Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВзаимодействие образовательной организации и родителями обучающихся
Регулярное взаимодействие колледжа с родителями - важный аспект образовательной успешности ребенка. Многочисленные исследования показывают, что включенность родителей в жизнь колледжа приводит к росту посещаемости и академической успеваемости учеников, а также способствует позитивному отношению к колледжу, приобретению социальных навыков и улучшению поведения.
Почему же возникают трудности во взаимодействии колледжа и семьи? Выделим наиболее существенные барьеры, препятствия в их общении. Наиболее очевидным барьером, конечно, являются организационные факторы: загруженность как педагогов, так и родителей. Работающим мамам и папам действительно непросто найти время, чтобы встретиться с учителем, причем классный руководитель тоже не всегда имеет возможность полноценно уделить время каждому родителю. Частично справиться с этим препятствием помогает наличие определенных алгоритмов индивидуальной работы.
Второй барьер - это установки, с которыми родители и учителя взаимодействуют друг с другом, их психологическое состояние. Наконец, третий - устойчиво сложившиеся схемы и приемы взаимодействия с родителями, которые имеют неконструктивный характер. Второй и третий барьеры тесно связаны между собой: то, какие приемы использует педагог, тесно связано с его установками. Именно эти два барьера мы рассмотрим более подробно, а также разберем пути их преодоления.
Итак, проанализируем второй барьер и начнем при этом с родительских установок: посмотрим, в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению учителя пришел в школу поговорить о своем ребенке.
Родительское отношение к ребенку включает два тесно связанных аспекта: с одной стороны, родитель любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть, а с другой - ему необходимо гордиться ребенком, поэтому для родителя важны успехи своего ребенка. К неудачам и трудностям ребенка любой родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их как показатель своей собственной успешности: если мой сын или дочь благополучны, значит, я хороший родитель.
Родитель никогда не сможет относиться к своему ребенку так же объективно и беспристрастно, как это делает педагог.
Для мамы и папы обсуждение трудностей ребенка - очень непростая ситуация, которая сопровождается сильными эмоциональными переживаниями: родитель может тревожиться, что с ребенком что-то не так, стыдиться того, что он недостаточно много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны учителя. Признание каких-то трудностей у ребенка, того или иного расстройства различной степени тяжести (как психического, так и физического) является для родителя крайне травматичным опытом, поскольку, по его мнению, говорит о его несостоятельности как родителя. С этими эмоциями необходимо как-то справляться, причем способы могут быть разные. Так, одни родители не обращают внимания на проблемы ребенка, другие - возлагают ответственность на школу, третьи начинают нападать на учителя.
В практике можно встретить случаи, когда родитель как будто не замечает довольно очевидные трудности у сына или дочери.
Ребенок не справляется со школьной программой, демонстрирует неадекватные поведенческие проявления, не может выстроить отношения с ровесниками, и на все это родитель говорит: Я сам был таким, Он такой же, как другие дети. Все это может говорить о том, что родитель избегает неприятных переживаний, связанных с признанием проблем ребенка.
Важно подчеркнуть, что негативное эмоциональное состояние родителя может быть вообще не связано с тем педагогом, с которым мама или папа разговаривают в данный момент. Родительская тревога может быть вызвана прошлым опытом (возможно, какой-то учитель или воспитатель довольно некорректно или даже резко отозвался о ребенке или воспитательной стратегии родителя), детскими воспоминаниями (может быть, его собственный первый учитель был излишне строгим, и память о нем все еще вызывает болезненные переживания).
Взаимодействие родителя с собственным ребенком, восприятие им своего сына или дочери - это эмоциональный процесс, нагруженный детским опытом родителя, его ожиданиями от ребенка, чувствами к ребенку. Это делает родителя мало чувствительным к логическим доводам и аргументам. Например, учитель говорит: Ваш ребенок быстро устает, ему тяжело у нас учиться, а родитель слышит в этом: Ваш ребенок не такой способный, как другие дети.
Таким образом, родители, с которыми мы общаемся по поводу трудностей ребенка, испытывают различные негативные переживания, причем у кого-то они будут едва заметными, а у кого-то - исключительно сильными. И успешность нашего взаимодействия с родителями во многом зависит от того, удается ли нам построить наше взаимодействие с учетом состояния родителя.
Помимо родительских переживаний, важное значение для взаимодействия семьи и школы имеют установки самого педагога. Если учитель воспринимает родителей как помеху в своей работе, относится к ним свысока или, напротив, боится родителей, конструктивного диалога не получится. Негативное влияние на взаимодействие с родителями оказывает позиция сверху, если педагог подчеркивает свой высокий статус и общается с родителями свысока.
Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, психологические проблемы - все это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако в большинстве случаев, если мы приложим некоторые усилия, нам удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у нас действительно общая.
Таким образом, в основе успешного взаимодействия педагога с родителями лежит контакт, который складывается в результате целенаправленных усилий со стороны учителя. Понимание возможных барьеров, учет эмоциональных трудностей родителей, использование приемов эффективного общения - все это поможет на деле реализовать идею о сотрудничестве между семьей и школой.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Технологии эффективного взаимодействия образовательной организации с родителями обучающихся
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.