Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Традиционные формы профориентационной работы с молодёжью

21.12.2017 2602 4476
Власова Елена Михайловна
Власова Елена Михайловна, преподаватель

Коноплёва Виктория Валерьевна
Коноплёва Виктория Валерьевна, студент

Вятский колледж культуры

Сущность профориентационной работы

Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда.

Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям, поэтому необходимо спланировать систему профориентационной работы. О наличии такой системы можно говорить только тогда, когда мероприятия профориентационного содержания проводятся не от случая к случаю, а систематически, когда они связаны достижением конкретной цели. Система профориентационной работы имеет место в том случае, когда реализованы все компоненты ее структуры, когда эти компоненты органически связаны друг с другом [5, с. 5].

План профориентационной работы в должен включать в себя систему мероприятий профинформационного и профконсультационного характера. Определенное место в нем должно отводиться мерам, направленным на обеспечение педагогического коллектива знаниями и методикой проведения профориентационной работы.

Формы профориентационной работы

В зависимости от количества участников различаются индивидуальные формы профориентационной работы:

  • индивидуальные, с конкретным студентом, например, беседа, консультация, индивидуальная диагностика;
  • групповые – работа с группой, например, урок, занятие, игра, беседа, групповая диагностика, семинар, тренинг;
  • массовые – работа с большим количеством студентов, например, межколледжные профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест [5, с. 5].

Также выделяют пассивные формы профориентационной работы (просветительское направление):

  • Беседы, лекции, просмотр видеофильмов;
  • Профдиагностика, профконсультации для учащихся;
  • Консультации для родителей (педагогами, психологами, профконсультантами);
  • Посещение «ярмарок профессий»;
  • Знакомство с «образовательной картой» города, района;
  • Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее»;
  • Выставки творческих работ студентов [5, с. 5].

Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки студентов в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [2, с. 174].

По последним статистическим данным более 60% молодых специалистов после окончания вуза работают не по специальности. Напрашивается вывод, что механизмы профориентации подростков в России слабо задействованы или работают неэффективно. Таким образом, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов.

Отличительной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой [1, с. 14].

Проблемы профориентации растут, но и расширяются её возможности. Задача всех специалистов, работающих в этом направлении, заключается в повышении мотивации учащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению. Здесь могут помочь информационно-коммуникационные технологии. Бурно развивающаяся компьютерная техника и Интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы. Использование информационных технологий в профориентационной деятельности обеспечивает свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес молодежи к компьютерным технологиям:

  • помогает формировать готовность к самостоятельному анализу своих основных склонностей и способностей;
  • даёт возможность ориентировочно выявить свои личностные и профессиональные интересы и склонности;
  • формирует представление о профессии, как важнейшем виде социальной деятельности современного человека, о тех требованиях, которые профессия предъявляет человеку;
  • помогает задать себе жизненные и ценностные ориентиры [3, с. 83].

Для структурирования информации в визуальной форме и получения целостной картины проводимой работы возможно применение ментальных карт (интеллект–карт), позволяющих вывести приоритеты сотрудничества. Кроме того, необходимо использовать современные инновационные технологии и обеспечить свободный доступ учащихся и студентов к информационным профориентационным ресурсам. Это могут быть сайты высших учебных заведений, центров занятости населения, предприятий и организаций, где концентрируется информация о направлениях и специальностях вузов, профилях бакалавриата, подготовке в магистратуре, профессиях и возможностях трудоустройства, повышении квалификации в системе дополнительного профессионального образования.

Использование глобальной сети резко повышает внимание молодых людей к образовательным учреждениям, увеличивает интерес к профориентации в целом. Наличие собственного сайта (web-страницы, web-ресурса) позволяет учреждению оперативно предоставлять информацию, обмениваться опытом с коллегами, проводить конференции (вплоть до видеоконференций), осуществлять обратную связь, публиковать пресс-релизы и проводить рекламные акции. В перспективе возможно создание электронной энциклопедии, «музеев профориентации», проведение различных мероприятий непосредственно в сети. Именно на персональном сайте образовательного учреждения можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о правилах приёма, подготавливаемых профессиях и специальностях, дополнительных образовательных услугах.

Среди основных рекламных мероприятий, проводимых вузом, можно выделить такие, как: разработка, издание и переиздание информационно-рекламных материалов (буклетов, электронных презентаций, видеороликов) для абитуриентов с информацией о вузе и направлениях профессиональной подготовки, с применением средств компьютерной вёрстке.

Рекламная информация (наглядные формы агитации в виде афиш, объявлений, видеороликов с информацией о деятельности филиала вуза и направлениях подготовки) также размещается в социальных сетях, так популярных на сегодняшний день в молодежной среде.

Сегодня широко внедряются новые методики, например, использование игровых технологий для профориентационной работы в виде тренажеров и симуляторов. Попробовав на себе ту или иную роль, молодой человек может понять, справится ли он с ней в реальной жизни.

Также существует возможность организации различных профориентационных мероприятий, так или иначе связанных с применением технических новинок. Благодаря применению ИКТ, образовательные учреждения могут проводить конкурсы среди будущих дизайнеров, архитекторов, монтажников, продавцов, программистов и т.д. с целью выявления и поддержки талантливой молодежи в области избранной сферы деятельности, пропагандируя тем самым возможности информатизации в той или иной профессии.

Таким образом, внедрение информационных технологий в такую важнейшую сферу развития личности, как выбор будущей профессии помогает существенно повысить эффективность профориентационной работы [4, с. 5].

 

Список использованных источников:

 

  1. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2006, – 22с.
  2. Ефимова И.Ю. Анализ сфер занятости выпускников it-специальностей вуза и проблемы их трудоустройства [Текст] // Современные проблемы науки и образования: материалы внутривуз. науч. конф. преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 290с.
  3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология [Текст]: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. М.: Академический проект, 2004 г. 192с.
  4. Ершова, О. Ю. Инновационные методы профориентационной работы в молодёжной среде [Текст] / Ершова О. Ю., Калужина Т. С., Минеева Н. Ф. – Озёрск, 2016. – 5с.
  5. Формы и методы профориентационной работы с учащимися [Текст] / Госуд. проф. обр. учреждение «Новокузнецкий пед. колледж». – Новокузнецк. – 5с.

 

Оригинал работы:

Традиционные формы профориентационной работы с молодёжью




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*