Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Освоение профессиональных компетенций студентами: что востребовано работодателями?

17.10.2017 1858 2932
Котова Елена Валерьевна
Котова Елена Валерьевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Профессиональное образование, особенно среднее профессиональное, можно считать основным на этапе выхода России из кризиса. В производственной сфере наблюдается дефицит квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, имеющих профессиональное образование, поэтому сейчас перед профессиональными образовательными организациями стоят следующие задачи:

-усовершенствование материальной базы профессионального образования;

-создание центров практик на предприятии;

-привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;

-формирование заказа на специалиста профессионального образования [8];

-повышения уровня освоения профессиональных компетенций студентами.

Мы можем наблюдать, что в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования одним из обязательных требований, является привлечение работодателей к проектированию образовательных программ и участию в подготовке квалифицированных кадров, поэтому считаем, что необходимо образовательным организациям заинтересовать работодателей во взаимовыгодном сотрудничестве [19]. ГПОУ Новокузнецкий строительный техникум, для привлечения работодателей в образовательный процесс предложил данным организациям участвовать в проектном обучении и привлекать для разработки производственного продукта студентов техникума.

На начальном этапе преподаватели техникума, провели анкетирование представителей предприятий работодателей для установки социального заказа на подготовку специалистов среднего звена, в следующих организациях г. Новокузнецка: ООО Объединенная компания «Сибшахтострой», ОАО «Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций им. Н.Е. Крюкова», ООО «Промэлектромонтаж», являющихся потенциальными работодателями для студентов специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

В анкетировании принимали участие 29 респондентов, которые являются мастерами и начальниками участков данных предприятий и непосредственно являются наставниками обучающихся во время прохождения производственной практики. В анкету были включены вопросы, характеризующие профессиональные и личные качества выпускника техникума, соответствие квалификации выпускника современным требованиям производства, а также вопросы, выявляющие основные причины недостаточно высокого уровня подготовки выпускников квалификации техник-механик.

В результате анкетирования были выявлены следующие проблемы: низкая учебная мотивация студентов; недостаток личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей таких, как желание непрерывно повышать свой профессиональный уровень, уважения к физическому труду, умения работать в команде; низкое владение системами автоматизированного проектирования. Работодатели указали, какими видами профессиональной деятельности должен владеть выпускник техник-механик для того, чтобы успешно работать в монтажных организациях и предприятиях города. В частности, приоритетными для них являются профессиональные компетенции, указанные в ФГОС СПО по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), но также были обозначены знания, умения и навыки, способствующие углубленному освоению основных профессиональных компетенций.

Респонденты отметили, что 81,8 % выпускников частично соответствует требованиям предприятия, это означает, что образовательные учреждения недостаточно плотно контактируют с предприятиями-работодателями, необходимо привлекать руководителей данных предприятий к участию в образовательном процессе, составлению и корректировке программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Все опрошенные работодатели отметили, что студентам недостаточно практического опыта и профессиональных знаний. Все это дало нам дополнительное основание использовать проектное обучение как технологию, связанную с созданием и изготовлением продукта или услуги с привлечением работодателей. Опрашиваемые работодатели, также отметили, что организация-работодатель, должна принимать участие в обучении студентов, но большинство указали, что это участие должно быть преимущественно в получении практического опыта.

Около 36% опрашиваемых работодателей оказались не знакомы с содержанием ФГОС по курируемой ими специальности, поэтому ПОО должны взять на себя инициативу по ознакомлению специалистов предприятия с образовательными стандартами и повышения их заинтересованности и участия в образовательном процессе.

Таким образом, анализ анкетирования показал, что работодатели готовы участвовать в образовательном процессе на уровне рекомендаций к ППССЗ. Все опрашиваемые указали, что выпускники должны владеть навыками работы в Системах Автоматизированного Проектирования (САПР), поэтому все проекты, содержащие графическую часть, студенты выполняли с использованием САПР. Данные, полученные в результате анкетирования, помогают преподавателям, реализующим ППССЗ по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного (по отраслям), скорректировать содержание образовательного процесса для получения оптимального результата обучения с учетом требований работодателей. Респонденты, участвовавшие в анкетировании, указали на то, что отличительной особенностью обучения студента ПОО является высокая практическая ориентированность образовательного процесса по сравнению с общим и высшим образованием, поэтому одной из рекомендаций является увеличение часов на производственную и учебную практику.

