Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессионально-коммуникативной подготовки бухгалтера

02.02.2018 1209 2489
Говорова Валентина Владимировна
Говорова Валентина Владимировна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Главенствующую роль в модернизации образования приобретает ориентация на развитие личности и профессиональной культуры, что позволяет облегчить процесс адаптации в профессиональной среде.

В современных условиях многие предприятия проводят диагностику ценностных ориентаций и групповой сплоченности, реализуемую в программе по кадровому консалтингу. При подборе кадров на большинство вакантных должностей обязательными считаются такие качества характера, как развитые коммуникативные навыки, сдержанность, менеджерские, партнерские и лидерские способности, организованность, инициативность, ответственность, стрессоустойчивость, умение работать в команде и другие.

Наличие у современного выпускника коммуникативных способностей обязательно.

Коммуникативные способности – вид способностей, проявляющийся в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Будущие специалисты должны обладать навыками работы в коллективе, коммуникативными способностями, умением быстро и эффективно налаживать контакт с сотрудниками, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

На наш взгляд процесс обучения коммуникативным навыкам должен основываться на формировании у студента ценностных ориентаций.

Традиционно в образовательном процессе главное место отводится становлению профессиональных качеств. Современное понимание подготовки специалиста бухгалтерского учета строится на основе профкомпетентности – комплексного понятия, включающего знания (общие, предметные и специальные), умения и навыки осуществления профессиональной деятельности, качества личности (основанные на знаниях, умениях и опыте индивидуума) и, наконец, творческую самореализацию личности в профессии.

Формированию же коммуникативных навыков личности студента должное внимание не уделяется. В результате, как правило, выпускники умеют работать с бухгалтерскими документами, составлять корреспонденцию, но затрудняются что-то доступно объяснить.

Мы полагаем, что одним из ориентиров, помогающих выработать новые критерии адекватной оценки качества специалиста, может служить такое качество как профессиональная коммуникабельность. Поэтому одной из задач учебного заведения становится формирование у будущих специалистов навыков общения.

Наиболее эффективным способом организации работы студентов является групповая форма внеучебной деятельности, когда студенты приобретают навыки совместной работы, учатся сотрудничеству и взаимопониманию, перешагивают речевой барьер при выходе на аудиторию, учатся владеть свободной и спонтанной речью. Поэтому для студентов очень важна изначально особая атмосфера доверия, которая постепенно поможет снять боязнь аудитории и собственной речи.

В этом случае в единстве осуществляется деятельность – взаимодействие – общение – контакт. При этом студенты должны суметь самостоятельно организовать свою совместную деятельность, распределить между собой определенные обязанности, соблюдая необходимые правила общения внутри группы.

Участие во внеклассной деятельности  отделения «Экономика и бухгалтерский учет» помогает студентам приобрести такие профессионально-коммуникативные способности как:

-способность сотрудничества и взаимодействия,

-психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;

-умение работать в составе малой группы;

-умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;

-способность эффективно разрешать конфликты и предотвращать их;

-способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;

-умение эффективно обучаться в своей профессиональной области;

-умение владеть свободной и спонтанной речью.

Задача колледжа  - стать школой общественного становления студента, помочь ему занять активную позицию в освоении опыта творческих дел, дать возможность для реализации потребностей и интересов. Хорошо организованная работа способствует разнообразной, яркой, насыщенной событиями студенческой жизни. Мероприятия, предлагаемые студентам, становятся не навязыванием чего-то ненужного сверху, а плодом работы самих студентов, поэтому они интересны. Каждый год ребята участвуют в организации традиционных мероприятий таких, как «Посвящение в бухгалтеры», «Презентация специальности «Экономика и бухгалтерский учет»,  «КВН-конкурс веселых нагрузок для бухгалтера». Организуют помощь в профориентационной работе, работе студенческих конференций. Студенты участвуют в жизни не только учебного заведения, но и области. В течение нескольких   лет студентки нашего колледжа  занимают призовые места на областных студенческих олимпиадах по специальности, показывают свои отличные теоретические знания, а так же компьютерную грамотность.

Ярким примером этому являются: результат   Областного этапа Всероссийской олимпиады по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» для студентов СПО Рязанской области в 2015 году – Демин А.  занял почётное 2 место; II Национального чемпионата конкурсов   профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» - г. Москва в компетенции  «Экономика и бухгалтерский учет»- Лабусов К.  в 2016 году занял 1 место.

Конкурс веселых и находчивых — замечательная игра, которая пользуется высокой популярностью в Михайловском экономическом колледже-интернате. То, что популярно на большой сцене и доступно, быстро подхватывает самодеятельность. Темой игры может быть любая учебная дисциплина и абсолютно все, что только может прийти в голову. Главное, чтобы это было смешно, остроумно и актуально. Игры обычно проводятся между  группами  отделения « Экономика и бухгалтерский учет».  Игра хороша тем, что дает простор творчеству, развивает актерские способности, поднимает настроение. Ведь каждый раз, выходя на сцену, игрок старается выступить как можно лучше, поскольку понимает, что от того, как он скажет, как посмотрит и что сделает, зависит настроение тех, кто пришел его поддержать.

Ежегодно в Михайловском экономическом  колледже-интернате  проводится «Бухгалтерский КВН» - конкурс веселых нагрузок для бухгалтера.  В этот день всегда масса искрометных  шуток,  новых квнэновских звезд,  и  все зрители получают удовольствие от увиденного.

