Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время профессиональное образование нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и ключевых компетенций студентов, умения видеть перспективу применения знаний, полученных на занятиях и во внеурочное время, уметь использовать их на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущей профессии. Именно поэтому в образовательных учреждениях возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и активных форм обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
В основу обобщенного опыта работы положено исследование возможностей использования игровых методов по изучению предметов экономического цикла: экономика, маркетинг, менеджмент и других предметов.
Игра эффективна для всех групп обучаемых, находит отражение при проведении предметных недель, конкурсов профессионального мастерства. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у студентов бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Игровые технологии как средство активизации учебного процесса».
К данной теме обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к обучению студентов. Пересмотрев ряд технологий, остановилась на игровых, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.
Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса по предмету является проведение уроков в игровой форме.
Постоянно из года в год совершенствую свой накопленный опыт. Реализацию требований ФГОС осуществляю через использование на занятиях теоретического обучения и внеурочной деятельности элементов новых педагогических технологий.
Это информационные, игровые технологии; активные формы обучения. При обучении студентов первых курсов применяю объяснительно-иллюстративный, репродуктивные, практические методы обучения. Со второго курса обучения наиболее распространёнными являются исследовательский, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Акцентирую внимание в своей педагогической деятельности на деловых и ролевых играх, которые создают неформальную обстановку на уроке и способствует самореализации учащихся. Основой этого является система проблемно-творческих ситуаций на занятиях, задач и заданий. В результате чего происходит творческое овладение профессиональными навыками, аналитическими умениями и развитие мыслительных способностей обучающихся.
Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у студентов бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Игровые технологии как средство активизации учебного процесса».
В процессе занятий формируются общие компетенции в условиях внедрения ФГОС СПО и реализации основных профессиональных образовательных программ, направленных на формирование новых образовательных результатов:
Технология использования в обучении игровых методов актуальна для данного возраста, где применяются ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. В качестве основных достоинств выступают: расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. В психолого-педагогическом и дидактическом плане занятие в этом случае основывается на теории и практике использования игровых методов.
Например, на занятии «Ограниченность ресурсов» игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия преподавателя и обучающегося через реализацию сюжета игры «Ограниченность ресурсов», сказки «Колобок», инсценированного представления «Буратино», мультипликационной ситуационной задачи «Скрудж МакДак», анализа предпринимательских ситуаций, делового общения. При этом образовательные задачи темы занятия включены в сюжеты игр
Элементы игры, применяемые на занятиях экономического цикла, позволяют студентам получить личностный опыт, и освоить виды деятельности, необходимые им в будущей профессии в интересной для них форме. Студенты осваивают понятия экономических факторов: «прибыль», «инфляция», «дефицит», «проблема выбора», «рациональность поведения» в ходе предложенных игр.
На конкретных игровых ситуациях рассматривают вопросы социальных целей и приоритетов личности, их связи с понятием альтернативной стоимости, используют рациональный экономический анализ. При работе в команде формируются навыки работы в сотрудничестве, происходит накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков, что необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности.
Многие игры и упражнения строю на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре обучающихся с разным уровнем знаний. Игры провожу на различных этапах занятия:
Вместо обычного вступления на уроках экономики предлагаю иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока с помощью отрывка из мультфильма, или высказывания философа. Пример по теме «Альтернативная стоимость» использовался отрывок из мультфильма «Репка». Предлагаю студентам в качестве проверки домашнего задания загадку, ребус, кроссворд на знание терминов экономической направленности
При изучении нового материала предлагаю инсценированное представление, где в процессе диалога героев обучающиеся получают новый материал на примере сказки «Приключения Незнайки».
Удачным считаю использование на занятиях инсценировок сказок «Волшебный горшочек», «Алиса в стране чудес» и др. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. От курса к курсу игровые приёмы усложняются.
Особенно радует, что те студенты, которые учатся неохотно, на таких занятиях работают с большим увлечением. активизируется внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, студенты играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания. Если на обычном занятии активность студентов достигает 65-70%, то на игровых занятия доходит до 95- 100%
Главным достоинством игровых форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетентности обучающихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний. На моих занятиях все обучающиеся имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу.
Для создания на занятии ситуации успеха и формирования положительной мотивации применяю различные методы стимулирования студентов. Ощущение своей необходимости для товарищей и преподавателей, уважение, признание и одобрение с их стороны. По результатам конкурсных программ вручаю небольшие вознаграждения (шарики, конфеты, рисунки).
Для обучающихся процесс игры как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Такие занятия помогают лучше узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.
Таким образом, организация образовательного процесса на уроках экономического цикла с использованием игрового подхода открывает перспективы профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования выпускников технологического техникума. В ходе своей педагогической деятельности с целью определения эффективности учебного процесса, анализирую результаты обучения.
За годы внедрения данного опыта в практическую деятельность, можно отметить определенные положительные результаты. Студенты, активно занимающиеся творческой деятельностью более коммуникабельны, приспособлены к трудным жизненным рыночным условиям, легче вливаются в коллектив, быстрее трудоустраиваются. В Кузоватовском техникуме ведется ежегодная статистика трудоустройства выпускников.
Подводя итог выше изложенному, можно отметить «плюсы» использования игровых технологий: игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении. Более активно усваиваются общие и профессиональные компетенции. Применение игр в урочной и внеурочной деятельности способствует использованию знаний в новой ситуации, объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие: сложность в организации и проблемы с дисциплиной, подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение, увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание, невозможность использовать на любом материале, сложность в оценке обучающихся.
Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и учебное занятие.
Итак, эффективность учебного процесса во много зависит от умения преподавателя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Игровые технологии проведения занятий дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний. Однако, хочу отметить, что слишком частое обращение к подобным формам занятий нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, а это, в конечном счёте, приведёт к падению у обучающихся интереса к предмету.
Считаю, что каждый современный преподаватель должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить студентам в зависимости от вида учебных дисциплин и тем занятий.
Конфуций сказал: «Учитель и ученики растут вместе».
Пусть игровые технологии позволяют расти как нашим студентам, так и нам – преподавателям!
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.