Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСущность профориентационной работы
Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда.
Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям, поэтому необходимо спланировать систему профориентационной работы. О наличии такой системы можно говорить только тогда, когда мероприятия профориентационного содержания проводятся не от случая к случаю, а систематически, когда они связаны достижением конкретной цели. Система профориентационной работы имеет место в том случае, когда реализованы все компоненты ее структуры, когда эти компоненты органически связаны друг с другом [5, с. 5].
План профориентационной работы в должен включать в себя систему мероприятий профинформационного и профконсультационного характера. Определенное место в нем должно отводиться мерам, направленным на обеспечение педагогического коллектива знаниями и методикой проведения профориентационной работы.
Формы профориентационной работы
В зависимости от количества участников различаются индивидуальные формы профориентационной работы:
Также выделяют пассивные формы профориентационной работы (просветительское направление):
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки студентов в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [2, с. 174].
По последним статистическим данным более 60% молодых специалистов после окончания вуза работают не по специальности. Напрашивается вывод, что механизмы профориентации подростков в России слабо задействованы или работают неэффективно. Таким образом, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов.
Отличительной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой [1, с. 14].
Проблемы профориентации растут, но и расширяются её возможности. Задача всех специалистов, работающих в этом направлении, заключается в повышении мотивации учащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению. Здесь могут помочь информационно-коммуникационные технологии. Бурно развивающаяся компьютерная техника и Интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы. Использование информационных технологий в профориентационной деятельности обеспечивает свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес молодежи к компьютерным технологиям:
Для структурирования информации в визуальной форме и получения целостной картины проводимой работы возможно применение ментальных карт (интеллект–карт), позволяющих вывести приоритеты сотрудничества. Кроме того, необходимо использовать современные инновационные технологии и обеспечить свободный доступ учащихся и студентов к информационным профориентационным ресурсам. Это могут быть сайты высших учебных заведений, центров занятости населения, предприятий и организаций, где концентрируется информация о направлениях и специальностях вузов, профилях бакалавриата, подготовке в магистратуре, профессиях и возможностях трудоустройства, повышении квалификации в системе дополнительного профессионального образования.
Использование глобальной сети резко повышает внимание молодых людей к образовательным учреждениям, увеличивает интерес к профориентации в целом. Наличие собственного сайта (web-страницы, web-ресурса) позволяет учреждению оперативно предоставлять информацию, обмениваться опытом с коллегами, проводить конференции (вплоть до видеоконференций), осуществлять обратную связь, публиковать пресс-релизы и проводить рекламные акции. В перспективе возможно создание электронной энциклопедии, «музеев профориентации», проведение различных мероприятий непосредственно в сети. Именно на персональном сайте образовательного учреждения можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о правилах приёма, подготавливаемых профессиях и специальностях, дополнительных образовательных услугах.
Среди основных рекламных мероприятий, проводимых вузом, можно выделить такие, как: разработка, издание и переиздание информационно-рекламных материалов (буклетов, электронных презентаций, видеороликов) для абитуриентов с информацией о вузе и направлениях профессиональной подготовки, с применением средств компьютерной вёрстке.
Рекламная информация (наглядные формы агитации в виде афиш, объявлений, видеороликов с информацией о деятельности филиала вуза и направлениях подготовки) также размещается в социальных сетях, так популярных на сегодняшний день в молодежной среде.
Сегодня широко внедряются новые методики, например, использование игровых технологий для профориентационной работы в виде тренажеров и симуляторов. Попробовав на себе ту или иную роль, молодой человек может понять, справится ли он с ней в реальной жизни.
Также существует возможность организации различных профориентационных мероприятий, так или иначе связанных с применением технических новинок. Благодаря применению ИКТ, образовательные учреждения могут проводить конкурсы среди будущих дизайнеров, архитекторов, монтажников, продавцов, программистов и т.д. с целью выявления и поддержки талантливой молодежи в области избранной сферы деятельности, пропагандируя тем самым возможности информатизации в той или иной профессии.
Таким образом, внедрение информационных технологий в такую важнейшую сферу развития личности, как выбор будущей профессии помогает существенно повысить эффективность профориентационной работы [4, с. 5].
Список использованных источников:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.