Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование правовой грамотности студентов на уроках по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

21.12.2017 894 1586
Новикова Ольга Викторовна
Новикова Ольга Викторовна, преподаватель

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

Формирование социально-активных студентов – граждан России, осуществляемое в системе гражданско-правового образования, является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, благодаря чему обеспечивается тесная взаимосвязь среднего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

Ключевые слова: гражданское воспитание, правовое информирование, работа в творческих группах, граждане России, развитие стереотипов, методологические (оргдеятельностные) качества.

Гражданское воспитание студентов преследует вполне определенную цель – добиться, чтобы высококвалифицированные специалисты были хорошими гражданами своей страны – России. Результатом гражданского воспитания студентов должна стать их готовность к осуществлению прав и реализации обязанностей гражданина.

Отношение к ценностям выступает основным механизмом развития культурных новообразований личности. В процессе образования ценности общественного сознания переживаются обучающимся эмоционально и превращаются в ценностные ориентации или ценности индивидуального сознания, личности, что является основой развития духовности. Эти ценности приобретают личностный смысл, становятся ценностными ориентирами учащихся и являются основным показателем развития их социальной зрелости.

В области правового воспитания наиболее важными задачами являются:

  • правовое информирование молодых людей;
  • формирование убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, личных и нравственных обязанностей, личной ответственности за принятие решения и свои поступки;
  • развитие стереотипов правомерного поведения;
  • освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе;
  • формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям.

В то же время наряду с решением задачи формирования законопослушного молодого человека следует учить студентов пользоваться своими правами, уметь их защищать.

В педагогической практике выделены основные способы постановки целей:

  • постановка цели через учебную деятельность;
  • определение целей через изучаемое содержание;
  • определение целей через деятельность педагога;
  • определение целей через развитие студента;
  • определение целей через результаты, выраженные в наблюдаемых действиях.

При постановке целей преподаватель должен иметь представление об уровнях усвоения учебного материала.

Первая ступень усвоения – узнавание – рассматривается как запоминание и воспроизведение информации.

Вторая ступень – понимание – рассматривается как знание, которое позволяет вступить в коммуникацию и пользоваться имеющейся информацией.

Третья ступень – применение – рассматривается как умение применять информацию (правила, методы, общие понятия) в новой ситуации без подсказки.

Четвертая ступень – анализ – рассматривается как знание, позволяющее делить информацию на части и устанавливать взаимозависимость между ними. Анализ включает умение определить элементы, составляющие данное содержание, выяснить зависимость между отдельными частями и элементами.

Пятая ступень – синтез – рассматривается как знание, позволяющее реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе создать новый образец. Синтез предполагает творческую переработку информации, в результате чего вырабатывается общий план действия, создается новое целое, разрабатывается информация, объясняющая явление или событие.

Шестая, наивысшая ступень усвоения – оценка – позволяет судить о ценности какой-либо идеи, метода, материала.

Основными средствами и приемами в работе являются:

  • широкое использование на уроках проблемного подхода, проблемного метода и дискуссий;
  • работа в творческих группах;
  • приемы самообразования;
  • создание ситуации успеха.

Познавая реальную действительность, обучающийся выполняет следующие виды деятельности:

  • познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём;
  • создание студентом личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;
  • самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.

При выполнении этих видов деятельности проявляются соответствующие им качества личности:

  • когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;
  • креативные (творческие) качества – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.;
  • методологические (оргдеятельностные) качества – способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества и др.

В процессе обучения активно используются технологии, обеспечивающие личностное развитие обучающегося. В их числе: словесный метод (при формировании теоретических и фактических знаний и решений всех других задач обучения), наглядный метод (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам), практический метод (для развития практических умений и навыков), репродуктивный метод (для формирования знаний, умений и навыков), проблемно-поисковый метод (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу), индуктивный метод (для умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения «от частного к общему»), дедуктивный метод (для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать явления), методы самостоятельной работы (для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда).

В качестве примера формирования правовой грамотности студентов хотелось бы привести план учебного занятия по теме «Знай и уважай закон!».

 

Список литературы

 

1. Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания. – СПб: «Питер», 2015.

2. Фабриков М.С. Педагогические условия воспитания правовой культуры старшеклассников. - М–, 2017.

3. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. – Волгоград: «Учитель», 2015.

 

Оригинал работы:

Формирование правовой грамотности студентов на уроках по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*