Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Примеры применения принципов NLP при работе с отстающими студентами в медицинском колледже

24.10.2017 836 1422
Выблова Татьяна Николаевна
Выблова Татьяна Николаевна, преподаватель

Попова Татьяна Юрьевна
Попова Татьяна Юрьевна, преподаватель

Доронина Елена Владимировна
Доронина Елена Владимировна, преподаватель

Щепилова Светлана Викторовна
Щепилова Светлана Викторовна, преподаватель

Воронежский базовый медицинский колледж

Опытный преподаватель знает, что его работа с отстающими студентами - самая сложная и эмоциональная. Каждый специалист ищет наиболее оптимальные способы и приёмы достижения удовлетворительных результатов обучения. Со временем сохраняются  максимально эффективные техники, техники с минимальными  затратами времени и энергии. Можно долго учиться на своих ошибках, а можно найти  современные универсальные научно-обоснованные техники.

Не все знают, что уже около полувека назад разработана и успешно применяется система нейро-лингвистического программирования (НЛП/ NLP). Её эффективность  научно доказана.  НЛП  предоставляет  помощь в самых необходимых областях: установление раппорта (особое состояние успешной коммуникации), управление стрессом, установление дисциплины в коллективе, которые так необходимы для достижения целей обучения [1].

Говоря доступным языком, изучение НЛП позволяет преподавателю лучше понять причины того, почему здоровый студент не понимает или не слышит преподавателя, не понимает или не запоминает то, что читает, слышит или видит.

Пример из рассказов одного преподавателя:

Студентка 2 курса Н. во время лекции не вела конспект. Молодой преподаватель считает, что она недостаточно мотивирована, делает ей замечание, делает предположение, что она не хочет заниматься; студентка настаивает, что ей интересно, она слушает лекцию. Но преподаватель остаётся при своём мнении.

Вскоре он, изучая и применяя  технику НЛП, со стыдом вспомнил ту ситуацию.

Теперь она представлялась совершенно в другом свете, т.к. студентка Н. была типичным «транслятором», которому легко работать только в наиболее развитой модальности (в данном случае, аудиальной). Одновременное прослушивание и конспектирование требует достаточного развития визуальной и кинестетической модальности. Перевод (т.н. «трансляция» информации в данном случае из аудиальной в кинестетическую) требует затрат времени и энергии, т.е. вызывает затруднения, студент не успевает слушать и записывать одновременно, отстаёт или отказывается от конспектирования. Особенно, если хорошо запоминает устную информацию.

Пример того же преподавателя: некоторые студенты записывают лекцию не на слух, а переписывая из тетради соседа, таким образом, не поднимая глаз на преподавателя, не успевая следить за его показами, упуская другие визуальные и кинестетические составляющие лекционного материала, моменты якорения информации. До знакомства с НЛП тот преподаватель считал, что это те студенты, которые привыкли списывать в школе. После изучения НЛП преподаватель стал понимать, что они списывали потому, что умели, привыкли, развили только один паттерн – перевод информации из визуальной в кинестетическую /письмо, но у них не развита техника перевода из аудиальной модальности сразу в кинесткетическую/письмо [1].

НЛП рассказывает, что студенты, у которых развита визуальная модальность, могут представлять текст, который видели, целиком с открытыми или закрытыми глазами, им не надо долго зубрить, т.к. такая «шпаргалка» всегда в голове. Но если развита только одна эта модальность, студенту очень трудно решать тесты, особенно тесты на соответствие, где надо сопоставлять левую и правую часть написанного (для этого нужна использовать кинестетическую модальность).

Помнится, как одна студентка-отличница М. перед тестированием каждый раз умоляла преподавателя: «Пожалуйста, давайте я вам всё просто расскажу». Многим такие кажутся просто зубрилками, которые, сбиваясь, начинают опять с самого начала, повторяя  слово в слово (они пересказывают то, что визуализируют по памяти).

Основная ценность НЛП в том, что оно предлагает универсальные подходы для решения проблем коммуникации с любым человеком, в т.ч. проблем обучения.

Преподаватель должен делать постоянный упор на наблюдение, разговаривая с учеником и даже просто слушая.

Слушая, какие предикаты (словесные и другие сигналы) подаёт студент, преподаватель способен узнать, на каком языке разговаривать со студентом, чтобы он понимал его (для достижения эффективной коммуникации).

Аудиал начинает слушать, когда говорят «послушайте», «визуал», когда говорят «посмотрите», «кинестетик»-когда говорят «почувствуйте, как это интересно» и т.п. Гармонично развитым можно назвать того, который свободно пользуется всеми модальностями.

Хороший преподаватель может интуитивно применять всё это в своей речи, чтобы его могли понимать студенты с разными способностями,  но лучше этому научиться. НЛП-это именно наука. Наука, которая началась с исследования особенностей речи очень успешных американцев. Исследование проводили специалист по семантике и специалист по программированию. У успешных людей всегда развиты все модальности и, главное, они их применяют в своей жизни, по-особому разговаривают, по сравнению с неуспешными людьми [1].

Т.о. «кинестетик» может «не видеть и не слышать» преподавателя, пока вы не используете в речи соответствующий предикат, или не коснётесь его или не предложите взять в руки объект изучения (муляж, наглядность), пощупать или поводить руками, они понимают схематичное изображение алгоритма действий, но лучше-когда делают руками  сами.

В той же ситуации чистые «визуалы» отказываются отрабатывать манипуляционную технику, сидят и долго наблюдают за демонстрацией во все глаза и могут её воспроизвести без мануальной тренировки.

Да, таких студентов не много, но они чаще всего доставляют дополнительные проблемы неискушенному преподавателю.

НЛП позволяет не только решить проблемы сиюминутного обучения, но и подсказать студентам, как им развивать свои модальности для успеха во всех сферах жизни, как воспитывать детей, чтобы они были гармонично развиты, могли легко учиться.

Литература

  1. Гриндер М. НЛП в педагогике: [исправление школьного конвейера]/ М. Гриндер, Л. Лойд; [пер. С. Коледа]. Москва: Ин-т общегуманит. исслед., 2001. - 307,[4] с.; 20. - (Современная психология: теория и практика). - (Серия «Нейро-лингвистическое программирование»)

 

Оригинал работы:

Примеры применения принципов NLP при работе с отстающими студентами в медицинском колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*