Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология формирования социальной компетентности будущих медицинских работников на примере КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж»

05.02.2018 729 4422
Кочергина Наталья Владимировна
Кочергина Наталья Владимировна, педагог-организатор

Рубцовский медицинский колледж

В условиях введения ФГОС СПО большое внимание уделяется формированию общих компетенций у студентов среднего профессионального образования. Социальный заказ государства и общества предполагает формирование личности, способной быстро адаптироваться в бытовом и профессиональном про­странстве. Поэтому процесс формирования будущего медицинского работника включает, в связи со спецификой будущей профессии, развитие комплекса общих компетенций. Общие компетенции во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций [2]. Выпускник колледжа должен быть готов самостоятельно и эффективно решать проблемы в области медицинской деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами и пациентами, стремиться к профессиональному и творческому росту, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию. Совокупность требований, заключенных в общих компетенциях, которые предъявляются к личности выпускника, свидетельствует о значительном усилении личностной направленности современного образования.

Если вопрос профессиональных компетенций достаточно освещен в методической литературе и процесс формирования и оценки уровня профессиональных компетенций медицинских работников среднего звена в системе СПО в определённой степени не представляет затруднений, то единого алгоритма оценивания общих компетенций в образовательном пространстве СПО не разработано. Чтобы определить уровень сформированности общих компетенций, необходим длительный мониторинг динамики личных достижений студента на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении СПО, а процесс формирования самих общих компетенций должен носить поэтапный и системный характер [1]. В связи с этим необходимо фиксировать степень формирования общих компетенций. Решению данной педагогической задачи способствовало внедрение социальной практики в КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж».

Социальная практика для студентов Рубцовского медицинского колледжа введена в 2012 году и является обязательной составной частью Профессиональной программы специалистов среднего звена по специальностям колледжа. Задачами социальной практики являются:

-формирование социальных компетенций на основе привлечения студентов к общественно - значимой деятельности;

-приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;

-знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе.

Организация социальной практики студентов включала несколько этапов:

  1. Нормативно-правовое обеспечение процесса, формирование пакета нормативно-правовых актов, оформление документов для организации и проведения  социальной практики (журнал по социальной практике, зачетная книжка), заключение  договоров сотрудничества с учреждениями культуры, спорта, молодежными организациями и т.п. об организации социальной практики.
  2. Организационный этап подразумевает формирование  базы вакансий для прохождения практики, организация консультаций, лекций для студентов, методическое обеспечение, инструктирование руководителей социальной практики, кураторов, формирование устойчивого социального партнерства с учреждениями, организациями – местами прохождения практики.
  3. Информационное сопровождение процесса. Главными задачами этого этапа являются: размещение информационного материала по организации социальной практики на сайте колледжа, информирование студентов через социальные сети.
  4. Обобщение положительного опыта в организации и проведении социальной практики, составление презентаций о волонтерской деятельности, художественной самодеятельности и т.д. Анализ проблемных моментов (проведение круглых столов, классных часов, проведение Совета кураторов, педагогического совета).
  5. Результативный этап включает оценку результатов прохождения студентами социальной практики: анализ деятельности студентов в рамках социальной практики, сравнительная характеристика индивидуальных достижений студентов, рейтинг групп. Данные, полученные в ходе анализа, используются при подведении итогов по воспитательной работе за семестр и учебный год. Личные результаты прохождения социальной практики студентом используются при формировании портфолио выпускника.

Основным документом, определяющим сроки, объемы, порядок прохождения и цели социальной практики студентов КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж», является Положение о социальной практике.

Вид и содержание социальной практики определяется планом работы колледжа и соответствует требованиям ФГОС. Основными видами социальной практики являются: участие в волонтерском движении (подтвержденное наличием личной книжки волонтера); участие в художественной самодеятельности, в движении КВН; участие в проектной деятельности; участие в благоустройстве территорий. В течение года возможен переход студента с одного вида социальной практики на другой. Часы, отводимые на социальную практику, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Место прохождения социальной практики определяется способностями и склонностями студента к определенному виду деятельности, а также необходимостью данного вида деятельности. Перечень мест, где проводится социальная практика, ежегодно рассматривается, корректируется и утверждается на Совете кураторов, доводится до сведений обучающихся.

Заключены договоры о социальном сотрудничестве с Центром по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Студенты проходят специальное обучение, которое потом позволяет им проводить лекции, акции по профилактике заболеваний ВИЧ/СПИД среди учащихся школ, в молодежной среде.

Налажено многолетнее социальное партнерство с городскими учреждениями культуры, спорта, молодежными организациями. Некоторые студенты пробуют себя в качестве вожатого в летних загородных лагерях. Такие студенты проходят обучение в течение года на базах учреждений дополнительного образования, где получают педагогические знания, формируют организаторские способности, развивают коммуникативные навыки. Полученные знания являются хорошим дополнением к медицинским знаниям, повышают уровень профессионального самоопределения.

