Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ педагогической литературе в последние годы все чаще рассматриваются идеи личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, [6]; И.А. Колесникова, [11]; В.В. Сериков, [14]; И.С. Якиманская [17]), изучаются личностные особенности и становление профессиональных качеств студента в период обучения (Н.В. Бордовская, А.А Реан, [7]; Н.Ф. Головатный, [9]; И.И. Ильясов, [10]; Н.В. Кузьмина, [12]; В.А. Якунин [18]), накапливается опыт осуществления личностного подхода к учащимся и студентам (В.В. Сериков, [14]; Д.И. Фельдштейн, [16]; И.С. Якиманская [17]), открываются реальные перспективы совершенствования личностно ориентированных технологий образования в различных типах образовательных учреждений (Л.Н. Бережнова, [4]; В.И. Богословский, М.Н. Потемкин, [5]; В.В. Семикин [13];).
Как и все новое, становление системы личностно-развивающего сопровождения студентов встречает на своем пути немало трудностей и проблем. Ограниченность информационного обеспечения системы сопровождения в отечественной психолого-педагогической литературе, нехватка методических материалов, оказывающих практическую помощь специалистам, работающим в системе сопровождения, недостаточная готовность специалистов затрудняют формирование прочных механизмов взаимодействия на всех этапах сопровождения. Данные положения определили направление анализа проблемы личностно-развивающего сопровождения общефизической подготовки в процессе обучения студентов педагогического вуза.
Однако, несмотря на инновационные процессы, происходящие российском образовательном пространстве, реализация системы личностностно-развивающего сопровождения общефизической подготовки в процессе обучения студентов педагогического вуза осложнена по целому ряду причин:
Таким образом, налицо проблема, которая обусловлена, с одной стороны, объективной необходимостью совершенствования общефизической и личностной подготовки будущего учителя, а с другой – недостаточной разработанностью ряда аспектов организации системы личностно-развивающего сопровождения на занятиях по физической культуре.
Процесс личностно-развивающего сопровождения общефизической подготовки студентов может быть более продуктивным, если:
В соответствии с вышесказанным необходимо:
В российском образовании качество подготовки специалистов связывается, главным образом, с реализацией государственных образовательных стандартов, государственным регулированием деятельности учреждений образования. Ведущей идеей модернизации является переход от знаниевой к личностной парадигме педагогической деятельности, что означает ее возвращение педагогической деятельности к ее подлинной сущности – личности обучаемого. При таком подходе личность выступает как предмет и цель образовательного процесса (Л.Н. Бережнова, [4]; Н.В. Бордовская, [7]; В.В. Семикин [13]).
Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными задачами. Заслуживает внимания точка зрения Л.И. Анцыферовой ([1]) о включении в структуру личностных свойств умения организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами.
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволили И.Ф. Исаеву, В.А. Сластенину, Е.Н. Шиянову ([15]); определить их значимость и выстроить ранжированный ряд по следующим критериям:
В связи с этим возникает проблема оценки своих педагогических возможностей будущими учителями и осознание ими того факта, что учительский труд требует постоянного стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
В условиях модернизации российского образования одной из ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально-организованных условиях. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармонического развития личности в процессе обучения и воспитания (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, [15]). Человека, по мнению Г.С. Батищева ([2]), нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне – но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность. Развитие педагогики, актуализация личностно-ориентированных и развивающих парадигм образования создают основу для разработки моделей личностно-развивающего сопровождения и поддержки личности студента педагогом. Способность к оказанию психолого-педагогической поддержки профессионально-личностного становления студентов все чаще рассматривают в качестве исходной нормы профессиональной деятельности педагога и направления профессиональной подготовки студентов. Педагогический вуз призван готовить профессионалов, а профессионал, как известно, – это человек в целом (и биологический индивид, и личность, и субъект деятельности, и индивидуальность).
Профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии. Эти образования облегчают выполнение личностью профессиональной деятельности, приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления.
К сожалению, в вузе нередко приходится сталкиваться с таким фактом, как отсутствие самостоятельности студентов. Проблемами являются несформированность жизненной позиции большинства выпускников школ, то есть низкий уровень внутренней рефлексии, разрозненность жизненных ролей, пассивность, неспособность отстаивать жизненные ценности.
Деятельность учителя невозможна без присвоения будущим педагогом общечеловеческих культурно-педагогических ценностей, которое зависит от внутреннего мира человека (богатства его личности, профессионально-педагогического самосознания) и ресурсных возможностей. Целостность образования проявляется в единстве трех жизненных слоев избирательных отношений культурного человека: в виде внутренней культуры, сконцентрированной в духовном мире человека; в виде информационной культуры, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний; в виде культуры функциональной – культуры поведения людей в обществе, культуры постоянно развивающегося общения во времени и пространстве. Сказанное в полной мере относится и к физической культуре человека, которая служит основой профессионализации студентов педвуза.
Индивидуальная профессионализация человека – это процесс освоения (опредмечивания и распредмечивания) опыта профессионального сообщества, процесс становления личности профессионала, процесс формирования профессионализма. Эталоном профессионала является субъект педагогической деятельности – педагог, обладающий сформированной в процессе непрерывного профессионального развития способностью к самостоятельной постановке целей педагогической деятельности, к выбору способов и средств ее организации и построения профессиональных взаимоотношений, стремящийся к профессиональному самосовершенствованию, а также субъективно включенный в профессиональные отношения (И.Б. Бичева, [3]).
В настоящее время разработано несколько концепций становления профессионализма как реализации ресурса индивидуального развития.
