Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности воспитания в СССР

07.11.2017 665 1166
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Некоторые уфологи утверждают, что над человеческой цивилизацией некими «пришельцами» был поставлен эксперимент, начало которому положила Октябрьская социалистическая революция, и продлившийся более 70 лет.

Разговор двух стариков. «Ты помнишь, Лева, здесь была булочная, в которой всегда можно было купить свежую выпечку? А вон там, на углу, был лоток зеленщика, где продавалась свежая зелень?» «Конечно помню. Вот только не пойму, кому все это мешало?»

Мнение уфологов, конечно же, «отдает» фантастикой, но мои впечатления от этого периода жизни, в известной степени, говорят обратное. Какие же черты характеризовали воспитание в СССР?

Официально декларировалось следующее (1923 г., бюро ЦК РКСМ):

  • «Пионер верен делу рабочего класса.
  • Пионер – младший брат и помощник комсомольцу и коммунисту.
  • Пионер – товарищ пионерам и рабочим ребятам всего мира.
  • Пионер трудолюбив, настойчив.
  • Пионер смел, честен и правдив (его слово, как гранит).
  • Пионер здоров, вынослив и никогда не падает духом.
  • Пионер стремится к знанию. Знание и умение – сила в борьбе за рабочее дело.
  • Пионер свое дело делает быстро и аккуратно».

Или (1967 г., бюро ЦК ВЛКСМ):

  • «Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
  • Пионер готовится стать комсомольцем.
  • Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
  • Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
  • Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
  • Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
  • Пионер – товарищ и вожак октябрят.
  • Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран» ([1]).

Так какие же черты личности должны были характеризовать «человека будущего» в советском обществе? Среди них это, в первую очередь, коллективизм, трудолюбие, жизнь для  будущего и суперответственность.

Коллективизм. Теоретиками «коммунистического воспитания» была взята на  вооружение идея А.С. Макаренко – вначале создать реальный детский коллектив, который потом сам воспитывает членов этого коллектива (А.С. Макаренко: «В коллективе – через коллектив – для коллектива»). Зададим себе такой вопрос: «Всегда ли интересы коллектива приоритетны по сравнению с интересами личности, члена этого коллектива?» Думается что, мягко говоря, не всегда. Скорее влияние коллектива выражается в «усреднении» личности, подгонки ее интересов под групповой шаблон.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Особенности воспитания в СССР




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*