Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обзор типов уроков: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

02.11.2017 78896 140444
Уманская Марина Александровна
Уманская Марина Александровна, методист

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Одним из важных условий проведения урока является рациональный выбор его типа и соблюдения основных элементов его структуры.

В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков, существует несколько подходов к данной проблеме. Классификация типов урока производится по дидактической цели, по цели организации познавательной деятельности, по основным этапам учебного процесса, методам обучения, по способам организации учебной деятельности обучающихся.

Дидактическая цель является важнейшей составляющей процесса обучения, поэтому классификация по этому признаку наиболее близка к реальному уроку.

 Типология уроков по признаку дидактической цели выглядит следующим образом:

  1. Урок усвоения новых знаний;
  2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления);
  3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения);
  4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений;
  5. Урок контроля знаний и умений;
  6. Урок коррекции знаний, умений и навыков;
  7. Комбинированный урок.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на  таком типе урока, как урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

О пользе повторения знали ещё наши предки. Народная мудрость гласит: «Повторенье - мать ученья».

В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Урок повторения имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Цель урока повторения: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации учебного материала, установление логической связи между новым и ранее изученным материалом.

Задачи урока повторения:

  1. Образовательная - повторить, закрепить и систематизировать основные понятия ранее пройденного материала.
  2. Воспитательная - прививать культуру умственного труда, умения работать коллективно, в группе, самостоятельно находить правильное решение поставленной цели.
  3. Развивающая - расширить представления по данной теме, разделу, подготовить к восприятию нового материала, развивать логическое мышление.

Повторять надо в течение всего учебного года, чтобы повторение не было работой от случая к случаю, чтобы повторение входило органической частью в методику изучения учебной дисциплины.

Наиболее часто встречается следующая классификация видов повторения:

  • Повторение в начале учебного года;

При повторении в начале года на первый план должно выдвигаться повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом. Новые знания, приобретаемые на  занятие, должны опираться на прочный фундамент ранее усвоенных.

  • Текущее повторение всего, ранее пройденного
  • Повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующее повторение);
  • Повторение пройденного вне связи с новым материалом;

Текущее повторение в процессе изучения нового материала, весьма важный момент в системе повторения. Оно помогает устанавливать органическую связь между новым материалом и ранее пройденным. Текущее повторение может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется материал, естественно увязывающийся с новым материалом. Повторение здесь входит составной и неотъемлемой частью во вновь изучаемый материал.

  • Тематическое повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы);

При тематическом повторении систематизируются знания и умения обучающихся на завершающем этапе изучения какой-либо темы или раздела программы.

  • Заключительное повторение (организуемое при окончании прохождения большого раздела программы или в конце учебного года);

Цели тематического повторения и заключительного повторения аналогичны, материал повторения (отбор существенного) весьма близок, а приемы повторения в ряде случаев совпадают. Однако на заключительном повторении материал тем суживается. Такое повторение способствует большему осознанию пройденного, указывает на связь различных разделов учебной дисциплины и одновременно дает возможность обозреть большой объем материала.

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Актуализация знаний.

 -     с целью подготовки к контрольному уроку

 -     с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Урок повторение может быть проведен в форме повторительно-обобщающего урока; диспута; игры (КВН, конкурс, викторина); театрализованного урока (урок-суд); конференции; экскурсии; урока-консультации; урока – анализа контрольных работ; обзорной лекции; обзорной конференции; урока-беседы.

Эффективность урока повторения зависит от того, насколько широко используются на уроке различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности обучающихся. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Преподаватель должен  подготовить задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого обучающегося, достижению им глубоких и прочных знаний. Без сохранения приобретенных знаний, без умения применить их в необходимый момент – изучение нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, цель повторения – установить логические связи между вновь изучаемым и ранее изученным материалом, обогатить память, расширить кругозор, привести знания и умения в систему, самоорганизовать обучающихся.

Примерная структура  каждого типа урока по ФГОС

1.    Структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности.

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

2.  Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Первичное закрепление:

 -     в знакомой ситуации (типовые)

 -     в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся знаний и  умений (задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

 Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Актуализация знаний.

 -с целью подготовки к контрольному уроку;

 -с целью подготовки к изучению новой темы.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Обобщение и систематизация знаний.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный момент.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики преподаватель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

 

7.   Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

Оригинал работы:

Обзор типов уроков: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*