Концепция индивидуального ресурса профессионального развития человека как открытой развивающейся системы предполагает, что индивидуальный ресурс профессионального развития – это система свойств человека, обеспечивающих успешное овладение и эффективное осуществление профессиональной деятельности, развитие человека как профессионала и самореализацию в профессии (постоянные компоненты, или исходные предпосылки развития профессионализма, и компоненты, подверженные изменениям). При таком подходе принято учитывать все уровни развития человека: индивида (конституцию, тип нервной системы и т.п.); личности (мотивацию, самооценку, систему отношений и т.д.), субъекта труда (профессиональные знания, умения, навыки) и индивидуальности (опыт и др.).
Концепция профессионализма человека как интегрального образования, раскрывающего свойства поиному рассматривает ход профессиональной подготовки будущих учителей. Профессионализм рассматривается не как совокупность отдельных признаков, а как более крупная системная единица. Ядро профессионализма включает ряд взаимосвязанных блоков, характеризующих особенности человека-профессионала (как индивида, личность, субъекта деятельности и индивидуальности); особенности профессионального обучения и особенности организации профессиональной деятельности, оказывающие влияние на формирование профессионализма человека; особенности профессионального взаимодействие с представителями профессиональной группы и профессионального сообщества в целом в процессе профессионализации.
Г.В. Суходольский разработал концепцию профессиональной деятельности, рассматривающую систему отношений человека с Миром и ее определяющую роль в формировании профессионализма человека. Моделирование профессиональной деятельности возможно при сочетании отношений человека с природой, с техникой, людьми, знаковыми системами, художественными образами, божественными силами. Он отмечал, что профессиональная деятельность – это сложная деятельность, требующая длительного обучения, обретения соответствующих знаний, умений, навыков. Для овладения сложной деятельностью необходимо наличие определенных задатков и способностей, профессионально значимых качеств личности, мотивации, волевых свойств и т.д. Для успешного овладения деятельности, человек должен обладать необходимым внутренним ресурсом и стремится к саморазвитию.
Наряду с перечисленными имеется и концепция формирования и развития профессионализма как процесса интериоризации человеком модели профессии и формирования концептуальной модели профессиональной деятельности. Модель (мера) – образец (эталон, стандарт) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции, в широком смысле – любой образец (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта) какого-либо объекта, процесса или явления, используемого в качестве его «заместителя». Понятие «модель» рассматривается как широкое понятие. Модель профессии включает в себя следующие подмодели:
Уже на этапе профессионального самоопределения у человека имеется некоторый информационный ресурс – система исходных представлений о выбираемой профессии и предстоящей деятельности. Часто эта система образов искажена, неверна, мало соответствует действительности. Процесс профессионального обучения как овладения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков связан с формированием адекватной концептуальной модели профессиональной деятельности.
Концептуальная модель профессиональной деятельности – это своеобразный внутренний мир профессионала, который базируется на большом количестве априорной информации о предмете труда, средствах и способах деятельности. КМПД рассматривается как образно-понятийная модель, состоящая из относительно постоянной (константной) и изменяющейся (оперативной) составляющих. Концептуальная модель включает в себя представление специалиста о профессиональных задачах, знание последствий правильных и ошибочных решений, готовность к нестандартным, маловероятным событиям, экстремальным ситуациям. Становление профессионализма есть непрерывный процесс формирования и уточнения КМПД. Готовность к изменениям (коррекции) константной модели (в соответствии с поступающей извне актуальной информацией) является необходимым условием профессионального развития. Отсутствие такой готовности становится причиной профессиональной деформации человека.
Под профессиональной "Я-концепцией" (или "Я-концепцией" профессионала) понимается относительно устойчивая и осознанная система представлений человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. Профессиональная "Я-концепция" является не статическим, а динамическим психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение профессиональной "Я-концепции" обусловлено внутренними и внешними факторами. Влияние на ее формирование оказывают профессиональная среда и профессиональная деятельность. Так как профессиональная среда является частью социальной, а профессиональный опыт является частью социального опыта, то на профессиональную "Я-концепцию" оказывает влияние вся предыдущая деятельность, общение и накопленный жизненный опыт.
Концепция профессионального развития как разрешение противоречий (внутренних и внешних) рассматривает развитие профессионализма человека как внешне обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это самодвижение от низших уровней профессионализма – к высшим, в котором внешние обстоятельства, профессиональное обучение и др. всегда действуют через внутренние условия.
Движущими силами профессионального развития является разрешение противоречий между внутренним ресурсом человека (выражающемся в наличии или отсутствии профессионально ориентированных структур психики, необходимых ПВК, знаний, умений, навыков, соответствующей ценностно-мотивационной сферы и др.), а также, с одной стороны, требованиями, предъявляемыми собственно профессиональной деятельностью (в системе "человек – профсреда"), и диктуемыми системой более высокого уровня - социумом (в системе "человек – социальная среда"), с другой стороны. Возникающие в профессиональной жизни человека противоречия между целями и наличными средствами, между стремлениями и возможностями (или, по терминологии В.А. Ганзена и Л.А. Головей, – между потенциями и тенденциями) разрешаются в деятельности и служат движущими силами развития профессионализма человека.
Наличие у человека достаточного индивидуального ресурса обеспечивает возможность его профессионального развития. Пути же, которые он выбирает для реализации своих ресурсов, могут быть различными. Успех при этом определяется не столько самими ресурсами, сколько тем, насколько продуктивно они используются.
С нашей точки зрения оптимальное использование личностью ресурсов ее профессионально-личностного развития обеспечивается путем оказания всесторонней помощи и поддержки будущих специалистов в период их обучения в вузе, которая осуществляется в процессе личностно-развивающего сопровождения образовательного процесса.
Литература
Оригинал работы:
Становление системы личностно-развивающего сопровождения студентов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.