Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технологии эффективного взаимодействия образовательной организации с родителями обучающихся

30.01.2018 882 1620
Штабкина Юлия Сергеевна
Штабкина Юлия Сергеевна, преподаватель

Александровский сельскохозяйственный колледж

Взаимодействие образовательной организации и родителями обучающихся

Регулярное взаимодействие колледжа с родителями - важный аспект образовательной успешности ребенка. Многочисленные исследования показывают, что включенность родителей в жизнь колледжа приводит к росту посещаемости и академической успеваемости учеников, а также способствует позитивному отношению к колледжу, приобретению социальных навыков и улучшению поведения.

Почему же возникают трудности во взаимодействии колледжа и семьи? Выделим наиболее существенные барьеры, препятствия в их общении. Наиболее очевидным барьером, конечно, являются организационные факторы: загруженность как педагогов, так и родителей. Работающим мамам и папам действительно непросто найти время, чтобы встретиться с учителем, причем классный руководитель тоже не всегда имеет возможность полноценно уделить время каждому родителю. Частично справиться с этим препятствием помогает наличие определенных алгоритмов индивидуальной работы.

Второй барьер - это установки, с которыми родители и учителя взаимодействуют друг с другом, их психологическое состояние. Наконец, третий - устойчиво сложившиеся схемы и приемы взаимодействия с родителями, которые имеют неконструктивный характер. Второй и третий барьеры тесно связаны между собой: то, какие приемы использует педагог, тесно связано с его установками. Именно эти два барьера мы рассмотрим более подробно, а также разберем пути их преодоления.

Итак, проанализируем второй барьер и начнем при этом с родительских установок: посмотрим, в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению учителя пришел в школу поговорить о своем ребенке.

Родительское отношение к ребенку включает два тесно связанных аспекта: с одной стороны, родитель любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть, а с другой - ему необходимо гордиться ребенком, поэтому для родителя важны успехи своего ребенка. К неудачам и трудностям ребенка любой родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их как показатель своей собственной успешности: если мой сын или дочь благополучны, значит, я хороший родитель.

Родитель никогда не сможет относиться к своему ребенку так же объективно и беспристрастно, как это делает педагог.

Для мамы и папы обсуждение трудностей ребенка - очень непростая ситуация, которая сопровождается сильными эмоциональными переживаниями: родитель может тревожиться, что с ребенком что-то не так, стыдиться того, что он недостаточно много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны учителя. Признание каких-то трудностей у ребенка, того или иного расстройства различной степени тяжести (как психического, так и физического) является для родителя крайне травматичным опытом, поскольку, по его мнению, говорит о его несостоятельности как родителя. С этими эмоциями необходимо как-то справляться, причем способы могут быть разные. Так, одни родители не обращают внимания на проблемы ребенка, другие - возлагают ответственность на школу, третьи начинают нападать на учителя.

В  практике можно встретить случаи, когда родитель как будто не замечает довольно очевидные трудности у сына или дочери.

Ребенок не справляется со школьной программой, демонстрирует неадекватные поведенческие проявления, не может выстроить отношения с ровесниками, и на все это родитель говорит: Я сам был таким, Он такой же, как другие дети. Все это может говорить о том, что родитель избегает неприятных переживаний, связанных с признанием проблем ребенка.

Важно подчеркнуть, что негативное эмоциональное состояние родителя может быть вообще не связано с тем педагогом, с которым мама или папа разговаривают в данный момент. Родительская тревога может быть вызвана прошлым опытом (возможно, какой-то учитель или воспитатель довольно некорректно или даже резко отозвался о ребенке или воспитательной стратегии родителя), детскими воспоминаниями (может быть, его собственный первый учитель был излишне строгим, и память о нем все еще вызывает болезненные переживания).

Взаимодействие родителя с собственным ребенком, восприятие им своего сына или дочери - это эмоциональный процесс, нагруженный детским опытом родителя, его ожиданиями от ребенка, чувствами к ребенку. Это делает родителя мало чувствительным к логическим доводам и аргументам. Например, учитель говорит: Ваш ребенок быстро устает, ему тяжело у нас учиться, а родитель слышит в этом: Ваш ребенок не такой способный, как другие дети.

Таким образом, родители, с которыми мы общаемся по поводу трудностей ребенка, испытывают различные негативные переживания, причем у кого-то они будут едва заметными, а у кого-то - исключительно сильными. И успешность нашего взаимодействия с родителями во многом зависит от того, удается ли нам построить наше взаимодействие с учетом состояния родителя.

Помимо родительских переживаний, важное значение для взаимодействия семьи и школы имеют установки самого педагога. Если учитель воспринимает родителей как помеху в своей работе, относится к ним свысока или, напротив, боится родителей, конструктивного диалога не получится. Негативное влияние на взаимодействие с родителями оказывает позиция сверху, если педагог подчеркивает свой высокий статус и общается с родителями свысока.

Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, психологические проблемы - все это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако в большинстве случаев, если мы приложим некоторые усилия, нам удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у нас действительно общая.

Таким образом, в основе успешного взаимодействия педагога с родителями лежит контакт, который складывается в результате целенаправленных усилий со стороны учителя. Понимание возможных барьеров, учет эмоциональных трудностей родителей, использование приемов эффективного общения - все это поможет на деле реализовать идею о сотрудничестве между семьей и школой.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Технологии эффективного взаимодействия образовательной организации с родителями обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*