Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Приспособленность к рынку труда выпускников образовательных организаций СПО

08.11.2017 705 1250
Баранчиков Сергей Тихонович
Баранчиков Сергей Тихонович, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Сегодня любой работодатель заинтересован в таких специалистах, которые мобильны на рынке труда, способны работать над собой. А коммуникабельность и организаторские способности позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Чувство уверенности приходит к тем, кто постоянно учится и совершенствуется. Но зачастую мы сталкиваемся с проблемами адаптации к рынку труда выпускников.

Стратегическая цель развития государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Приоритетными задачами концепции развития образования до 2020 года является: создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, направленных на реализацию принципа национального проекта «Образование» - «открытость образования к внешним запросам».

В условиях растущей востребованности специалистов со средним профессиональным образованием, повышением требований к качеству их подготовки, усилением социальной защищенности населения посредством обеспечения роста профессионального мастерства возникла необходимость кроме профессиональной подготовки, реализовывать программы переподготовки и повышении квалификации обучающихся.

Важнейшие направления в деятельности профессионального образования обеспечивать переподготовку специалистов со средним профессиональным образованием для получения ими новых специальностей и повышение квалификации специалистов на базе имеющегося профессионального образования, студентов по параллельным образовательным программам.

Конечной целью любого обучения является выявление основных тенденций в распределении выпускников учреждений профессионального образования СПО в условиях непрерывного профессионального образования:

-в части их трудоустройства;

-в части продолжения обучения;

-в части риска быть нетрудоустроенными.

В ходе реализации обучения всем организациям СПО приходится решать следующие задачи:

-собирать и обобщать информацию о состоянии и предполагаемых тенденциях в распределении выпускников СПО;

-анализировать результаты трудоустройства выпускников СПО на региональном рынке труда, выявлять основные тенденции, востребованность профессий, специальностей и направлений подготовки.

Практическая значимость этой работы состоит в том, что в дальнейшем возникает необходимость реагировать на уровне образовательного учреждения на изменение рынка труда и вносить корректировки в процесс обучения.

Среди характеристик, повышающих шансы молодых работников на рынке труда, лидером по-прежнему является «наличие опыта работы по профессии». В целом большое значение, повышающее шансы молодых, специалистов при трудоустройстве, придаётся личным связям, востребованности специалистов определенных профессий на рынке труда, высокой оценке уровня профессиональной подготовки, связи между образовательным учреждением  и предприятиями города и района.

Отсутствие опыта работы по-прежнему остаётся самой большой проблемой для выпускников в процессе трудоустройства. Недостаток определенных вакансий и низкий уровень оплаты труда это ещё не все проблемы, с которыми сталкиваются выпускники учебных, заведений при поиске работы.

Практические рекомендации по оптимизации трудоустройства выпускников учреждениям среднего профессионального образования:

-привлечение работодателей к разработке образовательных программ учебных заведений;

-развитие практики заключения договоров между образовательным учреждением  и предприятиями города по организации стажировок и производственных практик для студентов;

-развития мотивации, стремления к достижениям профессиональной цели и самореализации;

-развития социальной компетентности, способности находить и позитивно воспринимать социальную поддержку;

-развития самоуважения и самоэффективности, осознания собственной значимости и успешности;

-позитивного самовыражения, профессиональной и личностной самореализации;

Объединениям работодателей:

-содействие процессу взаимодействия работодателей и учебных заведений по вопросам профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи;

-реализация мероприятий по содействию учебным заведениям в разработке адаптированных к требованиям рынка учебных программ, направленных на повышение качества образования и уровня профессиональной подготовки молодых специалистов.

Построение модели конкурентоспособного специалиста должно осуществляться с учетом требований ФГОС СПО, требований работодателей, запросов самой личности и потенциальных возможностей образовательного учреждения. Процесс профессиональной подготовки должен быть ориентирован па выпускника, обладающего всеми необходимыми качествами (компетентность, мобильность, готовность к рефлексии и другие), индивидуальным стилем профессиональной деятельности.

Главными практическими результатами будут являться:

-обеспечение потребностей экономики города и района в квалифицированных трудовых ресурсах;

-усиление вклада системы профессионального образования в экономическое, социальное и культурное развитие города и района;

-восстановление престижа рабочих профессий и признание ценности практико-ориентированного образования.

На уровне обучающихся:

-Общие и профессиональные компетенциями (в соответствии с требованиями стандартов и квалификационных характеристик) по основным видам профессиональной деятельности;

-Новые педагогические и информационные технологии поддержки и сопровождения учебного процесса, современные, в том числе электронные средства обучения;

-Положительная мотивация к учебной деятельности.

На уровне преподавателей:

-объективная оценка уровня знаний обучаемых;

-педагогическая компетентность в области информационно - коммуникативных технологий;

-умение создавать новый тип учебных материалов;

-положительная мотивация преподавателей к дальнейшему повышению квалификации.

Сохранение базового образования в объеме среднего профессионального, без дальнейшего существенного накопления образовательных ресурсов, дает в основном две разновидности развития профессиональной деятельности выпускника — первая (когда профессиональная позиция так или иначе отвечает уровню профессиональной подготовки в системе СПО и развивается без повышения статуса) и вторая, когда выпускник не находит реального применения своему диплому СПО и проходит ряд этапов «поисков работы»  которые сами по себе будут ниже имеющейся квалификации или вовсе не требующие квалификации, но так или иначе обеспечивающие материальное существование.

Постоянное повышение своего образования это важнейший путь для реализации выпускниками своих профессиональных качеств и к этому их необходимо готовить.

 

Оригинал работы:

Приспособленность к рынку труда выпускников образовательных организаций СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*