Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Оксана Николаевна Бакай о вопросах внедрения ФГОС СПО

25.10.2017 1315 2224
Бакай Оксана Николаевна
Бакай Оксана Николаевна, преподаватель

Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского

На сегодняшний день весьма актуальным в образовании является вопрос внедрения и применения федеральных государственных образовательных стандартов. О том, почему он является столько «острым» мы поговорили с преподавателем Омского авиационного колледжа имени Н.Е. Жуковского Оксаной Николаевной Бакай.

- Почему данный вопрос является таким актуальным и почему вы выбрали для своей работы «Проблемы применения профессиональных и образовательных стандартов в управлении системой СПО», опубликованной в справочнике «Информио» именно эту тему?

- Внедрение ФГОС СПО занимает самую ключевую позицию в совершенствовании профессионального образования. Перед образовательной организацией стоит задача модернизации и создания новых элементов в образовательной среде, а именно в разработке новой структуры и содержания рабочих программ, отвечающих современным требованиям.

Учреждения среднего профессионального образования, в том числе и «Омский авиационный колледж имени Н.Е Жуковского», в процессе внедрения ФГОС вынуждены искать методы противодействия и предельного использования отрицательных и положительных тенденций. БПОУ «Омавиат» сохранило основное направление деятельности – подготовку востребованных специалистов для градообразующих предприятий. Произошедшие в нашем заведении изменения положительно сказались на качестве работы по внедрению ФГОС и формированию новой образовательной среды в колледже. Однако, на сегодняшний день существует ряд нерешенных вопросов по реализации ФГОС.

В первую очередь, это тот объем работ, который «свалился» на методическую службу и преподавательский состав, связанный со сложным механизмом разработки всего комплекса документов в соответствии с образовательными стандартами в условиях учебно-воспитательного процесса. Во-вторых, финансовые ресурсы субъектов образования для модернизации профессионального образования  в настоящее время ограничены.  Достижение цели, а именно, повышение качества подготовки в соответствии с требованиями инновационного развития современным потребностям общества и развития экономики зависят от материально-технической базы среднего профессионального образования.

БПОУ «Омавиат» постоянно ищет новые возможности для развития учебно-материальной базы и недопущения технологического разрыва с развивающимся производством. Не только нашему колледжу, но и другим образовательным учреждениям приходится  постоянно привлекать социальных партнеров, по возможности расширять свою деятельность и, конечно, усиливать режим экономии.

- В чем сложность применения образовательных стандартов на практике? С какими трудностями сталкиваются образовательные организации при их внедрении?

- Главная проблема образовательных учреждений  при реализации ФГОС – это структурная единица «профессиональный модуль», который объединяет прохождение практики с изучением теоретической базы. Так как требования к результатам обучения в образовательных стандартах сформулированы как перечень видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций. Выпускник должен приобрести практический опыт, который базируется на освоении знаний и умений. Каждый профессиональный модуль может постигаться автономно, однако, только совокупность освоения всех модулей позволит добиться комплексной компетенции в профессии. 

Проблема применения образовательных стандартов – это развитие и выработка общих компетенций одного из профессионального модуля, которые раскроются после изучения всего курса или проявятся только как «отдаленный результат» в профессиональной деятельности. Поэтому преподавателю необходимо заранее определить, какой уровень сформированности компетенции можно различить на том или ином этапе, сопоставить с содержанием модуля и выделить критерии для оценки. Думаю, это одна из причин включения демонстрационного экзамена. Его основная идея, – оценка и подтверждение квалификации.

- По вашему мнению, какой результат дает применение образовательных стандартов? И насколько с их введением повысились требования к квалификации будущих специалистов?

- Наконец-то общественный круг приходит к осознанию, что действительным результатом образования являются не просто знания, а личностное развитие студентов в образовательном процессе. В педагогической науке давно уже доказана взаимосвязь педагогических и психологических целей обучения. ФГОС  впервые основывается на психолого-педагогических идеях, он подчеркивает системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса, учитывая психологические, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В новом стандарте классифицированы способности, а именно,  требования к достижению личных результатов, таких как саморазвитие, самообразование, достижение своих целей, межличностные отношения и прочие. Это универсальные  учебные действия, подлежащие формированию и дальнейшего развития на всех этапах обучения.

Во ФГОС заложены требования к уровню квалификации и компетенциям по различным профессиям на рынке труда. Они направлены на подготовку обучающихся к независимой и многофункциональной деятельности. Сегодня во всем мире единицей процесса образования считается образовательная программа, сам ФГОС регулирует структуру и содержание программ. В стандарте четко прописана структура и  набор компетенций, которые формируются при обучении.

При согласовании профессиональных и образовательных стандартов необходимо четко определить требования к освоению компетенций выпускников. Таким образом, образовательные стандарты должны быть ориентированы на применение компетентностного подхода к результатам освоения образовательных программ.

По окончанию обучения выпускник должен обладать теми компетенциями, которые будут способствовать работе в выбранной профессии, тем самым появится стабильность на рынке труда и профессиональная мобильность выпускника.

В стандартах также уделяется особое внимание кадровому обеспечению образовательных организаций, и предъявляются требования к уровню профессиональной квалификации педагогических работников, их ответственности, готовности осваивать новые подходы в профессиональной деятельности и соответствовать современным требованиям реализации образовательных программ.

Краткая биографическая справка

Оксана Николаевна Бакай является председателем цикловой методической комиссии ЭКУП в «Омском авиационном колледже имени Н.Е. Жуковского» с 2014 года. ЦМК «Экономики и управления» ежегодно выпускает студентов по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике. 

Имея экономическое образование по специальности «Налоги и налогообложение» она много лет вела собственный бизнес, который и на сегодняшний день является действующим. В сферу образования попала неслучайно, обучение в аспирантуре сопровождалось не только исследовательской работой, но и педагогической деятельностью. К тому же, Оксана Николаевна, принимая студентов на практику в свою компанию, заметила, что многие работодатели не готовы дать шанс студентам без опыта проявить себя, и захотела внести свой вклад в изменение данной ситуации.

Недавно разработала УМК дистанционного обучения в условиях реализации ФГОС. На эту инновацию многие консерваторы смотрят недоверчиво, но именно она позволяет реализовать два принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь».

 

Юля Григорович

"Информио"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*