Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Системно - деятельностный подход при обучении математике студентов СПО специальностей «Сестринское дело» и «Лечебное дело» (из опыта работы)

12.10.2017 1153 2817
Змеева Людмила Георгиевна
Змеева Людмила Георгиевна, преподаватель

Тульский областной медицинский колледж

Будущему выпускнику нашего колледжа, вступающему в самостоятельную жизнь, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Значит, он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным действовать в различных проблемных ситуациях. Поэтому особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по какому- либо предмету, но и универсальными учебными действиями по их приобретению и применению.                            

Чтобы обучать студентов в соответствии с ФГОС СПО, передо мной, как преподавателем математики, стоят 3 проблемы:

  • как повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к использованию математических знаний, для решения максимально широкого диапазона жизненных задач?
  • как в процессе обучения обеспечить формирование ключевых компетенций у студентов, прописанных в рабочей программе по математике, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?
  • каким образом спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить студентов способами самостоятельного открытия знаний, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый может реализовать свои способности и интересы?

Использование системно-деятельностного подхода в обучении математике  как раз и способствует решению данных проблем.

Потому что основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.  Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.  В системно-деятельностном подходе категория "деятельность" занимает одно из ключевых мест.

Пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал: "Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция". Второй сказал: "Я пойду вправо – недаром считается, что "право" от слова "прав". Третий сказал: "Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу". Четвёртый сказал: "Я пойду вперёд – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое".  Пятый сказал: "Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня". Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись – каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие – нет. Они были упрямы, они его не послушали. ОН был настоящим Мудрецом!  Но  он ошибался.

Все мудрецы поступили мудро и правильно. Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы – даже, если это не приведёт к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.

Мораль.

Умей подняться ВЫШЕ и увидеть короткий путь.

Умей разрешить другим идти собственным путём.

Умей признать Мудрецами всех – каждый путь важен и достоин уважения.

Перед мудрецами стояла проблема «как выйти из леса» и каждый из них решил эту проблему.  Каждый решил ее своим методом. Каждый из них поступил правильно. Деятельность привела их к решению проблемы. 

Системно - деятельностный  подход дает возможность учащимся из присутствующего и пассивно исполняющего указания   преподавателя становится главным деятелем. Я перечислю педагогические технологии системно-деятельностного подхода.Это:

  1. 1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Проблемное обучение
  • Технология критического мышления
  1. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
  • Игровая технология
  • Проблемное обучение
  • Технология критического мышления
  1. Педтехнологии развивающего обучения
  • Технология полного усвоения
  • Технология развивающего обучения
  1. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса:
  • Групповые технологии
  • Педагогика сотрудничества

Все технологии предусматривают активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность.

Строятся они  в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса

Очень часто в математике задачи имеют не одно, а несколько решений. И когда человек решает проблему  или задачу не одним способом, то он имеет возможность выбрать наиболее эффективный метод решения путем анализа и сравнения. Предлагая один способ решения задачи на уроке, если есть такая возможность, я ставлю перед студентами проблему найти другой способ решения. Иногда они и сами спрашивают, а можно это решить по другому,  другим способом.  Например.  При решении задач на процентную концентрацию растворов в теме « Применение математических методов в медицине» студентка  спрашивает у меня: «А можно я решу эту задачу как мы на ПМ решали?»  Да конечно можно! И коллективно мы обсуждаем, какой способ решения наилучший. Самое главное побудить к деятельности. Таким образом, формируется умение высказывать свою точку зрения, умение выслушивать  и принимать альтернативное мнение, т. е. формируются коммуникативные навыки.                               

Чтобы быстро включить группу в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу на уроке, можно использовать активный метод «Шаг навстречу».  Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи,  создание учебной проблемной ситуации. Я часто использую интересные  факты из жизни ученых – математиков,  сведения из истории математики. Вы заметили, что я применила этот метод и в своем докладе?  Главное «захватить» внимание учащихся, активизировать мозговую деятельность.

ФГОС нацеливает нас, преподавателей, на формирование у обучающихся опыта и умений самостоятельной деятельности. А к самостоятельной деятельности их надо подготовить, т.е. дать знания о способах самостоятельной деятельности. В организации  урока, направленного на формирование активной самостоятельной познавательной деятельности, успешно применяются интерактивные методы обучения:   творческие задания, . работа в малых группах, обучающие игры ( ролевые, деловые, образовательные). . Использование общественных ресурсов. Приглашение специалиста. Экскурсии. Здесь и социальные проекты, соревнования, выставки, спектакли, представления и т.д., различного рода разминки. Интерактивная лекция, ученик в роли учителя, работа с наглядными пособиями.  Расскажу о некоторых методах, которые я применяю на уроках.

Можно организовать работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый,  или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Кто отлично усвоил материал, на определённую часть урока, будет  учителем,  помогая ликвидировать пробелы в знаниях тех, кто по какой-либо причине имеет их. Остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка выполнения работы пары.

Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенным в хорошем качестве такой помощи. Такая работа полезна обоим учащимся:  тому, кто учит, важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения задач, основами теории, и в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития,  узнать новое. Такая  работа в паре способствует развитию речи обоих учащихся,  закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование навыков работе в команде.

Обычно только единицы учащихся 1 курса участвуют в интерактивной лекции или беседе. Большинство, даже если у них и есть ответ на вопрос, заданный лектором, боятся высказать свой ответ, свое мнение. Да что учащиеся! Преподаватели на курсах повышения квалификации, когда лектор задает вопрос аудитории, сидят мертвые от страха и боятся ответить.  Даже, если у них и есть свой ответ. Вдруг он будет неправильный. Это все отголоски нашей советской школы: «сиди на уроке тише воды, ниже травы», не поднимай голову, в классе на уроке должна быть «мертвая тишина». Это очень психологически зажимает учащихся. Да, на уроке должна быть дисциплина, но учащиеся должны иметь возможность высказать свое мнение, только надо, чтобы это было по теме и к месту. А это все и есть навыки коммуникативного общения. Высказаться именно по теме и к месту. Не превращая дискуссию в базар, что иногда мы видим это не только на уроке,  а  и по телевидению, в известных ток-шоу. Умению вести дискуссию надо учить. Этому способствуют деловые игры.

Проведение уроков-исследований, уроков на основе групповой технологии обучения, уроков тренингов поможет учащимся получить навыки самостоятельной деятельности и в дальнейшем они смогут добывать знания самостоятельно из разных источников. На  уроках математики  я учу их работе текстом. Вырабатываю умение учащихся использовать  учебник для организации работы по решению упражнений, задач с максимальной пользой и в соответствии со своими на данный момент приемам самостоятельной деятельности, формирую умения самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой. Это умения извлекать из источника - параграфа. пункта, текста- наиболее значимую информацию, выделять главное, умение рассматривать рисунки, чертежи и извлекать из них информацию, умение кратко оформлять материал изученный  по учебнику в виде таблиц и схем,  умение работать с графиками, составление тезисного плана текста параграфа. Учу проводить анализ прочитанного текста, составлять  вопросы к нему или наоборот, отвечать на вопросы, пользуясь знаниями.                                                        

При обучении математике  используются  различные виды самостоятельных работ. Например, при изучении темы «Теория вероятностей», « Решение комбинаторных задач» даю задание самостоятельно составить 5-10 задач на медицинскую тематику. При изучении темы « Свойства функций» предлагаю задания на описание свойств функции по изображенному на карточке графику. Для выработки умений проводить исследование, которые необходимы будут студентам при подготовке дипломной работы, при изучении темы « Математическая статистика» провожу исследовательскую работу  по теме « Валеологическая оценка биоритмологического  типа организации нервной системы»                                                                                                        

В течение 10 дней  в 8, 12, 16 и 20 часов студенты ведут наблюдение  за частотой сердечных сокращений, измеряя свой пульс. Полученные данные заносят в таблицу. С помощью методов математической статистики строят по полученным результатам графики, делают вывод о типе своей нервной системы « сова, жаворонок или умеренный тип». На уроках психологии они уже имеют возможность больше узнать о своих  типах нервной системы, получить рекомендации. Студенты с увлечением относятся к этой работе, так как им интересен конечный результат, развивают навыки исследовательской деятельности. Для студентов-медиков необходимо умение безошибочно вычислять всевозможные показатели, ориентироваться в графическом представлении информации (строить графики различных зависимостей), а также обрабатывать статистические данные.

Самое главное при системно – деятельностном подходе мотивировать обучающихся к самостоятельному добыванию знаний. Некоторые учащиеся. выбравшие специальность медицинской сестры, федьдшера, считают, что математика им не нужна. Особенно это те, кто поступил на базе 11 классов. Какая математика, если они уже получили среднее образование!  Поэтому на примерах из жизни, из профессии я объясняю, как велика роль математического образования. Ведь именно математика развивает логическое мышление. Если учащийся умеет выделять главное, сравнивать, обобщать и делать выводы в математике, то он сможет абстрагироваться и   создать математическую модель в физике, химии и любой другой науке. Образование, полученное в колледже для кого- то будет лишь ступенькой к дальнейшему образованию. Поэтому математическое образование должно составлять неотъемлемую часть культурного багажа любого современного человека.                                                                       

Целью изучения математики является также  повышение общего кругозора, культуры мышления, формирование научного мировоззрения. Особенно тесно математика связана с все более нарастающим прогрессом и всеобщей компьютеризацией. Это относится и к медицине. Чтобы создавать медицинские приборы и аппараты,  инженеру нужны специальные медицинские знания, знания анатомии человека. А специалист –медик без инженерных знаний не сможет создать прибор. Поэтому нужны  их совместные знания. А математические знания их обоих помогут им в разработке прибора или аппарата. Все больше новые методы лечения, даже некоторые новые лекарства, а также некоторые медицинские эксперименты моделируются и разрабатываются с помощью той же математики и компьютеров. Математика является не только мощным средством решения прикладных задач, но также и универсальным языком науки. Успешное изучение математики облегчает и улучшает изучение других учебных дисциплин.

