Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНа сегодняшний день весьма актуальным в образовании является вопрос внедрения и применения федеральных государственных образовательных стандартов. О том, почему он является столько «острым» мы поговорили с преподавателем Омского авиационного колледжа имени Н.Е. Жуковского Оксаной Николаевной Бакай.
- Почему данный вопрос является таким актуальным и почему вы выбрали для своей работы «Проблемы применения профессиональных и образовательных стандартов в управлении системой СПО», опубликованной в справочнике «Информио» именно эту тему?
- Внедрение ФГОС СПО занимает самую ключевую позицию в совершенствовании профессионального образования. Перед образовательной организацией стоит задача модернизации и создания новых элементов в образовательной среде, а именно в разработке новой структуры и содержания рабочих программ, отвечающих современным требованиям.
Учреждения среднего профессионального образования, в том числе и «Омский авиационный колледж имени Н.Е Жуковского», в процессе внедрения ФГОС вынуждены искать методы противодействия и предельного использования отрицательных и положительных тенденций. БПОУ «Омавиат» сохранило основное направление деятельности – подготовку востребованных специалистов для градообразующих предприятий. Произошедшие в нашем заведении изменения положительно сказались на качестве работы по внедрению ФГОС и формированию новой образовательной среды в колледже. Однако, на сегодняшний день существует ряд нерешенных вопросов по реализации ФГОС.
В первую очередь, это тот объем работ, который «свалился» на методическую службу и преподавательский состав, связанный со сложным механизмом разработки всего комплекса документов в соответствии с образовательными стандартами в условиях учебно-воспитательного процесса. Во-вторых, финансовые ресурсы субъектов образования для модернизации профессионального образования в настоящее время ограничены. Достижение цели, а именно, повышение качества подготовки в соответствии с требованиями инновационного развития современным потребностям общества и развития экономики зависят от материально-технической базы среднего профессионального образования.
БПОУ «Омавиат» постоянно ищет новые возможности для развития учебно-материальной базы и недопущения технологического разрыва с развивающимся производством. Не только нашему колледжу, но и другим образовательным учреждениям приходится постоянно привлекать социальных партнеров, по возможности расширять свою деятельность и, конечно, усиливать режим экономии.
- В чем сложность применения образовательных стандартов на практике? С какими трудностями сталкиваются образовательные организации при их внедрении?
- Главная проблема образовательных учреждений при реализации ФГОС – это структурная единица «профессиональный модуль», который объединяет прохождение практики с изучением теоретической базы. Так как требования к результатам обучения в образовательных стандартах сформулированы как перечень видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций. Выпускник должен приобрести практический опыт, который базируется на освоении знаний и умений. Каждый профессиональный модуль может постигаться автономно, однако, только совокупность освоения всех модулей позволит добиться комплексной компетенции в профессии.
Проблема применения образовательных стандартов – это развитие и выработка общих компетенций одного из профессионального модуля, которые раскроются после изучения всего курса или проявятся только как «отдаленный результат» в профессиональной деятельности. Поэтому преподавателю необходимо заранее определить, какой уровень сформированности компетенции можно различить на том или ином этапе, сопоставить с содержанием модуля и выделить критерии для оценки. Думаю, это одна из причин включения демонстрационного экзамена. Его основная идея, – оценка и подтверждение квалификации.
- По вашему мнению, какой результат дает применение образовательных стандартов? И насколько с их введением повысились требования к квалификации будущих специалистов?
- Наконец-то общественный круг приходит к осознанию, что действительным результатом образования являются не просто знания, а личностное развитие студентов в образовательном процессе. В педагогической науке давно уже доказана взаимосвязь педагогических и психологических целей обучения. ФГОС впервые основывается на психолого-педагогических идеях, он подчеркивает системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса, учитывая психологические, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В новом стандарте классифицированы способности, а именно, требования к достижению личных результатов, таких как саморазвитие, самообразование, достижение своих целей, межличностные отношения и прочие. Это универсальные учебные действия, подлежащие формированию и дальнейшего развития на всех этапах обучения.
Во ФГОС заложены требования к уровню квалификации и компетенциям по различным профессиям на рынке труда. Они направлены на подготовку обучающихся к независимой и многофункциональной деятельности. Сегодня во всем мире единицей процесса образования считается образовательная программа, сам ФГОС регулирует структуру и содержание программ. В стандарте четко прописана структура и набор компетенций, которые формируются при обучении.
При согласовании профессиональных и образовательных стандартов необходимо четко определить требования к освоению компетенций выпускников. Таким образом, образовательные стандарты должны быть ориентированы на применение компетентностного подхода к результатам освоения образовательных программ.
По окончанию обучения выпускник должен обладать теми компетенциями, которые будут способствовать работе в выбранной профессии, тем самым появится стабильность на рынке труда и профессиональная мобильность выпускника.
В стандартах также уделяется особое внимание кадровому обеспечению образовательных организаций, и предъявляются требования к уровню профессиональной квалификации педагогических работников, их ответственности, готовности осваивать новые подходы в профессиональной деятельности и соответствовать современным требованиям реализации образовательных программ.
Краткая биографическая справка
Оксана Николаевна Бакай является председателем цикловой методической комиссии ЭКУП в «Омском авиационном колледже имени Н.Е. Жуковского» с 2014 года. ЦМК «Экономики и управления» ежегодно выпускает студентов по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике.
Имея экономическое образование по специальности «Налоги и налогообложение» она много лет вела собственный бизнес, который и на сегодняшний день является действующим. В сферу образования попала неслучайно, обучение в аспирантуре сопровождалось не только исследовательской работой, но и педагогической деятельностью. К тому же, Оксана Николаевна, принимая студентов на практику в свою компанию, заметила, что многие работодатели не готовы дать шанс студентам без опыта проявить себя, и захотела внести свой вклад в изменение данной ситуации.
Недавно разработала УМК дистанционного обучения в условиях реализации ФГОС. На эту инновацию многие консерваторы смотрят недоверчиво, но именно она позволяет реализовать два принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь».
Юля Григорович
"Информио"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.