Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие творческих способностей студентов на уроках физики (из опыта работы)

20.12.2017 564 947
Кудрявцева Ольга Борисовна
Кудрявцева Ольга Борисовна, преподаватель

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности.

Ключевые слова: творческие способности, развитие, познавательные задачи, эксперимент, исследования, воображение, индивидуальный проект.

Важнейший аспект повседневной работы преподавателя – развитие способностей студентов, приобщение их к творческой деятельности, которая служит и фактором духовности личности, и способности успешного развития общества. «Заронить» в душу студента «искру» творческого подхода ко всему тому, что он делает (решает ли он задачи, выполняет практические задания, слушает объяснения преподавателя, читает литературу) - такая цель должна быть характерной для любого занятия по физике.

Но этого мало: надо постоянно стимулировать творчество студентов, развивать их мнение, учить их творческому подходу к развитию учебных и жизненных ситуаций.

Создание предпосылок для творчества невозможно без прочных знаний и широкого кругозора. Поэтому нельзя ориентировать студентов на добывание новых знаний, на проявление творческого подхода, не создав опоры на хорошее начинание и усвоение учебного материала, не ознакомив их предварительно с собственными возможностями исследовать тот или иной вопрос, улучшить конструкцию какого-либо устройства и т.д. При этом желательны систематические экскурсии в историю науки и технических задач, а также сообщения о прогнозах развития отдельных областей знания, основывающихся не только на сегодняшних научно- технических достижениях, но и на анализ социальных, экономических тенденций, на проведение и учете возможных экологических проблем.

Как известно, путь творчества, даже в тех элементарных формах, которые доступны студентам, тернист. Следующих по нему часто постигают неудачи, разочарование. С этой целью психологи рекомендуют развивать у студентов такие черты характера, как терпение, оптимизм, целеустремленность, любознательность, готовность к интенсивному умственному труду.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей, выступает планомерное целенаправленное предъявление их в системе, которая должна отвечать следующим требованиям:

-познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегрированной основе и способствовать развитию памяти, мышления, воображения;

-система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Это достигается с помощью вопросов на смекалку, качественных задач.

Полезно приучать студентов ставить перед собой вопросы: «Почему надо делать так, а не иначе?», «Нет ли противоречий или неясностей в данном объяснении явления?», «Правильно ли я думаю?» и т.д.

Гибкость ума зависит от воображения, от способностей человека придумывать образцы, необычные условия, предвидеть их последствия. Воображение развивается при помощи специальных упражнений «на фантазирование», например: «Предсказать ход явления в случае уменьшения (увеличения) какого-либо параметра (ускорением свободного падения, давления и др.)», «Рассказать какой станет картина явления в новых условиях (при дополнительном воздействии электрического поля, температуры и др.)», «Описать жизнь на земле при отсутствии трения (или магнитного поля планеты)» и т.д.

Важным условием развития творческих способностей является включение элементов исследования. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у студентов, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала.

Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих студентам лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы, на которых студенты приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету.

Большие возможности в применении исследовательского подхода к изучению явлений открывает фронтальный исследовательский эксперимент. Короткие (10-15 мин) экспериментально-исследовательские работы, выполняемые студентами в процессе изучения нового материала, можно проводить чаще, чем предусмотренные программой лабораторные работы.

Полезно включение элементов исследования и в домашнее задание. Особую ценность представляют те исследования, которые можно выполнить различными способами.

Положительное влияние на развитие творческих способностей студентов оказывает поощрение попыток с их стороны отойти от шаблона в любом деле: в решении задач, в выполнении лабораторных работ и индивидуальных заданий.

Развитию творческих способностей студентов содействует развитие способностей к техническому творчеству. Это:

-проведение практических работ по сборке, изготовлению и конструированию приборов (перцептрон, электромагнитное реле, мультивибратор, трансформатор Тесла);

-домашнее задание по изготовлению приборов, принципы действия которых были изучены на уроке (модели ракет).

Развитию творческих способностей студентов, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это мероприятия, проводимые в рамках недели общеобразовательных дисциплин: физические вечера «Физика и физики в Великой Отечественной войне», «Физические явления в произведениях поэтов и писателей» викторины, олимпиады. В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие студенты. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление.

Одной из форм внеклассной работы является выполнение студентами индивидуального проекта. Задачей его является углубление знаний, полученных на уроках; знакомство с историей возникновения и развития научных и технических идей, с жизнью и деятельностью великих ученых и новаторов техники, изготовление, ремонт приборов; проведение наблюдений и исследований. (Свет, его влияние на человека. Определение степени утомляемости студентов с помощью прибора «Анамалоскоп», «Физика и геометрия крыш»)

В статье представлены лишь некоторые методы, используемые в педагогической работе, изложены основные принципы, в соответствии с которыми строится работа. Но главное: если преподаватель ставит своей целью развивать творческие способности студента, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Преподаватель должен быть личностью, интересной для студентов, тонким психологом, способным понять каждого.

 

Список литературы

 

1 Бирич И. Пьеса с продолжением. Творческий метод, при котором урок – всегда радость / Учительская газета. – 2003, № 3. с. 10.

2 Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002. с 88.

3  Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике, - М.: Просвещение, 2012 г.

4 Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры, - М.: Новая школа, 2014 г.

 

Оригинал работы:

Развитие творческих способностей студентов на уроках физики (из опыта работы)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*