Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-образовательная модель развития тембро-пространственных представлений в курсе «Слушание музыки»

23.01.2018 482 750
Водяницкая Наталья Владимировна
Водяницкая Наталья Владимировна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Развитие творческих способностей и обучение специальным знаниям в курсе «Слушание музыки», преподаваемого в школах дополнительного образования (ДМШ, ДШИ) и предпрофессиональной подготовки (спецшколы-колледжи), направлено к главной цели: пробуждению у ребёнка интереса к музыке, воспитанию культуры слушания при знакомстве с лучшими образцами музыкального творчества. Актуальность воспитания культуры эмоционально-образного восприятия музыки несомненна. В современном обучении для решения этой образовательно-просветительской цели необходимо – в опоре на накопленный учебно-методический опыт российской педагогики – оптимизировать в образовательном процессе модель «вхождения и пребывания учащихся в музыке» [см. 5, с. 134].

Для этого педагог должен, обладая знаниями в области возрастных особенностей детской психики, методики обучения и специальных вопросов музыкознания, целенаправленно, из урока в урок, вести работу:

1)по формированию навыков понимания музыки как особого языка («языковой компетентности», термин Д.К. Кирнарской [4]), отражающего человека и окружающий его мир;

2)выработке слуховых нормативов (термин Л.Березовчук [1]) – повторяющихся в звучащих произведениях выразительных комплексов – в отношении как можно более разнообразной по стилю музыки;

3)развитию у детей «стратегии слуха» (термин М.Страчеус [8]) – целостных слуховых установок, отличающихся динамическим характером и организующих музыкальную активность в целом. Таковы должны быть принципы слуховой работы с детьми в курсе «Слушание музыки».

В многочисленных учебных программах курса «Слушание музыки» главное внимание уделяется материалу классико-романтического стиля, музыке академических жанров и форм ХХ столетия. Цель предлагаемого нами проекта – расширить слуховой «багаж» учащихся, включая в процесс обучения музыку нового письма, непривычных звучаний и образных ассоциаций. Раздвижение слуховых рамок с помощью материала современной музыки (согласно мнениям ведущих российских исследователей [3, 9]), открывает дорогу к иным формам мышления и восприятия, к расширению возможностей познания жизни и мира искусства. Звук стал разнообразным акустическим материалом – сонорным, шумовым, электронным, микстовым, - соответствующим фоносфере современности. Новизна заключается не в простом  факте знакомства младших школьников с музыкой новейших стилевых ориентаций, но в построении модели развития слуха с помощью тембровых и пространственных представлений.

Для музыкальной педагогики тембро-пространственные характеристики важны, так как на их основе складывается база для развития слуха и воображения. Опора на эту базу является необходимым условием для возникновения навыков дифференцированного восприятия музыкальной ткани. В работах по музыкальной психологии (например, в труде Е.Назайкинского [5]) подчёркивается также влияние тембрового и пространственного факторов на обогащение внеслуховых представлений, возникающих при слушании музыки, ассоциативными характеристиками, способствуя развитию у детей личностных форм реакции и оценок.

Отмеченные моменты подтверждают перспективность разрабатываемой модели оптимизации слухового воспитания детей. Во всех вариантах программ дисциплины «Слушание музыки» предполагается работа со звуком, различение тембров голосов и инструментов, осознание их выразительных свойств. Это даёт возможность органично встроить современные музыкальные варианты тембро-пространственных характеристик и значений в учебный процесс.

Необходимо дополнить новой информацией следующие темы: 1) Звук музыкальный и немузыкальный. Свойства музыкального звука. Наряду с понятием а) «тон», ввести характеристики – б) темброзвук, в) шумы, г) электронные звуки; дать слуховое представление о них; 2) Выразительность музыкальных тембров. Дать информацию и слуховые представления о возможностях: а) человеческого голоса, б) необычных приемах игры на рояле, инструментах симфонического и народного оркестров, в) редких, ударных и экзотических инструментах, г) электронных инструментах (терменвокс, волны Мартено и др.) и компьютерных звуковых программах; 3) Фактура. Дополнить традиционные элементы фактуры понятиями: а) музыкальная ткань, б) фактурные пласты, в) пространство в музыке и его свойства: высота, глубина, объем; дать слуховые фактурно-пространственные образцы современной музыки (например, атмосферно-воздушные и космические звукообразы); 4) Музыкально-выразительные средства в создании музыкального образа. Картинность и живописность в музыке. В этой теме необходимо усилить внимание на роли тембра и фактуры в создании музыкального образа, показать приемы передачи картинных параллелей и живописных (светоцветовых) ассоциаций в музыке ХХ в.

Учебно-методические установки в организации курса «Слушание музыки», сформированные преподавателями в процессе долговременной педагогической практики и отраженные в авторских программах дисциплины, не препятствуют работе с указанными параметрами.

