Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРазвитие творческих способностей и обучение специальным знаниям в курсе «Слушание музыки», преподаваемого в школах дополнительного образования (ДМШ, ДШИ) и предпрофессиональной подготовки (спецшколы-колледжи), направлено к главной цели: пробуждению у ребёнка интереса к музыке, воспитанию культуры слушания при знакомстве с лучшими образцами музыкального творчества. Актуальность воспитания культуры эмоционально-образного восприятия музыки несомненна. В современном обучении для решения этой образовательно-просветительской цели необходимо – в опоре на накопленный учебно-методический опыт российской педагогики – оптимизировать в образовательном процессе модель «вхождения и пребывания учащихся в музыке» [см. 5, с. 134].
Для этого педагог должен, обладая знаниями в области возрастных особенностей детской психики, методики обучения и специальных вопросов музыкознания, целенаправленно, из урока в урок, вести работу:
1)по формированию навыков понимания музыки как особого языка («языковой компетентности», термин Д.К. Кирнарской [4]), отражающего человека и окружающий его мир;
2)выработке слуховых нормативов (термин Л.Березовчук [1]) – повторяющихся в звучащих произведениях выразительных комплексов – в отношении как можно более разнообразной по стилю музыки;
3)развитию у детей «стратегии слуха» (термин М.Страчеус [8]) – целостных слуховых установок, отличающихся динамическим характером и организующих музыкальную активность в целом. Таковы должны быть принципы слуховой работы с детьми в курсе «Слушание музыки».
В многочисленных учебных программах курса «Слушание музыки» главное внимание уделяется материалу классико-романтического стиля, музыке академических жанров и форм ХХ столетия. Цель предлагаемого нами проекта – расширить слуховой «багаж» учащихся, включая в процесс обучения музыку нового письма, непривычных звучаний и образных ассоциаций. Раздвижение слуховых рамок с помощью материала современной музыки (согласно мнениям ведущих российских исследователей [3, 9]), открывает дорогу к иным формам мышления и восприятия, к расширению возможностей познания жизни и мира искусства. Звук стал разнообразным акустическим материалом – сонорным, шумовым, электронным, микстовым, - соответствующим фоносфере современности. Новизна заключается не в простом факте знакомства младших школьников с музыкой новейших стилевых ориентаций, но в построении модели развития слуха с помощью тембровых и пространственных представлений.
Для музыкальной педагогики тембро-пространственные характеристики важны, так как на их основе складывается база для развития слуха и воображения. Опора на эту базу является необходимым условием для возникновения навыков дифференцированного восприятия музыкальной ткани. В работах по музыкальной психологии (например, в труде Е.Назайкинского [5]) подчёркивается также влияние тембрового и пространственного факторов на обогащение внеслуховых представлений, возникающих при слушании музыки, ассоциативными характеристиками, способствуя развитию у детей личностных форм реакции и оценок.
Отмеченные моменты подтверждают перспективность разрабатываемой модели оптимизации слухового воспитания детей. Во всех вариантах программ дисциплины «Слушание музыки» предполагается работа со звуком, различение тембров голосов и инструментов, осознание их выразительных свойств. Это даёт возможность органично встроить современные музыкальные варианты тембро-пространственных характеристик и значений в учебный процесс.
Необходимо дополнить новой информацией следующие темы: 1) Звук музыкальный и немузыкальный. Свойства музыкального звука. Наряду с понятием а) «тон», ввести характеристики – б) темброзвук, в) шумы, г) электронные звуки; дать слуховое представление о них; 2) Выразительность музыкальных тембров. Дать информацию и слуховые представления о возможностях: а) человеческого голоса, б) необычных приемах игры на рояле, инструментах симфонического и народного оркестров, в) редких, ударных и экзотических инструментах, г) электронных инструментах (терменвокс, волны Мартено и др.) и компьютерных звуковых программах; 3) Фактура. Дополнить традиционные элементы фактуры понятиями: а) музыкальная ткань, б) фактурные пласты, в) пространство в музыке и его свойства: высота, глубина, объем; дать слуховые фактурно-пространственные образцы современной музыки (например, атмосферно-воздушные и космические звукообразы); 4) Музыкально-выразительные средства в создании музыкального образа. Картинность и живописность в музыке. В этой теме необходимо усилить внимание на роли тембра и фактуры в создании музыкального образа, показать приемы передачи картинных параллелей и живописных (светоцветовых) ассоциаций в музыке ХХ в.
Учебно-методические установки в организации курса «Слушание музыки», сформированные преподавателями в процессе долговременной педагогической практики и отраженные в авторских программах дисциплины, не препятствуют работе с указанными параметрами.
