мотивации студентов (из опыта преподавания фармакологии)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*