Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Нетрадиционные формы обучения, как средство создания здоровьесберегающей среды в подростковом коллективе

30.11.2017 966 1610
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Нурулина Людмила Романовна
Нурулина Людмила Романовна, студент

Вятский колледж культуры

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей страны. Залогом хорошего здоровья является отличное настроение и бодрость духа, а самое главное, ведение здорового образа жизни. Это и есть неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но его можно быстро и легко растерять. Определенную роль играет состояние здоровья обучающегося на протяжении всего учебного процесса и правильная организация учебной деятельности. Проблема здоровья учащихся становится более актуальной в направлении развития образовательной системы. В основе лежит здоровьесберегающая среда. Как сохранить здоровье, но при этом не повышать утомляемость учащихся? Вот главный вопрос всех педагогов. С новейшими технологиями совершенствуется и образование, с целью повышения качества обучающихся, становятся приоритетными различные технологии преподавания. Так, например, чтобы добиться желаемого успеха, заинтересовать детей, пробудить творческую активность и усилить эффективность работы на уроке можно использовать нетрадиционную форму обучения [4, с. 54].

Эта форма урока обладает большими возможностями для создания условий всесторонней развитой личности. Такие уроки позволяют подросткам проявить свои жизненные и реальные знания, а также творческие навыки. Для активизации мыслительной деятельности учащихся необходимо применять нетрадиционные формы обучения. В подростковом возрасте эти уроки необходимы для того, чтобы учащийся развивал качества коммуникабельности и не боялся высказывать и отстаивать свою точку зрения [8, с. 117]. Существует несколько вариантов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения. Например, урок - экскурсия имеет главные задачи: развивает творческие способности у учащихся, самостоятельность и организованность. Театрализованный урок интересен тем, что вносит в обычный день атмосферу праздника, хорошее настроение, позволяет ребятам проявлять свою инициативу, способствует развитию чувства взаимопомощи и коммуникативных умений. Форма обучения урока - квеста направлена на формирование образовательного опыта у обучающихся. Но следует помнить, что это не просто игра, а дидактическая игра, потому что в уроке - квесте есть все признаки дидактической игры: временная завершенность, определенные правила, результат и задачи для учащихся. Проанализировав существующее разнообразие видов нестандартных уроков, применяемых в образовательном процессе, была разработана классификация типов и видов нетрадиционных уроков.

В обществе существуют нормы, которым должны соответствовать все люди. Целенаправленно совершенствуются системы и методы обязательного для всех воспитания, образования и творческого развития. Однако сопоставление развития подростков разных социальных групп может обнаружить расхождения. С помощью методик, ориентированных на здоровьесберегающую среду, можно выяснить, насколько близки либо далеки от норм здоровья, как группа, так и личность в целом. По результатам методик можно установить, в чем конкретно отмечается отставание от этих правил [1, с. 84].

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в образовательном учреждении будут созданы необходимые условия:

  • учет индивидуально - возрастных особенностей обучаемых;
  • обеспечение рационального и сбалансированного питания;
  • организация качественного медицинского обслуживания;
  • создание нормативной базы образовательного учреждения, закрепляющей права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья [6, с. 16].

Будет возможно полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение духовно - нравственных, эстетических и физических компонентов.

Все дети в нашем обществе должны получить наилучшее воспитание и образование, а также быть всесторонне развиты [2, с. 175].

Нами был проведен урок - квест. Цели этого урока: проявить творческие способности у подростков, используя их знания; способствовать развитию логического мышления учащихся для ответов на некоторые вопросы; а также, показать умение работать в коллективе и добиться результата за отведенное время. На этом уроке учащимся предлагалось путешествие в страну «Здравиус». На первом этапе дети прибыли в город «Питательный», где проходили несколько испытаний. А для того, чтобы отправится в следующий город, ребятам приходилось отгадать загадку, ответ на которую мог находиться в любом месте класса.

Перед проведением урока был сделан замер методикой Сергея Дерябо и Витольда Ясвина «Индекс отношения к здоровью», благодаря которой, стало известно отношение подростков к здоровому образу жизни. Для 27% из всех ребят, присутствующих на уроке, здоровье и здоровый образ жизни стоят на первом месте, у 46% здоровье и здоровый образ жизни занимает второе место и у 27% - третье место. По этим данным можно сказать, что для большинства учащихся подростков 6 класса здоровье не является приоритетным.