1)Педагогом продумываются способы представления звучащей музыки, например, знакомство с музыкой в воображаемой ситуации (на концерте, в путешествии, на выставке и т.п.), познавательно-игровые (игра – «угадай», «нарисуй», «раскрась», «изобрази», «сравни»), ролевые игры (Я-композитор, дирижёр, танцор, актёр) и т.п. (см. типы уроков: [6]). Выбор той или иной формы «общения с музыкой», кроме самого звукового материала, определяется решением главных задач обучения, сформулированных в монографии Т.Королевой [6], она отмечает необходимость научить детей:

– удивляться (развитие воображения); – делать открытия (развитие творческих навыков); – сравнивать (развитие ассоциативного восприятия и аналитических навыков); – выявлять свои эмоционально-слуховые впечатления от услышанного с помощью разных форм деятельности (развитие навыков перевода музыки на словесный язык и языки других искусств – пластику движений, цветовое и графическое рисование, аппликации и т.п.).

2)В обязательном порядке предполагается неоднократное «общение с музыкой» на уроке, воспроизведение деталей звучания с помощью рассказа о музыке на языке ассоциаций и метафор, параллелей с другими искусствами (живописью, поэзией, литературой, кино).

Реализация поставленных задач требует от педагога построения учебно-образовательной модели развития у младших школьников тембро-пространственных представлений с последующей адаптацией в курсе.

Моделирование в учебном процессе понимается как достижение целей обучения с помощью определенных установок и нормативов «для уплотнения знаний» [см.: 6, с. 54] . Для выработки тембро-пространственных представлений на материале музыки ХХ в., где они становятся главными, необходимо формирование у детей слухового эталона узнавания этих параметров музыки. Для работы предлагается следующая процедура «вживания в звукообразы»:1) «Осведомляющая» ступень работы связана с формированием в эмоционально-слуховом восприятии детей «эффекта реальности» (определение психолога В.Блудовой [2]), т.е. опознания прообраза звучания и его места – пространственной локализации – в опоре на жизненные и художественно-творческие впечатления, включение воображения и фантазии. Главный фокус для слуха: РАСПОЗНАЙ! Для определения прообраза звучания можно использовать прием сравнения противоположностей: живое-неживое, реальное-фантастическое или прием звукоподражаний – колокольность, голоса природы, звукошумы города. Для пространственных звукообразов детям следует предложить зрительно-слуховые аналогии: масштабности (большое/панорамное-маленькое), расстояния (далёкое-близкое), кинетики (неподвижное-движущееся). В сложных случаях можно помочь ученикам показом (в записи) реального прообраза музыкального звучания, либо оперировать ассоциациями чувственно-изобразительного, цветосветового плана, используя вербальные словари или наглядный материал; 2) Эмоционально-суггестивная ступень процедуры узнавания связана с «эффектом внушения». Главный фокус в работе: погружение в музыку, увлечение ее необычной выразительностью, чему способствует чувственное включение детей в звукообразы музыки. Организовать эту работу помогает психологическая настройка: ВЫРАЗИ СВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ! (линией рисунка, движением, цветом, словом);3) «Думающая» ступень восприятия  связана с «эффектом иллюзии» (В.Блудова):- осознанием знаковых – выразительно-смысловых – элементов музыки, пробуждающих эмоциональные, зрительно-оптические ощущения при слушании. Переводу этих впечатлений в конкретные представления о звукообразах помогают навыки работы с типичными приемами показа композитором звукотембров и пространства в музыке. Дети решают задачу: ОБЪЯСНИ СВОЁ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ МУЗЫКИ! – с помощью определённых фонических нормативов – тембрового и пространственного[1].

Группа тембровых нормативов позволяет различать светоцветовые ассоциации, их интенсивность/степень яркости и связи темброзвучностей с эмоционально-чувственными ощущениями. Важно обратить внимание учеников на музыкальные характеристики, вызывающие эти параллели и связи:1) Различение света и тени в слуховых ассоциациях опирается на внимание к регистровым и громкостно-штриховым звучаниям: чем выше, приглушённее, облегченнее, тем выше степень светлоты, а контрастные ощущения, дополненные сгущенностью фактуры, вызовут чувство мрачной окраски. 2) Различие цвета в разных градациях требует слухового внимания детей к красочным фактурным комплексам сгущённого или разреженного состава с однородными или смешанными созвучиями – одноцветными или разноцветными. 3) Различение яркости цветовизуальных ассоциаций устанавливается с помощью либо крешендирования звукокомплекса – эффект постепенного усиления, либо резкой смены звучностей (диссонирующей-консонирующей, сочетания экспрессивной и мягкой диссонантности) – для появления ощущений смены яркости. 4) Эмоционально-сенсорные аналогии в восприятии тембра стоит вести не только с оценочными психологическими характеристиками (возбуждает-успокаивает), а с тактильно-вкусовыми каналами восприятия: темброзвучание может восприниматься как – бархатистое, густое, весомое; блестящее, хрипловатое. Для подобного различения важны плотность и дление непривычного для слуха колористического комплекса, особенный тембр и способ звукоизвлечения.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Учебно-образовательная модель развития тембро-пространственных представлений в курсе «Слушание музыки»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*