Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКогда начинать подготовку портфолио? В некоторых статьях рекомендуют начинать подготовку портфолио непосредственно после предыдущей аттестации. Однако практика показывает, что, в зависимости от умений и навыков соискателя в подготовке портфолио, степени готовности подтверждающих документов и т.п., эта процедура занимает от 2 месяцев до полугода.
С чего начать? Для начала необходимо посетить сайт регионального центра оценки качества образования и познакомиться со следующими документами (напр. [1]):
Далее необходимо познакомиться с критериями и показателями оценки результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по Вашей должности, размещенными либо на сайте РЦОКО (напр. [7]), либо на сайте регионального Министерства образования (напр. [3]).
Можно познакомиться, как рекомендует Жоголева Е.Е. в [2], с федеральным порядком аттестации педагогических работников [5], порядком аттестации педагогических работников Вашего региона или муниципалитета, однако, на мой взгляд, это не обязательно.
Что делать дальше? Изучаем критерии и показатели портфолио (в напр. [3] или [7]). Каждый критерий содержит несколько показателей, которые должны быть подтверждены необходимыми документами. Смотрим расшифровку каждого критерия: что подразумевается в каждом критерии, каково его наполнение, какой именно аспект деятельности педагога должен быть в нем отражен.
Критерии портфолио в каждом регионе свои, поэтому продемонстрирую вышесказанное на примере портфолио преподавателя СПО в Саратовской области.
Например, критерий I. (результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией), показатель 1.1. (позитивная динамика учебных достижений обучающихся). В портфолио должна быть отражена динамика результатов обучающихся. Подтверждающим документом является справка о динамике успеваемости, качества знаний, таблица с показателями, заверенная руководителем образовательного учреждения.
Критерий I, показатель 1.2. (результаты деятельности педагогического работника в области социализации обучающихся). В портфолио должна быть отражена организация деятельности обучающихся в социально-значимых мероприятиях, социально-значимых проектах (предметных, межпредметных). В качестве подтверждения предлагается представить краткое описание мероприятия, проекта, заверенное руководителем образовательного учреждения.
И т.д.
Считаем сумму баллов, которые Вы набрали. Как правило, для успешной аттестации необходимо набрать не менее 60% суммы баллов (на 1-ю категорию) и не менее 80% суммы баллов (на высшую категорию). Если меньше – ищем недостающие баллы.
Какие недостатки могут встретиться в критериях и показателях вашего региона? В критериях и показателях Саратовской области нередко студент учреждения среднего профессионального образования именуется в тексте учащимся или ребенком, преподаватель – учителем, учебное занятие – уроком, а учебная дисциплина (междисциплинарный комплекс) – предметом.
Приведенные примеры – лишь «цветочки»; по тексту документов, используемых для оценки профессиональной деятельности педагогических работников среднего профессионального образования, щедрой рукой их авторов разбросаны многочисленные «ягодки».
Возможно, что Вы уже заметили несуразицу в названии показателя 1.1. (позитивная динамика учебных достижений обучающихся). Почему обязательно позитивная? Разве не может быть динамика учебных достижений обучающихся негативной?
Дальше – больше («чем дальше в лес, тем больше дров»). Например, в показателе 1.3.1. (организация педагогом внеурочной деятельности по предмету) преподавателя-соискателя просят предоставить сведения об организации кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности. В качестве подтверждающих документов требуется предоставить планы и формы работы кружка, секции, факультатива; списки участников; диагностику результатов работы кружка и др. Однако, в соответствии с типовыми должностными обязанностями преподаватель «Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании» ([6]).
Для нашего училища наиболее эффективными формами внеурочной деятельности признаны тренинговые занятия и проектирование.
Другой пример. В показателе 3.1.2. (использование ИКТ в образовательном процессе) от преподавателя требуют наличия цифрового портфолио, причем (в подтверждающих документах) со ссылкой на веб-страницу или личный сайт, скрин-шот страницы (сайта). Однако, портфолио преподавателя содержит его персональные данные. Поэтому требование о публикации преподавателем портфолио противоречит Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О персональных данных» ([8]). Перечень персональных данных работника, которые разрешены для публикации образовательной организации (фамилия, имя, отчество работника; занимаемая должность (должности); преподаваемые дисциплины; ученая степень (при наличии); ученое звание (при наличии); наименование направления подготовки и (или) специальности; данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии); общий стаж работы; стаж работы по специальности), содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 ([4]). Замечу, что в этом документе, не предусматривается размещение на официальном сайте образовательной организации, в интернете цифровых портфолио работников организации.
Т.о. решение о публикации цифрового портфолио в Интернете должно приниматься преподавателем самостоятельно. Принятое решение не должно влиять на оценку эффективности профессиональной деятельности преподавателя.
И т.д.
Во всех подобных случаях мы обрисовывали реальное положение дел в училище, приводили соответствующую аргументацию. За 10 лет лишь однажды (мнение «зашоренного» эксперта: «Критерии и показатели утверждены Министерством образования Саратовской области и я не вправе их изменять». Да уж, «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам») наши аргументы не были приняты во внимание.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.