Некоторые студенты приобретают навыки журналисткой работы в ходе подготовки газеты «Мед-вести» Рубцовского медицинского колледжа, статей для городских газет, сайта колледжа.

В рамках волонтерского движения в Рубцовском медицинском колледже действуют проекты «Солнечные дети», «Милосердие», волонтерский отряд «Факел». Медико-социальная и бытовая помощь одиноким престарелым людям и инвалидам, уход за больными, неспособными к передвижению, благотворительные акции, санитарно-просветительская работа осуществляется совместно с Рубцовским специальным домом-интернатом для престарелых и инвалидов. В рамках реализации проекта «Солнечные дети» студенты получают опыт работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна и аутизмом. Такая деятельность студентов помогает детям с трудностями в развитии стать полноценными членами общества.

С целью учета результатов социальной практики определена следующая документация: куратором ведется журнал, сводная ведомость учета социальной практики, студенты имеют зачетные книжки по социальной практике. Так решается вопрос фиксации траектории социализации студентов колледжа. В результате прохождения социальной практики руководитель заполняет графу в зачетной книжке социальной практики: «общие компетенции освоены», либо «общие компетенции не освоены».

В Рубцовском медицинском колледже создаются условия для позитивного отношения к данному виду практики. Зачетные книжки по социальной практике наряду с основными студенческими документами  торжественно вручаются на Посвящении в студенты. В течение учебного года на студенческих мероприятиях демонстрируется положительный социальный опыт студентов. В местах прохождения практики создается доброжелательная обстановка.

Основными критериями оценки эффективности социальной практики являются:

-общее количество часов, отводимых на социальную практику, должно быть не менее 10 часов за учебный год; 

-эффективное и добросовестное выполнение заданий социальной практики;

-участие в семинарах, конференция, конкурсах, мероприятиях;

-выполнение требований руководителя (инструкций и правил техники безопасности) в ходе прохождения социальной практики;

-терпимость, умение работать в коллективе, общая культура, сформированность этических ценностей;

-способность организовать и спланировать свою работу;

-способность применять полученные знания на практике;

-наличие положительных отзывов с мест прохождения социальной практики.

В ходе прохождения студентами социальной практики происходит психологическая подготовка к освоению профессиональных знаний, вырабатывается установка на самообразование и самосовершенствование. Надо отметить, что некоторые студенты, не имевшие на первом курсе устойчивой мотивационной установки к овладению профессией медицинского работника, показывают положительные изменения в личностном развитии, образовательной деятельности в ходе освоения социальной практики.

Существуют и проблемные моменты при осуществлении процесса социальной практики: недостаточная ответственность студентов и руководителей практики при заполнении документации, на основании которой в дальнейшем происходит оценка результатов. Для некоторых студентов прохождение социальной практики носит формальный характер и заключается лишь в механическом сборе необходимого количества часов.

В целом, внедрение социальной практики в условиях среднего профессионального образования представляется продуктивной технологией приобретения студентами социальной компетентности – способности человека эффективно решать задачи (индивидуальные, социальные) в процессе взаимодействия с социумом.

 

Библиографический список:

  1. Ильиных Е.В. К вопросу о формировании общих компетенций студентов в современных условиях в системе СПО// Номер материала: ДВ-359198  [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/k-voprosu-o-formirovanii-obschih-kompetenciy-studentov-v-sovremennih-usloviyah-v-sisteme-spo-785628.html - (дата обращения: 17.05.2017)
  2. Орлова Т.И., Кочергина Н.В. Методическая разработка культурно-развлекательной программы «Пусть будет вечно земля вашим трудом красива, учителя!!!»//Единое информационное пространство общего и профессионального образования России многофункциональная система «Информио». 2015. 3 апреля [Электронный ресурс]. - URL: / http://www.informio.ru/fond/418/Metodicheskaja-razrabotka-kulturno-razvlekatelnoi-programmy-Pust-budet-vechno-zemlja-vashim-trudom-krasiva-uchitelja (дата обращения 5.11.2017)
  3. Сыч Т.В. Социальная практика обучающихся как способ накопления социального опыта //Электронный журнал «Образование Ямала». 2013. № 3, апрель [Электронный ресурс]. - URL: / http://yamal-obr.ru/articles/soc-praktika-obuchayushihsa/ (дата обращения 8.11.2017)
  4. Торобаева Д. К. Проблемы формирования компетенций при обучении будущих медицинских сестер // Молодой ученый. 2015. №24. С. 1027-1031[Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/104/24203/ (дата обращения 5.11.2017)

 

Оригинал работы:

Технология формирования социальной компетентности будущих медицинских работников на примере КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*