Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСохранение и укрепление здоровья школьников является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей страны. Залогом хорошего здоровья является отличное настроение и бодрость духа, а самое главное, ведение здорового образа жизни. Это и есть неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но его можно быстро и легко растерять. Определенную роль играет состояние здоровья обучающегося на протяжении всего учебного процесса и правильная организация учебной деятельности. Проблема здоровья учащихся становится более актуальной в направлении развития образовательной системы. В основе лежит здоровьесберегающая среда. Как сохранить здоровье, но при этом не повышать утомляемость учащихся? Вот главный вопрос всех педагогов. С новейшими технологиями совершенствуется и образование, с целью повышения качества обучающихся, становятся приоритетными различные технологии преподавания. Так, например, чтобы добиться желаемого успеха, заинтересовать детей, пробудить творческую активность и усилить эффективность работы на уроке можно использовать нетрадиционную форму обучения [4, с. 54].
Эта форма урока обладает большими возможностями для создания условий всесторонней развитой личности. Такие уроки позволяют подросткам проявить свои жизненные и реальные знания, а также творческие навыки. Для активизации мыслительной деятельности учащихся необходимо применять нетрадиционные формы обучения. В подростковом возрасте эти уроки необходимы для того, чтобы учащийся развивал качества коммуникабельности и не боялся высказывать и отстаивать свою точку зрения [8, с. 117]. Существует несколько вариантов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения. Например, урок - экскурсия имеет главные задачи: развивает творческие способности у учащихся, самостоятельность и организованность. Театрализованный урок интересен тем, что вносит в обычный день атмосферу праздника, хорошее настроение, позволяет ребятам проявлять свою инициативу, способствует развитию чувства взаимопомощи и коммуникативных умений. Форма обучения урока - квеста направлена на формирование образовательного опыта у обучающихся. Но следует помнить, что это не просто игра, а дидактическая игра, потому что в уроке - квесте есть все признаки дидактической игры: временная завершенность, определенные правила, результат и задачи для учащихся. Проанализировав существующее разнообразие видов нестандартных уроков, применяемых в образовательном процессе, была разработана классификация типов и видов нетрадиционных уроков.
В обществе существуют нормы, которым должны соответствовать все люди. Целенаправленно совершенствуются системы и методы обязательного для всех воспитания, образования и творческого развития. Однако сопоставление развития подростков разных социальных групп может обнаружить расхождения. С помощью методик, ориентированных на здоровьесберегающую среду, можно выяснить, насколько близки либо далеки от норм здоровья, как группа, так и личность в целом. По результатам методик можно установить, в чем конкретно отмечается отставание от этих правил [1, с. 84].
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в образовательном учреждении будут созданы необходимые условия:
Будет возможно полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение духовно - нравственных, эстетических и физических компонентов.
Все дети в нашем обществе должны получить наилучшее воспитание и образование, а также быть всесторонне развиты [2, с. 175].
Нами был проведен урок - квест. Цели этого урока: проявить творческие способности у подростков, используя их знания; способствовать развитию логического мышления учащихся для ответов на некоторые вопросы; а также, показать умение работать в коллективе и добиться результата за отведенное время. На этом уроке учащимся предлагалось путешествие в страну «Здравиус». На первом этапе дети прибыли в город «Питательный», где проходили несколько испытаний. А для того, чтобы отправится в следующий город, ребятам приходилось отгадать загадку, ответ на которую мог находиться в любом месте класса.
Перед проведением урока был сделан замер методикой Сергея Дерябо и Витольда Ясвина «Индекс отношения к здоровью», благодаря которой, стало известно отношение подростков к здоровому образу жизни. Для 27% из всех ребят, присутствующих на уроке, здоровье и здоровый образ жизни стоят на первом месте, у 46% здоровье и здоровый образ жизни занимает второе место и у 27% - третье место. По этим данным можно сказать, что для большинства учащихся подростков 6 класса здоровье не является приоритетным.
По результатам наиболее важных жизненных ценностей для подростка, можно отметить, что в этом возрасте большинство детей выбирают друзей, а не свое здоровье и заботу о нем. Всё это говорит об особенностях подросткового возраста, возможно о стадных инстинктах. Исследование показало, что для подростков материальное благополучие не является приоритетным.
В завершении урока была проведена вторая методика Николая Васильевича Гаркуша «Гармоничность образа жизни школьников». При обработке её результатов можно увидеть, что она показала в процентном соотношении: высокий уровень - 39%, значит, у большинства учащихся появилось осознанное отношение к собственному здоровью, возможно, что им захотелось вести здоровый образ жизни после проведения урока - квеста. Средний уровень - 35% обозначает, что у подростков частичное понимание важности ценностей здоровья и ведения здорового образа жизни. И низкий уровень - 26% полное отсутствие понимания и ценностей здорового образа жизни. Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что ценность здоровья у подростков во всём классе повысилась. Возможно, этому поспособствовало проведение творческого урока, где были рассмотрены все ценности здорового образа жизни.
Если сравнить результаты двух методик, можно увидеть эффективную заинтересованность детей к ценностям здорового образа жизни. У учащихся появилось более развитое представление о здоровом образе жизни. Чтобы не потерять эти навыки нужно ввести систематическое приобщение детей к здоровому образу жизни. Возникает вопрос: «Как заинтересовать ребенка в этом вопросе?». Исходя из этого, можно сказать, что для того, чтобы заинтересовать детей нужно относиться к этому не формально, а более творчески, используя при этом нетрадиционную форму обучения. При этом учащиеся активно участвуют на уроке, им легко и интересно запоминать информацию.
Урок «Путешествие в страну Здравиус» являлся обобщающим в области здоровьесберегающей среды. Учащиеся были достаточно активны и мотивированны. Так как работа была выстроена комбинированным методом, давая возможность работать в группах и единолично. При планировании урока были учтены возрастные особенности.
Цель урока: показать возможность использования полученных знаний по теме в дальнейшем; прививать эстетические навыки по здоровому образу жизни; формирование навыков работы в группе. Цели в течение урока были достигнуты: учащимся понравилась смена активной деятельности, они с удовольствием проходили испытания.
По началу, было волнительно, но начиная урок, ученики были активны и вместе с тем дисциплинированны. Они были открыты к общению, быстро пошли на контакт. Им очень понравилась нетрадиционная форма обучения, а точнее, урок - квест, и тема работы. Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена учениками хорошо. Поставленные задачи урока были реализованы. Мы считаем, что уроки такой формы очень эффективны - видны не только знания учащихся, но и сами учащиеся с большим интересом используют свои знания.
Таким образом, можно сказать, что что значение для формирования гармонично развитой личности будет осуществлено только тогда, когда в образовательном учреждении будут созданы необходимые условия:
Список использованной литературы:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.