Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Этапы планирования занятий в системе среднего профессионального образования в контексте стандартизации образования

29.12.2017 1167 2048
Онищенко Наталья Ипполитовна
Онищенко Наталья Ипполитовна, преподаватель

Няндомский железнодорожный колледж

«Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем. Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку» (Р.Аркофф) [2].  

С переходом на новую структуру образовательного процесса меняются требования к планированию занятий профессионального обучения. Согласно идее великого педагога К.Д. Ушинского,  в основе планирования лежит принцип системно-деятельного подхода. Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся в получении качественных знаний, которые он будет использовать в своей трудовой деятельности в дальнейшем.

Предназначение планирования — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к профессиональному обучению, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении планирование — это документы, указывающие содержательные ориентиры деятельности, определяющие ее порядок, объем, временные границы. Оно выполняет следующие функции:

— направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;

— прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

— координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражается то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывается порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражается взаимодействие субъектов деятельности, определяется ее место и время, отвечая на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;

— контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планированием, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по планированию легко проверить, насколько оно соответствует действительности; более того, уровень и качество планирования в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;

— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по планированию можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

При грамотной организации планирования, намеченные действия станут не формальными, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к  планированию своих действия  в профессиональном образовании как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к процессу профессионального обучения.

Планируя занятия,  преподавателю следует помнить слова Уильяма Уорда: «Посредственный  учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет» [1.с.131].

Поэтому приступая к планированию, не нужно забывать о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование, даже если осуществляется коллективно, — процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс[4.с.68]

Анализ педагогической литературы и существующей практики планирования занятия показывает, что данная проблема по–прежнему является сложной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровне.

Как правило, преподаватели самостоятельно, путем проб и ошибок ищут пути оптимального планирования. На это часто уходят годы. Время и силы тратятся на изучение литературы, на ознакомление с чужим опытом, на собственные раздумья и непосредственно на составление неформального реального плана.

До сих пор не разработана четкая классификация планов, предлагается множество вариантов составления планов, суть которых, как правило, сводится к переписыванию содержания из годового в месячный, из месячного в ежедневный, имеющиеся рекомендации чаще ориентируют на отдельные качественные характеристики, чем на целостный процесс и технологию планирования, а иногда еще больше запутывают и дезориентируют преподавателей.

Поэтому можно выделить следующие трудности в планировании:

- отсутствие четкой и одновременно простой концепции (модели) планирования;

- слабая реализация главных принципов воспитания и обучения (систематичности, последовательности и др.);

- отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности;

- перегруженность планов;

-несбалансированное распределение обязанностей между исполнителями, неравномерное планирование сроков мероприятий.

Для решения данных проблем можно  использовать в своей практике труды Н.Е. Щурковой, по ее мнению общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом:

1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?

2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, семестр, месяц и т. д.).

3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. как бы представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления и виды: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику результатов, взаимодействие с другими педагогами и т. д. Если необходимо спланировать занятие, тогда нужно представить, из каких общих блоков может состоять любое занятие, т. е. составить набор (как можно более широкий) всевозможных блоков. Структурирование помогает сделать план реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы, избежать глобально­сти и расплывчатости.

4 шаг — анализ результатов и имеющегося состояния (группы, деятельности, и т. д.).

Необходимо знать условия, в которых педагог будет работать, специфику  образовательного процесса; кроме того педагог должен осознавать свой собственный профессиональный уровень.

5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.

6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.

7 шаг —— выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.

8 шаг  — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

 9 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге и «начисто». Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия на бумаге только тогда, когда они осмыслены. Поэтому не следует с легкостью выбирать форму и тут же ее заполнять.

Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела).

По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

1)  подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Конечно же, в различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит, прежде всего, от того, кто планирует (опыт, знания, умения, уровень), и от условий, в которых протекает процесс планирования (например, есть жесткие административные требования к формам планов, к их содержанию и т. д.). 

Преподаватель, знакомясь с программой по дисциплине, должен обратить внимание на то, что в ней приводится примерное распределение учебного времени по темам. С учётом непрерывного научно-технического прогресса, распределение учебного времени по отдельным темам может быть изменено по решению методической части учебного заведения, но в пределах общего количества часов, отведённых на изучение дисциплины. Однако не следует значительно сокращать время на изучение тем, которые, по мнению преподавателя, не очень важны, так как это может нарушить стройность и целостность изучаемого предмета.

В дальнейшем преподаватель изучает содержание программы и основного учебника (учебного пособия) по каждой теме предмета. В связи с развитием научно-технического прогресса и другими переменами, происходящими в обществе и некоторым отставанием содержания программы и учебника в особенности, связанных с их подготовкой и изданием, в них могут отсутствовать сведения о новых технологиях, формах и т.д. Поэтому преподавателю необходимо ознакомиться с последними специальными журналами, новыми книгами справочными пособиями. Полный комплект тематических планов по изучению предмета позволяет преподавателю проанализировать свою работу за прошедший учебный год. При подготовке к новому учебному году в разработанные планы вносятся необходимые корректировки.

При планировании  учебного предмета следует обращать особое внимание на то, чтобы оно способствовало развитию не только профессиональных, но и личностных качеств специалиста.

План не должен быть громоздким и сложным. В плане рекомендуется осветить: тему, цель и тип занятия; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; межпредметные и внутрипредметные связи; основные вопросы изучаемой темы; сообщение нового материала преподавателем или самостоятельная работа обучающихся; контроль за деятельностью обучающихся и проверка приобретённых знаний.

Планируя занятия обязательно нужно нацеливать обучающихся на чтение дополнительной литературы, рекомендовать книги, статьи из журналов, и не только по специальности, но и из истории техники, из серии ЖЗЛ и т.п. Планируя свою работу на конкретном занятии, постоянно помнить о самом сильном и эффективном «оружии» педагога – интересе обучающихся, продолжением которого является возникающее увлечение будущей специальностью.

Таким образом, планирование занятий по профессиональному обучению охватывает огромное количество элементов педагогического мастерства. Это сложный процесс, требующий от педагога огромного количества знаний и умений, хороших личностных и профессиональных качеств, умения удерживать внимание обучающихся, и анализировать ситуации. Педагог в процессе проведения занятий учится общаться с аудиторией, а обучающихся учатся воспринимать знания. Это обоюдовыгодный процесс, обе стороны которого в период общения постоянно самосовершенствуются.

Осуществляя педагогическую деятельность в профессиональных образовательных  организациях,  преподавателям  принципиально важно постоянно помнить о тесной интеграции теории науки и практической педагогической деятельности, научных знаний и прикладных умений и навыков, поскольку только такое взаимодействие является условием, обеспечивающим качество подготовки конкурентно способных специалистов, служащих, рабочих, востребованных на современном рынке труда[3.с.458].

Список используемой литературы:

  1. Абдулкахирова, П.Б. Как сделать результативным урок / П.Б. Абдулкахирова // Среднее профессиональное образование. – 2013. - №11.
  2. Планирование - как основная функция управления. [Электронный ресурс]/ Электрон. текст. дан. М., 2004. - Режим доступа: http://www.referat.ru/referat/ planirovanie---kak-osnovnaya-funkciya -upravleniya-19029, свободный.
  3. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная  педагогика:  учебник; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова / И.З. Сковродкина, С.А. Герасимов. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 553 с.
  4. Щуркова, Н. Е. Классное руководство теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. - М: Педагогическое общество России, 2010. -222 с.

 

Оригинал работы:

Этапы планирования занятий в системе среднего профессионального образования в контексте стандартизации образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*