Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ рамках Программы модернизации образования предусматривается замена Федерального компонента государственного образовательного стандарта набором следующих компетентностей:
ключевые качества, которые необходимы человеку в любой профессиональной деятельности (самостоятельность, ответственность, готовность к решению проблем, умение принимать решение);
обобщённые учебные умения, навыки и способы деятельности, необходимые при изучении любого предмета;
прикладные предметные умения: целостное миропонимание и научное мировоззрение, совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний умений;
жизненные навыки.
Результатом образования должна являться готовность к продуманному самостоятельному, ответственному действию выпускников. В основе всякого действия лежат мотивы, воля и эмоции. Проанализировав преподавание ОБЖ с этой точки зрения, пришёл к следующему выводу. Задача каждого преподавателя - учащимся в освоении нового материала используя различные методы обучения.
Один из самых важных методов обучения - это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мотивации:
Социальной - это поднятие авто учащегося. Стараюсь похвалить его за хорошее поведение, за усердие в работе на уроке и дома.
Прагматической. Стремлюсь усилить внимание к предмету ОБЖ, который необходим в жизненных ситуациях, готовит будущих защитников Родины;
Содержательной. Работая с учащимися, способствую формированию знаний которые пригодятся в нестандартных ситуациях.
Мотивация - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанному с удовлетворением определённых потребностей:
внутренних - удовлетворение познавательной потребности в процессе обучения,
внешних - социальный престиж: хорошо учится, удовлетворение амбиций, лидерства, поступление в вуз и т.д.)
Для укрепления и развития мотивации на уроке применяю следующие активные методы: средства ИКТ, метод проектов, анализ проблемных ситуаций, использование дидактических материалов с занимательным содержанием. Учебная программа сегодня разительно отличается от прежних и с каждым годом приобретает все новые особенности. Одним из таких новшеств стало написание синквейнов.
Синквейн - это название формы стихотворения, причем не подразумевающей наличие рифмы.
Дидактический синквейн придумали американские педагоги, а в конце 1990-х годов он появился и у нас. В отличие от традиционного поэтического произведения, в дидактическом синквейне форма менее важна, чем содержание. Поэтому соблюдение количества слогов и слов в строках не обязательно. Главное, чтобы в пяти строчках умещалось образное описание предмета или явления. Как правило, на уроках ОБЖ синквейн используют для резюмирования изученного материала или термина (определения). Опорной схемой, в общем описывающей состав дидактического синквейна, может служить такое описание:
Синквейн требует меньше времени на написание, но имеет более жёсткие границы по форме изложения. Его составителю приходится применять все свои интеллектуальные, образные и творческие способности. Вскоре после первого знакомства с новой формой заданий учащиеся преодолевают неуверенность перед незнакомыми требованиями и воспринимают синквейны буквально «на ура», получая от их составления не только пользу, но и удовольствие. Главное, чтобы они проявляли собственные творческие способности находили идеи и слова самостоятельно. При этом синквейн дает возможность развивать и другие сопутствующие навыки, объяснять свои мысли окружающим, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы и работать коллективно. Эти способности могут пригодиться, если поначалу написание синквейна дается с трудом. Тогда можно в паре с другим учащимся попробовать другой путь выполнения задания. Пусть каждый напишет свой синквейн на одну и ту же тему, а затем покажет своё произведение напарнику. Вместе они выберут самые удачные строчки каждого и составят из них новое, общее произведение. В процессе такого творчества расширяется кругозор, происходит обмен идеями и мнениями, что тоже очень важно для развития аналитических способностей у подростков. Но только этого не достаточно, чтобы включить новую форму работы в программу обучения.
Синквейны приносят гораздо больше пользы всем участникам учебного процесса. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Зачем нужен синквейн? Педагоги сходятся в одном: синквейн является проявлением творческого самовыражения и раскрывает не только потенциал учащегося и самой темы, но и исподволь дает возможность понять отношение подростка к тому, о чем он пишет. Именно этот аспект и заинтересовал педагогов настолько, что побудил их включить создание синквейнов в программу обучения. Синквейн как обучающий инструмент оказался действительно очень удобным способом как для освоения так для проверки способностей и знаний учащихся. И укоренился в программе благодаря сочетанию таких функций:
При этом и написание, и чтение синквейна занимает несравнимо меньше времени, чем у привычной письменной работы, содержащей вступление, основную часть и заключение. Таким образом, форма синквейна, созданная более века назад оказалась очень актуальной для требований сегодняшнего времени. При правильном подходе и умении синквейн в игровой форме развивает и обучает учащихся, делает уроки не скучными обязанностями, увлекательной игрой.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующее от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках ОБЖ (например для подведения итогов по пройденном материалу) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по всей пройденной теме.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития учащегося, который позволяет быстро получить результат. В частности знакомство с самим понятием слова расширение словарного запаса для боле эффективного выражения своей мысли способствует формированию аналитических способностей учащегося.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. Его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с :
составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
коррекция и совершенствование готового синквейна;
анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не способ проверки знаний, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн - это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций.
Приступает преподаватель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? думаете?» Проанализировав полученые результаты, можно корректировать представления учащихся о данном понятии в ходе изучения темы.
Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Учащиеся устали. Предложим синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие ими нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока - синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, преподаватель yвидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.
Учащиеся могут создавать синквейн в школе или дома. Этот прием позволяет лучше понять основные моменты, правила и определения из пройденной темы. Это творческое переосмысление материала, которое помогает некоторым ребятам развить свои таланты и способности. Каждый преподаватель, не желающий отставать от времени, использует на своих уроках данную методику.
Работая над проблемой «Развитие творческих способностей и мотивации учащихся на уроках ОБЖ», встречаю определённые трудности. Некоторые вопросы предмета ОБЖ кажутся недостаточно интересными, порой скучными, что может привести к плохому усвоению материала. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны изучаемых вопросов. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, ролевые игры, в которых следует творчески применить полученные знания. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.
Развивая интерес к урокам ОБЖ такими методами и приёмами, убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровье сберегательную направленность, снимают усталость, напряжённость умственного труда, повышают их работоспособность на уроках.
Задаю себе вопрос: что нужно сделать, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых? Изменить генетику мы не можем, что дано, то дано. Попытки изменить социальную среду - также к успеху не приводят. Значит, остаётся только возможность создания интеллектуальной среды в аудитории, в колледже.
Ни для кого не секрет, что любое обще-образовательное учреждение является мощнейшим инструментом социализации человека в обществе. Современное общество меняется, с каждым годом все больше и больше. Меняется и социальный заказ на образ современного выпускника. Если ранее основным требованием к выпускнику была его эрудированность и исполнительность, то сегодня основным критерием является креативность и конкурентоспособность. А добиться этого невозможно применяя старые методики и технологии. Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.
Список источников и литературы:
Оригинал работы:
Развитие мотивации на уроках ОБЖ - как один из путей повышения качества образования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.