Потому что математика воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности. Вот такие суждения привожу я для мотивирования студентов.

При проведении занятий по математике я стараюсь учитывать  метапредметные связи. Например, обобщающий урок по теме « Первообразная и интеграл» я провожу в виде деловой игры –конференции «Лейбниц и его роль в математике в современном мире». Для сбора материала по этой теме применяю интерактивный метод- работа в малых группах. Каждой малой  группе из 3-5 человек даю задание найти в Интернете сведения, одной группе  из биографии ученого Лейбница, другой о его научных работах, третьей об исторической обстановке в Германии того времени, четвертой найти стихи поэтов  о Лейбнице. Предлагаю найти задачи из физики и химии, которые решаются с помощью формулы Ньютона – Лейбница. Каждая малая группа делегирует на конференцию своего представителя. В результате на конференции выступают биограф, специалист по научной деятельности Лейбница, историк, литератор, физик, химик, менеджер  банка. Они выступают с сообщениями, которые подготовила их малая группа. Обычно, студенты обрабатывают большой информационный материал, обогащая себя знаниями. Литераторы узнают. Что поэт « серебряного века « В. Брюсов увлекался математикой и написал стихотворение к портрету Лейбница. Историки повторяют сведения  о том, что собой представляли  Германия и Россия эпохи Петра 1. Как Петр 1, отправившись с «Великим посольством» в Европу обучался не только корабельному мастерству, а попутно нанимал на службу к себе великих ученых, в том числе и Лейбница, который дал ему много полезных советов. Физики и химики получают возможность узнать о другом методе решения задач, нежели на уроках физики и химии,  о формуле для нахождения сложных банковских процентов. А эта формула не изучается на уроке, но применяется для решения сложного задания ЕГЭ. Целью данного урока является выработка умения собирать информацию, выделять главное, умение  представлять полученную информацию. Студенты учатся выступать публично, а это умение необходимо им при защите курсовой и дипломной работы. Такой урок, охватывающий большой материал из разных наук способствует формированию у студентов целостной картины  мира. А это одна из задач естественно – научных дисциплин.                                                       

Даю возможность проявлять творческие способности, предлагая составить викторину, кроссворд на заданную тему. Работая над проектами «Многогранники», « Нет сигарете», студенты изучали дополнительную литературу, отбирали нужную информацию, оформляли презентации, защищали их. В процессе работы малыми группами общались между собой  с помощью электронной почты, развивали коммуникативные навыки, учились выслушивать мнения друг друга, находить компромиссное решение, вырабатывали умение работать в команде. Некоторые студенты создают хорошие тематические презентации, которые я использую при проведении уроков как электронное пособие. Так как программа по математике очень плотная, некоторые темы даю для самостоятельного изучения. Учащиеся пишут рефераты по теме, которые я также использую как раздаточный материал на уроке. Они видят, что их труд приносит пользу другим. Это хороший мотив для самостоятельной деятельности.

В отправную точку системно - деятельностного подхода можно положить слова китайского мыслителя Конфуция «Что слышу - забываю; что вижу - помню; что делаю – понимаю». Потому что только четвертая часть услышанного остается в памяти человека, а увиденного -третья часть, услышанного и увиденного  одновременно- половина. А если учащийся вовлечен ко всему прочему в активные действия в процессе обучения, то в его памяти остается три четверти материала. Поэтому системно-деятельностный подход в обучении очень продуктивен.

Большое значение в системно-деятельностном подходе имеет рефлексия. Я предлагаю студентам в конце урока ответить себе: что узнал нового, что было трудно и т д, над чем нужно еще поработать. Если они привыкнут к рефлексии, то уже не будут терять время, отвлекаясь на посторонние дела, разговоры с соседом,  а будут стараться работать продуктивно.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что с помощью методов системно-деятельностного подхода осуществляется переход от простой передачи знаний от преподавателя к развитию способности учащихся самостоятельно ставить перед собой учебные цели, проектировать пути их реализации, работать с различными источниками, информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение.  А научить студентов  самостоятельно учиться и является главной задачей современного урока.

               

Список литературы

  1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
  3. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обу¬чению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.
  4. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.
  5. Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учеб. пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.

 

Оригинал работы:

Системно - деятельностный подход при обучении математике студентов СПО специальностей «Сестринское дело» и «Лечебное дело» (из опыта работы)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*