Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Диагностика уровней общефизического и личностного развития и направленности на саморазвитие у студентов педагогического вуза

22.12.2017 541 1022
Бочкарева Марина Васильевна
Бочкарева Марина Васильевна, преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

В опытно-экспериментальной работе, продолжавшейся в течение восьми лет, приняли участие 416 студентов Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского, соответственно 202 студента в контрольной группе, где не использовалась система личностно-развивающего сопровождения общефизической подготовки студентов и 214 - в экспериментальной группе, где данная система имело место. В начале и в конце исследования проводились констатирующий и диагностический эксперименты, что позволяло судить об эффективности разработанной и внедренной в учебно-воспитательный процесс вуза системы личностно-развивающего сопровождения. Кроме того, было проведено изучение личностной и двигательной сферы выпускников пединститута, поступивших на работу в спортивные и общеобразовательные школы и ныне работающих учителями физической культуры и тренерами. Данное лонгитюдное исследование осуществлялось в целях выявления устойчивости их стремления к саморазвитию и преодолению проблем, возникающих в профессиональной деятельности и личностной сфере, умения решать проблемно-креативные задачи и реализовывать инновационные формы деятельности.

Комплексный метод предполагал включение в процесс изучения личностной сферы студентов и их общефизического развития специалистов разных областей: педагогов, психологов, медиков. Психологи с помощью психологического инструментария, педагоги – с помощью методов психодидактики, врачи – с помощью психометрия выявляют показатели общефизического и личностного развития студентов.

Сравнительные методы использовались на этапе сравнения показателей в контрольной группе с традиционной системой профессионально-личностной подготовки студентов и в экспериментальной группе, где реализовывалась система личностно-развивающего сопровождения.

Важным этапом психолого-педагогической диагностики явился психобиографический метод, позволяющий оценить направленность на саморазвитие студентов в разные периоды взросления, а также выявить личностные и учебные проблемы студентов в разные периоды жизни. Педагоги осуществляли анализ продуктов деятельности студентов, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Для выявления трудностей студентов на этапе профессионально-личностного становления использовался также метод анкетирования, позволяющий уточнить переживаемые студентами кризисные или проблемные моменты в их жизни и учебно-профессиональной деятельности.

Большое внимание уделялось методу экспертных оценок, в котором принимали участие все участники личностно-развивающего сопровождения. Качества студентов оценивались по следующей системе оценок:

  • по степени достижения результата: критерии эффективности деятельности студентов как субъектов обучения, воспитания и личностного развития; критерии качества достигнутого результата личностного и профессионального развития;
  • по характеру результата:
  • психологический результат, связанный с новообразованиями в структуре знаний, умений, навыков, в поведении, в системе отношений студентов;
  • функциональный результат, заключающийся в создании «инструментария» педагогического воздействия на студента: в отборе содержания, средств, форм, методов педагогического воздействия;
  • по уровню:
  • внутренние критерии – субъективность, удовлетворенность своим выбором, активность (показатели: психологической и физической культуры, профессионального самосознания, опыта общественной жизни, направленности как совокупности устойчивых мотивов в образовательно-профессиональной деятельности, самостоятельности, творчества, профессионального самосохранения);
  • внешние критерии – достижения студентов в образовательном процессе, востребованность услуг сопровождения, методологическое и технологическое обеспечение сопровождения рост числа студентов в спортивных секциях, повышение «вовлеченности» студентов в спортивно-оздоровительную деятельность, снижение конфликтности в образовательном процессе, рост удовлетворенности общением в учебных группах, технологии сопровождения, техники сопровождения, методы сопровождения, методики сопровождения и диагностики).

Акмеологические методы предполагали мониторинг, программно-целевые тренинги, методы педагогической коррекции и внедрялись в ходе формирующего эксперимента.

В ходе формирующего эксперимента использовались эмпирические методы: изучение практического опыта деятельности факультета физической культуры Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского, спортивных школ, классов, психолого-педагогический анализ проведения студентами уроков физической культуры в общеобразовательных школах; диагностические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование студентов, экспертная оценка, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, анализ уровня общефизической подготовки студентов, их спортивных достижений и общего развития физических качеств, фиксирование результатов их учебной деятельности, личностных достижений, контент-анализ ожиданий студентов по отношению к использованию личностно-развивающего сопровождения их общефизической подготовки; педагогический эксперимент, связанный с практическим внедрением системы личностно-развивающего сопровождения студентов в педагогический процесс.

В исследовании применялись методики «Самооценки направленности контакта» (по Томасу), «Направленности личности» (по В. Смекайлу и М. Кучеру), типы профессиональных установок, реализуемых испытуемыми в конкретной деятельности (модифицированная методика Ф. Фидлера в варианте П. Волковой, Н. Хрящевой, А. Шалыто), анализ ситуаций педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в которой от педагога требовалась рефлексия своих поступков и понимание личности учащихся (В.И. Слободчиков и Б.И. Исаев).

Методика психологической автобиографии представляла собой модифицированную методику Е.Ю. Коржовой и оценивалась как «экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни». Испытуемому предлагалось перечислить самые важные, с его точки зрения, события прошедшей жизни (количество которых не ограничивалось) и дать ему оценку от – 5 до + 5 баллов.

Важное место в работе занимал обучающий эксперимент, связанный с внедрением в практику системы личностно-развивающего сопровождения студентов.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Диагностика уровней общефизического и личностного развития и направленности на саморазвитие у студентов педагогического вуза




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*