Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение технологии дифференцированного обучения

20.10.2017 3643 5822
Зинкевич Татьяна Владимировна
Зинкевич Татьяна Владимировна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта. Это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика.  В то же время принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является технология дифференцированного обучения.

Основная задача дифференцированного обучения – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося, при этом общий уровень образования  должен быть одинаков для всех. Развитие личности учащегося  в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися  знаниями, умениями и навыками предусмотренными программой образовательного учреждения.

Наиболее часто используется преподавателями  на занятиях внутренняя дифференциация в основе, которой лежит организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки  по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.

Чаще всего уровневая дифференциация реализуется через деление группы (класса) учащихся на микрогруппы, которые различаются по двум критериям: обученности и обучаемости. Обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития учащегося, которые сложились к сегодняшнему дню. Достигнутый студентом  уровень усвоения знаний, навыков и умений их  качества и приемы их приобретения являются  показателями обученности.

Обучаемость – это восприимчивость студента  к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, это совокупность интеллектуальных свойств человека, от которой также зависит успешность обучения. Существуют различные  методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся. Результаты проведённых диагностик анализируются, и на их основе определяется несколько уровней обучения, согласно которым выделяются три группы учащихся: с низким уровнем обучаемости и обученности (стартовый, минимально допустимый); со средним уровнем (базовый, репродуктивный); с высоким уровнем (продвинутый, творческий).

В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный материал, продумываются приемы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планируется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.

Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора учащимся уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к студенту как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных форм работы, постоянная коррекция деятельности с учетом полученных результатов.   

Для каждой группы учащихся ставится свои цели обучения, виды и уровень заданий.

У учащихся с низким уровнем необходимо пробудить интерес к предметам, ликвидировать пробелы в знаниях, сформировать умение работать по образцу. Им предлагаются тренировочные задания, которые предполагают работу по образцу и воспроизведение информации.

У учащихся со средним уровнем необходимо развить устойчивый интерес к предмету, закрепить и повторить имеющиеся знания, сформировать умение работать самостоятельно. Им предлагаются продуктивные задания: применение знаний в новой ситуации; создание нового   продукта: схем, тестов и т.п.

Высокий уровень предполагает сформировать у учащихся новые способы действий, развивать умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания, совершенствовать навыки самостоятельной организации обучения. Учащимся даются творческие задания. Способы дифференциации, применяемые на занятиях дифференциация по объему учебного материала; дифференциация по уровню трудности; дифференциация учебных заданий по уровню творчества; дифференциация работы по характеру помощи учащимся; дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. Дифференцировать работу на занятии  можно на любом этапе.

Для объяснения нового материала привлекаются обучающиеся третьей и реже второй группы. Они дома самостоятельно, с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов, готовят сообщения по новой теме.

Необходимо использовать в обучении, особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств наглядности: схем, чертежей, картин, плакатов, карт, опорных конспектов и т.д. На уроках закрепления и обобщения изученного материала работу в уровневых группах можно организовать следующим образом:

Учащиеся третьей группы получают творческие задания и выполняют их самостоятельно. Учащиеся второй группы также самостоятельно выполняют задания по карточкам, по вопросам учебника. Учащиеся  первой группы работают под руководством учителя. При такой организации работы «сильные» учащиеся получают возможность в полную силу проявить свои способности и получить заслуженную отметку. А «слабые» учащиеся  чувствуют себя уверенней и тоже получают положительную отметку.

При проведении контрольных срезов обучающиеся получают несколько вариантов заданий по степени сложности или по объёму. Необходимо предварительно озвучить, какую отметку предполагают определенные задания. Учащиеся  сами выбирают задания по своим возможностям.  Но не все реально оценивают свои возможности, т.к. присутствует завышенная и заниженная самооценка.

Положительные аспекты уровневой дифференциации: у педагога появляется возможность уделять внимание сильному учащемуся и в то же время помогать слабому; появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повышается уровень мотивации учения в сильных группах; в группе, где собраны одинаковые студенты, учащемуся легче учиться.

Отрицательных стороны уровневой дифференциации: деление учащихся по уровню развития негуманно; слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; высвечивается социально-экономическое неравенство; перевод в слабые группы воспринимается учащимися как унижение их достоинства. В современных образовательных организациях уделяется недостаточно внимания индивидуальному аспекту обучения. Это, прежде всего, относится к жёсткой образовательной системе с её учебным планом, одинаковым для всех обучающихся до окончания образовательного учреждения, преподавания предметов по единым, весьма перегруженным, обязательным для всех учебным программам. 

Существуют и другие отрицательные явления в учебной работе: слабая учебная мотивация обучающихся, учение ниже своих возможностей, пассивность.

Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно проще ориентироваться на среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным.

 

Оригинал работы:

Применение технологии дифференцированного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*