При реализации проектного обучения работодатель максимально был вовлечен в процесс освоения профессиональных компетенций студентами ПОО при реализации ППССЗ.

Рассмотрим участие работодателей на различных этапах проектного обучения.

На подготовительном этапе проектной работы совместно с работодателями и преподавателями образовательного учреждения проводился семинар, во время которого осуществлялось обсуждение профессиональных качеств специалиста, в которых нуждается предприятие-работодатель. При обсуждении данных требований преподаватели также участвовали в дискуссии и делали заметки для дальнейшего обдумывания, выявляли методы, способствующие формированию тех или иных качеств студента для успешной реализации на рынке труда региона. Работодатели предоставляли информацию о заказах и объектах строительно-монтажных работ, которые в дальнейшем были темам проектирования. В процессе проведения «круглого стола» работодатели и преподаватели выбирали наиболее подходящие объекты проектирования, при работе над которыми было задействовано освоение наибольшего количества профессиональных компетенций. Работодатели участвовали в формировании проектных групп, а также при желании могли профинансировать любой проект, выполненный студентами, и соответственно его реализовать.

После выбора объектов проектирования к работе подключаются студенты, ими была сформулирована проблема и тема проекта. При осуществлении всех типов проектирования по каждому проекту назначался консультант из числа преподавателей профессионального цикла и консультант из числа руководителей подразделений от предприятия по соответствующей специальности. Работа данных консультантов, как на подготовительном, так и на всех последующих этапах проектирования заключалась в контроле и корректировке траектории развития проекта.

На технологическом этапе проектирования осуществлялось консультирование проектной деятельности. Руководитель подразделения от предприятия проводил консультации на своем рабочем месте – это было необходимо для лучшего ознакомления проектантов с производственной средой. Консультанты от предприятия организовывали экскурсии на объекты проектирования, знакомили студентов с технической базой предприятия, парком машин и другим оборудованием предприятия. Также на предприятии организовывались встречи студентов с лучшими работниками, на этих встречах работники рассказывали о своем пути к успешной производственной деятельности. В процессе выполнения работы над проектами руководители от предприятия поддерживали тесную связь с преподавателем-руководителем проектирования, эта связь заключалась в периодическом проведении консультаций совместно в техникуме, это было необходимо для согласованного руководства проектами. Руководители проектирования организовывали как групповые, так и индивидуальные консультации независимо от типа проекта.

Также предприятием-работодателем было предложено проектантам воспользоваться своими базами проектирования при использовании системы САПР в построении и разработке чертежей, так как это значительно облегчает техническую часть проекта. При разработке проектов для консультирования графической части привлекались работники конструкторского отдела. Проекты разрабатывались таким образом, чтобы избежать привлечения сторонних организаций и аренды оборудования для монтажа, работы должны были быть выполнены своими силами и тем парком машин и оборудованием, которые имеются у организации, где осуществляется проектирование. Если результат проекта представлен в виде макета или готового изделия, то предприятие-работодатель обеспечивало материалами и инструментами, готовое изделие изготавливалось в цехах предприятия с использованием их производственного оборудования.

На заключительном этапе проектирования представители предприятия -работодателя участвовали в оценке проектной деятельности. Предлагали различные способы корректировки работы при проектировании, определяли подойдет ли выполненный проект для реализации в производственных условиях, давали рекомендации по организации и взаимодействию с проектантами и преподавателями в процессе проектирования.

Таким образом, мы выяснили, что работодатели требуют от ПОО подготовки квалифицированных специалистов, готовых к обучению при смене деятельности, быстро ориентирующихся в производственных процессах, владеющих информационными технологиями, и определили, что проектное обучение способствует развитию данных качеств, а также повышает заинтересованность работодателей в образовательном процессе.

