Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Анализ опыта развития технических и творческих способностей студентов

19.10.2017 635 1044
Соломатин Виктор Александрович
Соломатин Виктор Александрович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Наиболее успешно совершенствуют квалификацию, осваивают профессию и приобщаются к рационализаторской деятельности те молодые рабочие, которые занимались техническим творчеством еще до прихода на производство, чьи творческие способности получили необходимое развитие в период обучения и приобретения профессии.

Техническое творчество – наиболее благоприятная среда для воспитания у обучающихся наблюдательности, инициативности, самостоятельности, смекалки и целеустремленности. Оно приучает, творчески относится к труду. Техническое творчество обучающихся не самоцель. Оно не должно быть абстрактным, оторванным от реальной техники и технологии. Но в тоже время техническое творчество должно быть ориентировано на передовую научную и техническую мысль.

По мнению ученого-психолога Рубинштейна С.Л., - «в процессе творческой деятельности у человека постепенно вырабатывается тенденция обдумывания вопроса, где, что нужно изменить, улучшить, усовершенствовать.

Появляется необходимость обобщить имеющиеся знания, сопоставлять наблюдения, соотносить их с задачами, возникающими в процессе творчества, мысленно представлять предполагаемую конструкцию в виде общего принципа или схемы. Это, в свою очередь, связано с активной деятельностью воображения и со своеобразной интеллектуальной работой, требующей конкретного выражения найденных решений в расчетах, чертежах, моделях и т.п.». Техническое творчество – неотъемлемый элемент учебно­-воспитательного процесса. Оно позволяет решать многие проблемы обучения и воспитания. Вовлекая студентов в область инженерного труда, техническое творчество вызывает повышенный интерес к технике и технологии осваиваемой профессии.

Схема развития технического творчества студентов в нашем техникуме представляет собой 2 этапа.

Рассмотрим первый этап развития (теоретический) – занятие-факультатив «Профессионально-технического творчества». Считаем, что толчком к развитию технического мышления обучающихся являются творческие задания. Поэтому на первых занятиях выявляем уровень технического мышления. С этой целью нами разработан тестовый технический контроль для тренировки мышления, который проводится в течение нескольких занятий (см. Приложение №7). Подводя итоги, оформляем оценочный лист и выявляем наиболее способных к техническому мышлению студентов для того, чтобы дифференцировать работу на занятиях.

Для более способных студентов составляется темник изделий, при этом используются журналы «Изобретатель и рационализатор», «Юный техник» и услуги Интернета. Затем определяется название, функциональное назначение устройства и его принцип действия. После происходит коллективное обсуждение различных вариантов конструктивных решений и защита собственного варианта отдельных обучающихся. Для изготовления выбираются лучшие творческие варианты с рационализаторской изюминкой.

Затем идет разработка задания в графической форме: вычерчиваются технические рисунки, эскизы и рабочие чертежи. Далее происходит подготовка к изготовлению изделия, которая состоит в определении последовательности изготовления деталей, размеров заготовок, допуска на операции; в составлении технологического процесса на сборку и сварку изделия с указанием используемого сварочного оборудования, выборе режима сварки и электродного материала. Предлагаем вашему вниманию темник по изготовлению экспонатов технического творчества выполняемых выпускниками – это могут быть как различные изделия, так и макеты.

Изделия металлообработки, сварные металлоконструкции:

  1. Тележка для перевозки грузов.
  2. Урна с механическим подъемом крышки.
  3. Мангал дачный.
  4. Приспособления для соосности труб при сборке.
  5. Печь для сауны.
  6. Светильник металлический.
  7. Коптилка для дачи.
  8. Измельчитель для древесных отходов.
  9. Набор для камина.
  10. Бак с нержавеющей стали для воды.
  11. Лестница для гаража.
  12. Макет двухстворчатых дверей.
  13. Сейф для хранения ценных вещей.
  14. Спортивный тренажер.

Обучающиеся, которые в начале учебного года на занятиях «Профессионально-технического творчества» получают низкие баллы по тестированию, изготавливают более простые изделия или макеты по уже ранее выполненным чертежам, порой они вносят разумные изменения, в выполняемую конструкцию улучшая и дорабатывая её.

Рассмотрим второй этап развития (практический) – кружковое занятие, на котором изготавливаются изделия, разработанные на факультативе «Профессионально­-технического творчества». Здесь происходит выбор необходимого инструмента, оборудования, подготовка их к работе; организация рабочего места; изготовление деталей, сборка и сварка изделия.

После изготовления изделий производится контроль сварных швов и в случае необходимости испытание изделия. Далее может быть произведена доработка конструкции на основе уточненной технологии и проведенных испытаний, внесение изменений в рабочие чертежи.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Анализ опыта развития технических и творческих способностей студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*