В нем принимают обычно участие три команды. Оценивает выступление студентов жюри, которое искренне  болеет за все команды, и которым предстоит нелегкая работа выбрать лучшую из команд.

В программе мероприятия проводились такие, например,  конкурсы как:

  1. Визитная карточка - под девизом: «Профессия наша всех лучше и краше!». Командам нужно было рассказать о себе, представить свой девиз и продемонстрировать соответствие своей визитки названию команды и профессии «бухгалтер».
  2. Конкурс-разминка: « Кто раньше и правильнее?» -  На этом этапе предложены   вопросы, отвечать на которые  было необходимо в духе соревновательности. 
  3. Конкурс: «Бухгалтерский баскетбол» - на знание  бухгалтерских проводок.
  4. Конкурс: « Студент в шоке» - вопросы из разных номинаций.
  5. Каков он… – идеальный студент-бухгалтер? Это выясняется в следующем конкурсе - капитанов. Задание: на каждую букву алфавита указать качество студента -   бухгалтера.
  6. Конкурс: «Знатоки афоризмов и пословиц» Необходимо вспомнить русские  выражения, ставшие уже крылатыми, благодаря советским и русским кинофильмам и мультфильмам, а также вспомнить пословицы, в текстах которых есть названия различных денежных единиц.
  7. Конкурс: «В гостях у сказки» - решение сказочных задач.
  8. Конкурс - домашнее задание – « Учет без комплексов!» или «От сессии к сессии бухгалтер живет весело!» Задача команд  осветить студенческую жизнь, взглянуть на преподавателя глазами студента, и на свою будущую профессию глазами практически состоявшегося специалиста.

Выступление команд заканчивается  финальной песней. Справедливое жюри выносит свое решение. Побеждает команда, которая была  более смешней, находчивей, набравшая наибольшее количество баллов-умников  по итогам всей игры. Затем идут поздравления победителям, награждение самых успешных бухгалтеров,  а также вручение командам лицензий,  устанавливающих право представителей команды  на участие во всех учетно-экономических мероприятиях (олимпиады, конкурсы, турниры, игры) при соблюдении всех правил игры.

Студенты во время проведения игры доказывают себе и доказывают всем, что для молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, главное богатство – это знания!

Хочется верить, что, побывав однажды в лабиринтах проблем, задач, решений, сомнений и удач, они захотят хотя бы иногда возвращаться к ним, чтобы снова и снова узнавать нечто неизвестное.

Студенчество готово взять на себя решение многих задач по организации и проведении мероприятий по приоритетным направлениям студенческой жизни, а задача взрослых – помочь им в совершенствовании механизмов студенческого самоуправления.

Погружение ребят в решение коллективно-творческих дел характеризующихся высокой интенсивностью внеурочного процесса, приносят свои плоды в последующей деятельности тех студентов, которые принимали активное участие во внеклассной работе отделения. Творческая атмосфера  приводит ребят:

-к пониманию значения активного, здорового образа жизни и благоприятной атмосферы вокруг;

-осознания себя значимой частицей мироздания, способной к активным действиям;

-совершенствованию умений по организации и проведению различных видов творческих дел в условиях коллектива;

-закреплению компетенций группового и межличностного общения;

-накоплению методических материалов для организации работы на местах.

Работая в творческой группе и отвечая за свой фронт работы, студентам, тем не менее, приходится обращаться друг к другу за советом и помощью, сообща решать какие-либо проблемы и выполнять наиболее трудную и ответственную часть работы. Все это стимулирует взаимное обучение и дает возможность менее подготовленным, получить поддержку более подготовленных и улучшить свои показатели; наиболее подготовленные получают возможность почувствовать ответственность за работу в целом, добиваясь качественного выполнения порученной работы от менее подготовленных студентов.

Таким образом  реализуются  и такие педагогические задачи, как:

-преодоление традиционных подходов в преподавании специальных дисциплин;

-формирование чувства коллективной ответственности;

-освоение профессиональными компетентностями, которые не могут быть отработаны иными методами обучения;

-приобретение будущими специалистами предметно-профессионального опыта;

-развитие профессионального, теоретического и практического мышления;

-создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации.

Таковы, на наш взгляд, наиболее эффективные формы организации работы на отделении, предполагающие единство компетентностного подхода и активной коммуникативной среды, обеспечивающих в целом структурирование и обогащение профессионально-коммуникативной подготовки бухгалтера.

Практика показывает, что студенты, принимавшие активное участие во внеклассной деятельности  отделения  во время обучения в нашем колледже, приобрели качества квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В итоге, реализуются интересы, потребности студентов в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении. Их работа оказывает благотворное влияние на формирование творческой и самостоятельной личности молодого человека, гуманной и внутренне свободной, умеющей ценить себя и уважать других.

 

Список литературы

 

  1. Афанасьева, Т.П., Караваева, Е.В., Канукоева, А.Ш., Лазарев, B.C., Немова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО и СПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. – М.: Изд. МГУ, 2007, – 96 с.
  2. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1998. - 135 с.
  3. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1997. - 118 с.

 

Оригинал работы:

Формирование профессионально-коммуникативной подготовки бухгалтера




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*