Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Консультирование обучающихся и их родителей по профессиональному самоопределению

11.12.2017 1692 2958
Пустынская Ирина Юрьевна
Пустынская Ирина Юрьевна, преподаватель

Мариинский политехнический техникум

Одной из функций педагога профессионального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  является консультирование обучающихся  и их  родителей по профессиональному самоопределению.

Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.  [1]

Профессиональное консультирование – это оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. [1]

В психолого-педагогической теории и практике накоплен большой опыт организации и проведения данной работы. Для этого преподаватели Государственного профессионального образовательного учреждения «Мариинский политехнический техникум» используют  следующие формы работы:

-классные часы;

-беседа с представителями профессии;

-экскурсии;

-день открытых дверей;

-конкурсы, викторины;

-игры;

-выставки (профориентационный стенд) и т.д.   [3]

В работе по данному направлению я использую классные часы, беседа с родителями на родительских собраниях, участие в недели специальности.

В учебном процессе педагоги непосредственно на учебных занятиях должны формировать профессиональную направленность и мотивацию.

Профессиональная направленность – это наличие в целемотивационной структуре личности профессиональных побуждений к применению всех своих сил в избранной профессии, самореализации в ней. Эти побуждения имеют две специальные разновидности: профессиональные мотивы и профессиональная концепция. [3]

На учебных  занятиях  профессиональных  модулей формируется профессиональная направленность на этапе актуализации, изучении нового материала, закреплении и рефлексии.   На  занятиях  используется создание проблемной ситуации, решение которой является мотивацией к изучаемой теме. При изучении темы студенты осуществляют частично-поисковую деятельность, проявляя активную познавательную деятельность.

Профессиональная мотивация – это процесс стимулирования себя и других людей к достижению определенных профессиональных успехов. Кроме того, мотивация профессиональной деятельности может быть раскрыта как действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [1]

Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей.

Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий и специальностей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии или специальности. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха.

Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями. Данная работа реализуется через родительские собрания, где родителям дается информация о новых профессиях и специальностях нашего техникума, об условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума.

С целью знакомства с техникумом ежегодно проводятся «Дни открытых дверей», где учащиеся встречаются с преподавателями и мастерами производственного обучения различных специальностей и профессий. Организовываются мастер – классы и  экскурсии по техникуму и по мастерским. Такие экскурсии эффективно влияют на профессиональный интерес школьников, если хорошо продумана и организована цель такой встречи – подробное знакомство с профессией.

Во время таких экскурсий школьники получают следующую информацию:

-общие сведения о профессии;

-психофизиологические требования профессий к человеку;

-характеристика процесса обучения и процесса прохождения практики на предприятиях Мариинского  района;

-получение специальной подготовки, экономическая и правовая стороны профессиональной деятельности.

Этап создания привлекательного образа техникума реализуется на протяжении всего учебного года и включает в себя участие и выступление учащихся во всех районных и областных мероприятиях, будь то спортивные соревнования, конкурсы профессионального  мастерства, ярмарка вакансий, различные акции, выступление в местной прессе.

На этапе работы приемной комиссии организовывается целенаправленная деятельность с поступающим контингентом.

Наше время -  время быстрых изменений, на наших глазах отмирают и рождаются новые профессии. Подробную информацию надо приобрести по той специальности, которая отвечает интересам подростка. Почти у всех профессий есть свои скрытые и явные нормы. Подростка нужно учить ориентироваться в мире обновляющихся понятий. Развивать способность самостоятельно мыслить.

 

Список использованной  литературы

 

1.Иванова, В.А. Педагогика  [Электронный ресурс]: электронный учебно-методический комплекс / В.А. Иванова, Т.В.Левина  – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет" – Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/, свободный. - Загл. с экрана.

2.Исследовательская и проектная деятельность [Электронный ресурс]: статья о научно-исследовательской деятельности – Режим доступа: http://stupeni.399sch.ru/?page_id=2, свободный. - Загл. с экрана.

3.Психология и психиатрия [Электронный ресурс]:  информация по психологии - Режим доступа:  http://psihomed.com/professionalnoe-samoopredelenie/ свободный. - Загл. с экрана.

4.Разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию ФГОС по профессии, специальности [Текст]:   методические рекомендации/авт.-сост.: А.Г .Апухтина, И.А. Былкова, Л.И. Ильченко и др.- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014.-92 с.

5.Сластин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластин, А.И. Мищенко, Е.Н. Шняков – М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с.

 

Оригинал работы:

Консультирование обучающихся и их родителей по профессиональному самоопределению




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*