 

  1. Брагина З. В. Участие работодателя в формировании профессиональных компетенций специалиста в России и за рубежом Текст] / З. В. Брагина // Экономика образования. – 2007.– № 4. – С. 82-88.
  2. Введенский, В. Н. Компетентность и стиль в профессиональном образовании [Текст] / В. Н. Введенский // Белгород, – 2013, – С. 7.
  3. Гребенкина Л. К., Суворова Н. А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в современных условиях [Текст] / Л. К. Гребенкина, Н. А. Суворова. Монография. Рязань, – 2012. – 180 с.
  4. Голищева, К. Э. Опыт, проблемы и развитие СПО в сфере перехода к ФГОС-3 на примере Ставропольского колледжа связи им. Героя Советского Союза В.А. Петрова. [Электронный ресурс] / К. Э. Голищева, – Режим доступа :http://www.stvcc.ru/prep/articles/expirens/# свободный. – Загл. с экрана.
  5. Демиденко, Л. Д. Формирование содержания ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС, работодателей и профессиональных стандартов [Электронный ресурс] / Л. Д. Демиденко, – Режим доступа :https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fdonmetodist.ru%2Four_publications%2FDemidenko.pdf&name=Demidenko.pdf&c=55dc232b02f1, свободный. – Загл. с экрана
  6. Драницына, Т. Ю. Моделирование процесса формировани профессиональной компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования [Текст] / Т. Ю. Драницына // Известия РГПУ им. А. И. Герцена – 2012. – № 150. – С. 193 - 196.
  7. Дубровина, О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся [Текст] / О. С. Дубровина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, – 2012. – С. 124-126
  8. Задачи профессионального образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.vfmgiu.ru/sovremennie_tendencii_v_visshem_obrazovanii_506/zadachi_professionalnogo_obrazovania_552/index.html/ cвободный – Загл. с экрана.
  9. Канаева, Т. А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико - ориентированных технологий. [Электронный ресурс] / Т. А. Канаева// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – №12(20). – Режим доступа: http://www.sisp.nkras.ru/ свободный. – Загл. с экрана.
  10. Ковлякова, В. Е. Оценка качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля [Текст] /дисс….к. п. н. (13.00.08) – М., – 2013, – 209 с.
  11. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. [Текст]: монография. / Гаврилюк О. А., Галеева Р. Б., Журавлева М. В., Абуталипова Л. Н., Сугоняко Д. В., Акутина С. П., Беганцова И. С., Калинина Т. В.,Маркеева М. В., Москатова А. К., Тимофеева О. Ю., Тимофеев А. П.,Туманова А. Б., Хисамиева Л. Г. и др. – Saint-Louis, MO: PublishingHouse «Science&InnovationCenter», 2013. – С. 233.
  12. Котова Е. В. Освоение профессиональных компетенций студентами профессиональных образовательных организаций на основе проектного обучения [Текст] / : дисс. к. п. н. (13.00.08) / Е. В. Котова –Кемерово, 2017. – 266 с.
  13. Лагутина, Т.Я. Особенности определения компетенций по дисциплинам и направлению, формирование компетенций [Текст] / Т. Я. Лагутина // Актуальные проблемы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО "Ар-Консалт". – 2014. – С. 97-99.
  14. Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования [Текст] / А. М. Новиков // Педагогика – 2011. – № 6.– С. 9.
  15. Новиков А. М. Обучение: развитие опыта личности [Электронный ресурс] / А. М. Новиков. – Сайт академика А. М. Новикова. - Режим доступа http://www.anovikov.ru/artikle/obuch.htm – Загл. с экрана.
  16. Панкратов, А. В. Роль социального партнерства в подготовке конкурентоспособных кадров [Текст] / А. В. Панкратов, И. В. Юровников // Психология и педагогика методика и проблемы практического применения. –2013. – № 33 – 1. – С. 164
  17. Педагогика профессионального образования: проблемы перспективы развития в условиях реформ [Текст]: монография. / Е. И Екимова, В. М. Кирсанов, С. Г. Лещенко, А. С. Сиденко, Е. А. Сиденко – М.: ООО «Буки Веди». – 2013. – 150 с.
  18. Сергеев, Н.К., Сериков, В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе технологий [Текст] / Н. К. Сергеев, В. В. Сериков – М.: Логос, 2013. – 364 с.
  19. ФГОС СПО по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) [Текст] /. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «18» апреля 2014 г. №344 – 46 с.

 

Оригинал работы:

Освоение профессиональных компетенций студентами: что востребовано работодателями?




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*