Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие мотивации на уроках ОБЖ - как один из путей повышения качества образования

25.12.2017 942 1617
Юхно Николай Александрович
Юхно Николай Александрович, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

В рамках Программы модернизации образования предусматривается замена Федерального компонента государственного образовательного стан­дарта набором следующих компетентно­стей:

ключевые качества, которые необхо­димы человеку в любой профессиональ­ной деятельности (самостоятельность, ответственность, готовность к решению проблем, умение принимать решение);

обобщённые учебные умения, навы­ки и способы деятельности, необходимые при изучении любого предмета;

прикладные предметные умения: це­лостное миропонимание и научное мировоззрение, совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний умений;

жизненные навыки.

Результатом образования должна являться готовность к продуманному самостоятельному, ответственному действию выпускников. В основе всякого действия лежат мотивы, воля и эмоции. Проанализировав преподавание ОБЖ с этой точки зрения, пришёл к следующему выводу. Задача каждого преподавателя - учащимся в освоении нового материала используя различные методы обучения.

Один из самых важных методов обучения - это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе,  развитию мотивации:

Социальной - это поднятие авто учащегося. Стараюсь похвалить его за хорошее поведение, за усердие в работе на уроке и дома.

Прагматической. Стремлюсь усилить внимание к предмету ОБЖ, который необходим в жизненных ситуациях, готовит будущих защитников Родины;

Содержательной. Работая с учащимися, способствую формированию знаний которые пригодятся в нестандартных ситуациях.

Мотивация - это внутреннее побужде­ние личности к тому или иному виду ак­тивности, связанному с удовлетворением определённых потребностей:

внутренних - удовлетворение позна­вательной потребности в процессе обуче­ния,

внешних - социальный престиж: хо­рошо учится, удовлетворение амбиций, лидерства, поступление в вуз и т.д.)

Для укрепления и развития мотивации на уроке применяю следующие активные методы: средства ИКТ, метод проек­тов, анализ проблемных ситуаций, ис­пользование дидактических материалов с занимательным содержанием. Учебная программа сегодня разительно отлича­ется от прежних и с каждым годом при­обретает все новые особенности. Од­ним из таких новшеств  стало написание синквейнов.

Синквейн - это название формы сти­хотворения, причем не подразумевающей наличие рифмы.

Дидактический синквейн придумали американские педагоги, а в конце 1990-х годов он появился и у нас. В отличие от традиционного поэтического произведе­ния, в дидактическом синквейне форма менее важна, чем содержание. Поэтому со­блюдение количества слогов и слов в стро­ках не обязательно. Главное, чтобы в пяти строчках умещалось образное описание предмета или явления. Как правило, на уроках ОБЖ синквейн используют для ре­зюмирования изученного материала или термина (определения). Опорной схемой, в общем описывающей состав дидакти­ческого синквейна, может служить такое описание:

Синквейн требует меньше времени на написание, но имеет более жёсткие границы по форме изложения. Его составителю приходится применять все свои интеллектуальные, образные и творческие способности. Вскоре после первого знакомства с новой формой заданий учащиеся преодолевают неуверенность перед незнакомыми требованиями и воспринимают синквейны буквально «на ура», получая от их составления не только пользу, но и удовольствие. Главное, чтобы они проявляли собственные творческие способности находили идеи и слова самостоятельно. При этом синквейн дает возможность развивать и другие сопутствующие навыки, объяснять свои мысли окружающим, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы и работать коллективно. Эти способности могут пригодиться, если поначалу написание синквейна дается с трудом. Тогда можно в паре с другим уча­щимся попробовать другой путь выполне­ния задания. Пусть каждый напишет свой синквейн на одну и ту же тему, а затем по­кажет своё произведение напарнику. Вме­сте они выберут самые удачные строчки каждого и составят из них новое, общее произведение. В процессе такого творче­ства расширяется кругозор, происходит обмен идеями и мнениями, что тоже очень важно для развития аналитических спо­собностей у подростков. Но только это­го не достаточно, чтобы включить новую форму работы в программу обучения.

Синквейны приносят гораздо больше пользы всем участникам учебного про­цесса. Способность резюмировать инфор­мацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом поня­тийном запасе.