1)Педагогом продумываются способы представления звучащей музыки, например, знакомство с музыкой в воображаемой ситуации (на концерте, в путешествии, на выставке и т.п.), познавательно-игровые (игра – «угадай», «нарисуй», «раскрась», «изобрази», «сравни»), ролевые игры (Я-композитор, дирижёр, танцор, актёр) и т.п. (см. типы уроков: [6]). Выбор той или иной формы «общения с музыкой», кроме самого звукового материала, определяется решением главных задач обучения, сформулированных в монографии Т.Королевой [6], она отмечает необходимость научить детей:
– удивляться (развитие воображения); – делать открытия (развитие творческих навыков); – сравнивать (развитие ассоциативного восприятия и аналитических навыков); – выявлять свои эмоционально-слуховые впечатления от услышанного с помощью разных форм деятельности (развитие навыков перевода музыки на словесный язык и языки других искусств – пластику движений, цветовое и графическое рисование, аппликации и т.п.).
2)В обязательном порядке предполагается неоднократное «общение с музыкой» на уроке, воспроизведение деталей звучания с помощью рассказа о музыке на языке ассоциаций и метафор, параллелей с другими искусствами (живописью, поэзией, литературой, кино).
Реализация поставленных задач требует от педагога построения учебно-образовательной модели развития у младших школьников тембро-пространственных представлений с последующей адаптацией в курсе.
Моделирование в учебном процессе понимается как достижение целей обучения с помощью определенных установок и нормативов «для уплотнения знаний» [см.: 6, с. 54] . Для выработки тембро-пространственных представлений на материале музыки ХХ в., где они становятся главными, необходимо формирование у детей слухового эталона узнавания этих параметров музыки. Для работы предлагается следующая процедура «вживания в звукообразы»:1) «Осведомляющая» ступень работы связана с формированием в эмоционально-слуховом восприятии детей «эффекта реальности» (определение психолога В.Блудовой [2]), т.е. опознания прообраза звучания и его места – пространственной локализации – в опоре на жизненные и художественно-творческие впечатления, включение воображения и фантазии. Главный фокус для слуха: РАСПОЗНАЙ! Для определения прообраза звучания можно использовать прием сравнения противоположностей: живое-неживое, реальное-фантастическое или прием звукоподражаний – колокольность, голоса природы, звукошумы города. Для пространственных звукообразов детям следует предложить зрительно-слуховые аналогии: масштабности (большое/панорамное-маленькое), расстояния (далёкое-близкое), кинетики (неподвижное-движущееся). В сложных случаях можно помочь ученикам показом (в записи) реального прообраза музыкального звучания, либо оперировать ассоциациями чувственно-изобразительного, цветосветового плана, используя вербальные словари или наглядный материал; 2) Эмоционально-суггестивная ступень процедуры узнавания связана с «эффектом внушения». Главный фокус в работе: погружение в музыку, увлечение ее необычной выразительностью, чему способствует чувственное включение детей в звукообразы музыки. Организовать эту работу помогает психологическая настройка: ВЫРАЗИ СВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ! (линией рисунка, движением, цветом, словом);3) «Думающая» ступень восприятия связана с «эффектом иллюзии» (В.Блудова):- осознанием знаковых – выразительно-смысловых – элементов музыки, пробуждающих эмоциональные, зрительно-оптические ощущения при слушании. Переводу этих впечатлений в конкретные представления о звукообразах помогают навыки работы с типичными приемами показа композитором звукотембров и пространства в музыке. Дети решают задачу: ОБЪЯСНИ СВОЁ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ МУЗЫКИ! – с помощью определённых фонических нормативов – тембрового и пространственного[1].
Группа тембровых нормативов позволяет различать светоцветовые ассоциации, их интенсивность/степень яркости и связи темброзвучностей с эмоционально-чувственными ощущениями. Важно обратить внимание учеников на музыкальные характеристики, вызывающие эти параллели и связи:1) Различение света и тени в слуховых ассоциациях опирается на внимание к регистровым и громкостно-штриховым звучаниям: чем выше, приглушённее, облегченнее, тем выше степень светлоты, а контрастные ощущения, дополненные сгущенностью фактуры, вызовут чувство мрачной окраски. 2) Различие цвета в разных градациях требует слухового внимания детей к красочным фактурным комплексам сгущённого или разреженного состава с однородными или смешанными созвучиями – одноцветными или разноцветными. 3) Различение яркости цветовизуальных ассоциаций устанавливается с помощью либо крешендирования звукокомплекса – эффект постепенного усиления, либо резкой смены звучностей (диссонирующей-консонирующей, сочетания экспрессивной и мягкой диссонантности) – для появления ощущений смены яркости. 4) Эмоционально-сенсорные аналогии в восприятии тембра стоит вести не только с оценочными психологическими характеристиками (возбуждает-успокаивает), а с тактильно-вкусовыми каналами восприятия: темброзвучание может восприниматься как – бархатистое, густое, весомое; блестящее, хрипловатое. Для подобного различения важны плотность и дление непривычного для слуха колористического комплекса, особенный тембр и способ звукоизвлечения.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.