По результатам наиболее важных жизненных ценностей для подростка, можно отметить, что в этом возрасте большинство детей выбирают друзей, а не свое здоровье и заботу о нем. Всё это говорит об особенностях подросткового возраста, возможно о стадных инстинктах. Исследование показало, что для подростков материальное благополучие не является приоритетным.

В завершении урока была проведена вторая методика Николая Васильевича Гаркуша «Гармоничность образа жизни школьников». При обработке её результатов можно увидеть, что она показала в процентном соотношении: высокий уровень - 39%, значит, у большинства учащихся появилось осознанное отношение к собственному здоровью, возможно, что им захотелось вести здоровый образ жизни после проведения урока - квеста. Средний уровень - 35% обозначает, что у подростков частичное понимание важности ценностей здоровья и ведения здорового образа жизни. И низкий уровень - 26% полное отсутствие понимания и ценностей здорового образа жизни.  Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что ценность здоровья у подростков во всём классе повысилась. Возможно, этому поспособствовало проведение творческого урока, где были рассмотрены все ценности здорового образа жизни.

Если сравнить результаты двух методик, можно увидеть эффективную заинтересованность детей к ценностям здорового образа жизни. У учащихся появилось более развитое представление о здоровом образе жизни. Чтобы не потерять эти навыки нужно ввести систематическое приобщение детей к здоровому образу жизни. Возникает вопрос: «Как заинтересовать ребенка в этом вопросе?». Исходя из этого, можно сказать, что для того, чтобы заинтересовать детей нужно относиться к этому не формально, а более творчески, используя при этом нетрадиционную форму обучения. При этом учащиеся активно участвуют на уроке, им легко и интересно запоминать информацию.

Урок «Путешествие в страну Здравиус» являлся обобщающим в области здоровьесберегающей среды. Учащиеся были достаточно активны и мотивированны. Так как работа была выстроена комбинированным методом, давая возможность работать в группах и единолично. При планировании урока были учтены возрастные особенности.

Цель урока: показать возможность использования полученных знаний по теме в дальнейшем; прививать эстетические навыки по здоровому образу жизни; формирование навыков работы в группе. Цели в течение урока были достигнуты: учащимся понравилась смена активной деятельности, они с удовольствием проходили испытания.

По началу, было волнительно, но начиная урок, ученики были активны и вместе с тем дисциплинированны. Они были открыты к общению, быстро пошли на контакт. Им очень понравилась нетрадиционная форма обучения, а точнее, урок - квест, и тема работы. Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена учениками хорошо. Поставленные задачи урока были реализованы. Мы считаем, что уроки такой формы очень эффективны - видны не только знания учащихся, но и сами учащиеся с большим интересом используют свои знания.

Таким образом, можно сказать, что что значение для формирования гармонично развитой личности будет осуществлено только тогда, когда в образовательном учреждении будут созданы необходимые условия:

  • учет индивидуально - возрастных особенностей обучаемых;
  • обеспечение рационального и сбалансированного питания;
  • организация качественного медицинского обслуживания;
  • создание нормативной базы образовательного учреждения, закрепляющей права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья.

 

Список использованной литературы:

  1. Гордеева, В. В. Педагогические советы. Оптимизация учебно - воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. Выпуск 5 [Текст] / В. В. Гордеева, Г. И. Викулова. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2012. - 255с.
  2. Дыхан, Л. Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе (Библиотека учителя) [Текст] / Л. Б. Дыхан. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 412с.
  3. Каптерев, П.Ф. Современные педагогические течения [Электронный ресурс] : монография / П.Ф. Каптерев, А.Ф. Музыченко. - Электрон. дан. - СПб.: Лань, 2013. - 214 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=37072, свободный (27.05.2017)
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Изд. центр «Академия», 2016. - 286с.
  5. Нетрадиционные формы уроков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://revolution \pedagogics\000-12295 o httml, свободный (4.03.2017)
  6. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М: Издательский центр «Академия». - 2014. - 368с.
  7. Реана, А. А. Психология подростка [Тескт] / А. А. Реана. - СПб.: Еврознак, 2013. - 432с.
  8. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2014. - 288с.

 

Оригинал работы:

Нетрадиционные формы обучения, как средство создания здоровьесберегающей среды в подростковом коллективе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*