Зачем нужен синквейн? Педагоги схо­дятся в одном: синквейн является про­явлением творческого самовыражения и раскрывает не только потенциал учащего­ся и самой темы, но и исподволь дает воз­можность понять отношение подростка к тому, о чем он пишет. Именно этот аспект и заинтересовал педагогов настолько, что побудил их включить создание синквейнов в программу обучения. Синквейн как обучающий инструмент оказался действительно очень удобным способом как для освоения так для проверки способностей и знаний учащихся. И укоренился в программе благодаря сочетанию таких функций:

  • развитие образного мышления;
  • расширение словарного запаса;
  • приобретение навыка анализа сложной ин формации;
  • приобретения навыка выявления главного из массы информации;
  • развитие умения формулировать и делать вывод;
  • для преподавателя - оценка словарного запаса и знаний учащегося.

При этом и написание, и чтение синквейна занимает несравнимо меньше времени, чем у привычной письменной работы, содержащей вступление, основную часть и заключение. Таким образом, форма синквейна, созданная более века назад оказалась очень актуальной для требований сегодняшнего времени. При правильном подходе и умении синквейн в игровой форме развивает и обучает учащихся, делает уроки не скучными обязанностями, увлекательной игрой.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующее от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках ОБЖ (например для подведения итогов по пройденном материалу) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по всей пройденной теме.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития учащегося, который позволяет быстро получить результат. В частности знакомство с самим понятием слова расширение словарного запаса для боле эффективного выражения своей мысли способствует формированию аналитических способностей учащегося.

Составление синквейна, краткого резю­ме на основе больших объемов информа­ции, полезно для выработки способности к анализу. Его написание требует от соста­вителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллекту­альные, творческие, образные). Таким об­разом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных си­стем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо само­стоятельного (как и в паре, группе) состав­ления нового синквейна, возможно вари­анты с :

составлением краткого рассказа по го­товому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

коррекция и совершенствование гото­вого синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (на­пример, дан синквейн без указания темы, без первой строки, необходимо на осно­ве существующих ее определить).

Синквейн - это один из приемов акти­визации познавательной активности уча­щихся на уроке. Синквейн - это не способ проверки знаний, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн - это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций.

Приступает преподаватель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? думаете?» Проанализировав полученые результаты, можно корректировать представления учащихся о данном понятии в ходе изучения темы.

Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Учащиеся устали. Предложим синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие ими нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока - синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, преподаватель yвидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Учащиеся могут создавать синквейн в школе или дома. Этот прием позволяет лучше понять основные моменты, прави­ла и определения из пройденной темы. Это творческое переосмысление матери­ала, которое помогает некоторым ребя­там развить свои таланты и способности. Каждый преподаватель, не желающий от­ставать от времени, использует на своих уроках данную методику.

Работая над проблемой «Развитие творческих способностей и мотива­ции учащихся на уроках ОБЖ», встре­чаю определённые трудности. Некоторые вопросы предмета ОБЖ кажутся недоста­точно интересными, порой скучными, что может привести к плохому усвоению материала. Именно в этот период нуж­но стремиться раскрыть притягательные стороны изучаемых вопросов. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, ролевые игры, в ко­торых следует творчески применить по­лученные знания. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, поня­тий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.

Развивая интерес к урокам ОБЖ такими методами и приёмами, убеждаюсь в их эф­фективности. Наблюдается положитель­ная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше пере­численные методы имеют здоровье сберегательную направленность, снимают усталость, напряжённость умственного труда, повышают их работоспособность на уроках.

Задаю себе вопрос: что нужно сделать, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых? Изменить генетику мы не можем, что дано, то дано. Попытки изменить социальную среду - также к успеху не приводят. Значит, остаётся только возможность создания интеллектуальной среды в аудитории, в колледже.

Ни для кого не секрет, что любое обще-образовательное учреждение является мощнейшим инструментом социализа­ции человека в обществе. Современное общество меняется, с каждым годом все больше и больше. Меняется и социальный заказ на образ современного выпускни­ка. Если ранее основным требованием к выпускнику была его эрудированность и исполнительность, то сегодня основным критерием является креативность и конкурентоспособность. А добиться этого невозможно применяя старые методики и технологии. Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления.

Сегодня в различных научных источ­никах можно найти разные определения  критического мышления. Все они сво­дятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Список источников и литературы:

  1. Голодова И.П. Использование техно­логии синквейна на уроках / И.П. Голодова. Балаково Саратовская обл., 2013.
  2. Дедовских Д.И. Синквейн как средство обучения школьников / Д.И. Ледовских. ГОУ ВПО Мичуринский ГПИ. Тамбов, 2014
  3. Черников А.С. Развитие мотивации на уроке. / А.С. Черников Советский Тюмен­ская обл.2014

 

Оригинал работы:

Развитие мотивации на уроках ОБЖ - как один из путей повышения качества образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*