Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Коллажирование как арт-технология: применение на практических занятиях по психологии

14.06.2012 6109 13824
Гольцова Наталья Владимировна
Гольцова Наталья Владимировна, преподаватель

Биробиджанский медицинский колледж

Творчество - это загадка, которую

художник задает сам себе.

Станислав Ежи Лец

 

Инновации педагогического процесса предполагают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания. Современный образовательный процесс должен быть ориентирован на потенциальные возможности человека и их реализацию. Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на формирование личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.  

 

На практических занятиях по психологии я использую технику коллажирования, которая является одной из разновидностей арт-технологий. Коллажирование (коллаж - французское collage, буквально – наклеивание), как технология состоит в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразных материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, природные материалы. Коллаж – это графическое произведение, смонтированное в виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения. Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. («Сознание остается неизменным в своей сущности, но вызывает во время работы вихри, потоки, каскады новых мыслей и образов, ощущений и слов» К. Г. Паустовский). Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников процесса художественных способностей, эта техника позволяет получить успешный результат («Свои способности человек может узнать только попытавшись применить их на деле». Сенека). Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. На мой взгляд коллажирование имеет признак здоровьесберегающей технологии, так как это творческий – природосообразный процесс. Как любая арт-технология, коллажирование решает  психотерапевтические функции, такие как:

- способствует самовыражению в невербальной форме, позволяя работать со  своими мыслями и чувствами;

- является безопасным методом разрядки напряжения;

- способствует возникновению чувства внутренне­го контроля и порядка, помогает

   разрешению внутриличностных конфликтов;

- выполняет функцию отвлечения и занятости;

- помогает разрешить актуальные психологические проблемы;

- развивает и усиливает внимание к собственным чувствам;

- способствует формированию следующих качеств: уверенность в себе,  самодостаточность, умение различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей, проявлять гибкость в поиске решений и выдвижении идей, способность к обобщению и синтезу и др.;

- способствует развитию самосознания и мобилизации творческого потенциала личности.

 

На занятиях психологии использование техники коллажирования зарекомендовала себя как достаточно эффективная и студенты с удовольствием принимают участие в ней. Я использую работу над составлением коллажа в микрогруппах, причём объединяются студенты самостоятельно, что позволяет включить участников в совместную деятельность и проследить особенности их социального взаимодействия. Целью такой работы является:

1. повышение коммуникативной компетентности студентов

2. выбор стратегии социального взаимодействия студентов;

3. групповая сплоченность;

4. формирование положительной самооценки;

5. активизация самовыражения студентов, демонстрация творческого потенциала;

6. направленность личности на успех.


При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка желательно без слов. Музыка создает очень благоприятную для творчества атмосферу. («Радость необходима для творчества». Эдвард Григ). После выполнение самого коллажа студенты готовят его презентацию, что способствует развитию вербальных способностей студентов. 

 

            

Затем участники вывешивают свои работы на стену, и начинается обсуждение, в котором отмечаются следующие моменты: эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату, какая часть коллажа особенно привлекательна и чем, а какая вызывает отрицательные эмоции и какие выводы сделал для себя участник в процессе изготовления коллажа.


Обсуждение коллажа является также важнейшей частью работы. Можно даже утверждать, что без обсуждения использование коллажа не эффективно. Именно вербальный текст составляет ценность. Обсуждение может быть сделано в разных формах, в индивидуальном представлении коллажа или в форме групповой работы.



По отзывам студентов, занятия с использованием данной методики позволили им расширить их понимание межличностных отношений, осознать некоторые особенности их взаимодействия с другими людьми, возникающие у них при этом трудности (разногласия и конфликты в процессе выполнения совместной деятельности). Также, занятия помогли им повысить уровень их коммуникативных знаний и способствовали укреплению опыта совместной деятельности.


Для преподавателя это возможность лучшего познания своих студентов, их личностных особенностей, творческого потенциала. Выбранная студентами тема раскрывает их отношение к ней и её представление. Работа в группах позволяет выявить существующие проблемы в межличностных взаимоотношениях. Кроме того совместная групповая работа способствует укреплению взаимоотношений участников процесса.

 

В целом можно отметить, что арт-технология «коллажирование» является эффективным экологичным методом работы с личностью и группой, и может применяться в различных направлениях педагогической деятельности.

 «Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого». М. Пришвин.

 

Библиографический список:

1. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.

2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2005.

3. Практикум по арт-терапии. /Под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.

4. Разумова Е.Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арттерапии.

5. Жулдыбина Т.Ю. Арт – терапевтический прием «коллаж» как средство организации работы педагога – психолога с подростками группы риска.// Материалы региональной научно-практ.конференции «Мир человека и его измерение». - Березники.: Бер.филиал ПГУ, 2007.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*