Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изучение индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, занимающихся творчеством

16.11.2017 2132 3403
Кононова Лада Витальевна
Кононова Лада Витальевна, преподаватель

Шабалина Ольга Геннадьевна
Шабалина Ольга Геннадьевна, студентка

Вятский колледж культуры

В дошкольном возрасте начинает формироваться личность ребенка, его индивидуальные черты, характер. Изучение этих изменений и процесса становления личности дошкольника является важным элементом работы педагога. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности детей в обучении, ведь именно на этом формируется и строится работа, которая в дальнейшем принесет результаты. Учитывая особенности учеников, педагог выстраивает урок таким образом, чтобы детям было интересно на занятиях. Педагогу необходимо найти ключ к каждому ребенку, тогда их совместная творческая деятельность будет продуктивной и принесет в последствии плоды. Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Анализ теоретических подходов и реальной ситуации позволил выявить противоречия между знанием важности учета индивидуальных особенностей детей и созданием условий в творческом процессе для их изучения.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в том, что педагоги часто зациклены на самом творческом процессе, а не на объекте, занимающимся творчеством.

Цель исследования: изучить индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, занимающихся творчеством.

В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: на творческие способности дошкольника может повлиять учет педагогом индивидуальных особенностей детей.

Дошкольный возраст – это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Именно в этом возрасте дети очень активны и эмоциональны, готовые открывать для себя постоянно что-то новое. Учитывая все это, а также желания и интересы детей педагогу легче найти подход к детям и построить занятие таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно и его деятельность была продуктивной. [1, с. 85]

Каждый ребенок является индивидуальностью, личностью и задача педагога – создать условия для раскрытия его индивидуальности, учитывая его характер, темперамент и способности. Лучший способ раскрыть индивидуальность ребенка – это заниматься творчеством. А как именно творчество влияет на развитие ребенка? [3, с.134]

Творческие способности есть у каждого ребенка. Склонность к музыке, танцам, рисованию можно наблюдать уже на ранних стадиях. Творчество позволяет ребенку выразить свои чувства, эмоции, а также формировать собственный взгляд на мир. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте. Воспитание у детей творческих способностей будет эффективным только если этот процесс будет целенаправленным. [5]

Для подтверждения гипотезы была проведена диагностика по изучению творческих способностей у дошкольников, а также анкетирование для педагога хореографа, базой исследования была выбрана ДЮЦ Октябрьского района г. Кирова, хореографический ансамбль «Нежность». Методика исследования осуществлялась посредством теста Торренса на выявление креативности мышления и анкета для педагога хореографа. [2]

Сначала было проведено тестирование участников хореографического коллектива. Изучая уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста была использованы следующая диагностика: тест на выявление креативности воображения Э. Торренса [7] По итогам тестирования составлена сводная таблица, в которой определён уровень творческих способностей.

Тестирование проводилось следующим образом - были предоставлены изображения с рисунками, детям необходимо было дорисовать их и придумать к картинкам название. Обработка результатов всего теста предполагает оценку четырех показателей: «беглость», «оригинальность», «гибкость» и «абстрактность названий».

После проведения тестирования, был проведен его анализ. В процессе изучения полученного материала была построена сводная таблица по уровням развития творческих способностей детей. В таблице был определён уровень развития способностей по каждому респонденту и соотнесён со средним показателем.

Таким образом, после тестирования участников коллектива было выявлено, что из десяти опрошенных 80% имеет средний уровень творческих способностей и только 20% высокий уровень.

Так же для полного изучения творческих и индивидуальных способностей детей и учета их педагогом на занятиях проведено анкетирование для педагога. Педагогу предлагался опросник, состоящий из шести вопросов, его задача была дать развернутые ответы.

После проведения анализа ответов педагога, было доказано, что на творческие способности детей влияет учет педагогом их индивидуальных особенностей, так как это влияет на процесс занятия и результат совместной деятельности педагога и ребенка. Подбирая задания с учетом способностей детей, педагог развивает их, формирует их личность и детям интереснее и легче работать с педагогом. Исходя из сделанных выводов нами были выявлены рекомендации для развития творческих способностей детей.

Рекомендации педагогам для создания условия развития творческих способностей дошколят

  1. Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов - они обязательно будут, просто не торопите события.
  2. Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам, даже просто располагая их рисунки по «рейтингу», это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.
  3. Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода, сумели спровоцировать эту энергию - так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться.
  4. Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так и нет педагога без творческих прорывов.
  5. Создавать «ситуацию успеха», для того, чтобы у ребенка было больше желания для развития.
  6. Использовать работу в группах, преуспевающие ученики с отстающими, для стимула и роста возможностей у детей.

Список использованной литературы:

  1. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / Б. С. Волков – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 343 с.
  2. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие [Текст] / О. Б. Дарвиш – 2-е изд., перераб. и доп. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 243 с.
  3. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Методические рекомендации[Текст] /Т.Н.Доронова. - М., 2012 Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С.Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. 
  4. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Р. С. Немов – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 608 с. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубенштейн. – СПб.: Питер, 2013.
  5. В помощь психологу. Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psiholognew.com/star05.html )
  6. Влияние хореографии на развитие дошкольника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=Fw8WB5M%2Fu5h7N%2FzniE5urOqyxE97InVybCI6Imh0dHBzOi8vcGVkcG9ydGFsLm5ldC9hdHRhY2htZW50cy8wMDEvMDgyLzY3My8xMDgyNjczLmRvYz8xNDMwNzgwNjk0IiwidGl0bGUiOiIxMDgyNjczLmRvYz8xNDMwNzgwNjk0IiwidWlkIjoiMCIsInl1IjoiMTQxMTAyNDYwMTQ4MDI1ODE0NiIsIm5vaWZyYW1lIjp0cnVlLCJ0cyI6MTQ5NDI0ODgxMzI2Nn0%3D&lang=ru
  7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-27280

 

Приложения к работе

 

Оригинал работы:

Изучение индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, занимающихся творчеством




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*