Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования сформулирована высшая цель образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Каждый преподаватель должен участвовать в духовном становлении своих учеников, должен стремиться создавать условия для развития высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Когда-то А.А. Ахматова написала: «Всего прочнее на земле печаль и долговечней – царственное слово». И на уроках литературы, работая с этим словом, я пытаюсь пробудить способность «слышать» и «видеть» живописность, красоту, музыкальность русского слова. Литература — это не просто учебная дисциплина с биографиями писателей и их произведениями, а целая страна. Именно художественная литература учит добру, любви, чувству прекрасного. Через образы русской классической и современной литературы подростки усваивают такие понятия, как: сострадание, милосердие, честь, чувство патриотизма. Главная задача преподавателя-словесника приобщить молодых людей к чтению, открыть мир литературы полно и широко, сделать урок литературы уроком откровения, душевного разговора, уроком постижения человеческой души.
Интерес к чтению можно вырабатывать не только во время уроков, но и во время внеаудиторных мероприятий, которые могут стать продолжением изучаемой на уроке темы, а соответственно и углублением знаний о жизни и творчестве того или иного писателя.
Внеаудиторная работа по литературе — это продолжение урока, это шаг вперёд в обогащении студентов знаниями, умениями, навыками. Правильно организованная и тщательно продуманная внеаудиторная работа способствует формированию духовных интересов, нравственного и эстетического идеала, гуманистического мировоззрения. Формы внеаудиторной работы разнообразны, и все они связаны между собой. В своей педагогической деятельности я использую: литературные экскурсии в музеи и библиотеки города, выставки творческих работ, игры, конкурсы, литературные викторины, литературные гостиные и литературно-музыкальные композиции. Такие формы работы через совместный труд, через общение дают возможность развития межличностных отношений, творческих способностей студентов. В целом форма литературно-музыкальной композиции предоставляет безграничный выбор тематики, исходя из интересов и степени подготовленности обучающихся. В их подготовке участвуют все. Кто-то подбирает музыку, кто-то рисует, занимается интерьером аудитории, кто-то читает наизусть стихотворения или принимает участие в инсценировках. Происходит общение со студентами как личностями духовно равными преподавателю. За последние несколько лет были подготовлены и проведены несколько литературно-музыкальных композиций, где происходит взаимодействие разных видов искусства: литературы, театра, музыки.
«Трагический тенор эпохи» (о жизни и творчестве А.А. Блока);
«Гений завтрашних времён» (к 195-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского);
«Нить судьбы» (о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака);
«И помнит мир спасённый» (ко Дню Победы).
При подготовке таких мероприятий преподаватель ориентируется на следующие цели:
В таких мероприятиях принимает участие большое количество студентов и у каждого есть шанс показать свои способности, музыкальные, ораторские, актёрские, танцевальные. Из опыта своей работы хочу отметить, что такие внеаудиторные мероприятия проходят всегда на эмоциональном подъёме. Процесс подготовки литературно-музыкальной композиции проходит ряд этапов.
Первый этап – подготовительный.
Второй этап – организационный.
Третий этап – презентация литературно-музыкальной композиции.
Л. С. Выготский считал, что литература – такая же жизненная реальность, как и сама жизнь. Она через воображение оказывает на человека такое же влияние, как и окружающая действительность. В литературе заложен бесценный опыт, дух нравственных исканий и обретений, поэтому главная задача преподавателя донести этот опыт до современных молодых людей.
В качестве наглядного примера приведу разработку литературно-музыкальной композиции о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака.
«Нить судьбы»
Цели:
Оборудование:
Вступительное слово преподавателя:
Представьте нашу жизнь без поэзии... Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Чтобы привлечь внимание общества к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству, полностью открытому людям, на 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии.
И сегодня накануне этого праздника мы поговорим о поэзии. Когда-то Евгений Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт». Действительно, судьба многих русских и советских поэтов складывалась трагично. Наша встреча посвящена творчеству замечательного поэта Бориса Пастернака. Вы узнаете об интересных фактах его биографии, услышите замечательные стихи.
Звучит песня И.Талькова «Памяти В.Цоя» (1-2 куплет)
1- ый ведущий
В 1958 году Нобелевская премия в области литературы была присуждена Борису Леонидовичу Пастернаку за «выдающиеся достижения в современной поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Но писателю не было суждено прочесть Нобелевскую лекцию, узнав о присуждении премии, он успел лишь отправить благодарственную телеграмму, а затем был вынужден отказаться от премии. Потому что общество устроило поэту настоящую травлю. Диплом и нобелевскую медаль вручили сыну писателя в 1989 году.
Чтец «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
2- ой ведущий
Борис Леонидович Пастернак родился в 10 февраля 1890 года в Москве. Дом, в котором его родители снимали квартиру находился в районе Тверских-Ямских и Оружейного переулка. Это было оживлённое предместье, где жили извозчики, ремесленники, железнодорожные рабочие.
В семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Пастернак-Кауфман часто устраивались музыкальные вечера, куда приглашались известные музыканты, писатели, художники: Поленов, Левитан, Серов, Скрябин, Л.Толстой.
1-ый ведущий
Все в этой удивительной семье были необыкновенно талантливы, порой казалось — излишне, сверх меры. Искусство сливалось с повседневным обиходом. Маленький Борис отличался чрезвычайной впечатлительностью. Внешний мир с болью вторгался в его игры и сны. Мальчику рано представлялось, что окружающая действительность требует от него ответа — осознания и воплощения. Работы отца, музыкальный мир состояний и образов, возникавший во время ежедневных занятий матери, были именно такой школой, стихией перевоплощения.
Поэт
«Главное моё потрясение — папа, его блеск, его фантастическое владение формой, его глаза, как почти у всех его современников, лёгкость мастерства, его способность играючи охватывать по несколько работ в день. И — несоответственная малость его признания...»
2-ой ведущий
Семейный уклад создал пожизненную привычку к ежедневной профессиональной работе, и в 70 лет Пастернак мог с удовлетворением сказать, что в его жизни не было попусту проведённого дня, когда бы он не работал. Однажды Пастернак заметил: «Талант даётся Богом только избранным, и человек, получивший его, не имеет права жить для своего удовольствия, а обязан всего себя подчинить труду, пусть даже каторжному». Это был человек необыкновенной работоспособности.
1-ый ведущий (фоном звучит музыка Ф.Шопен «Осенний вальс»)
Для юного Бориса источником мук и колебаний была проблема — чему посвятить себя. В детстве обучался живописи, затем готовился к композиторской карьере. С 1909 по 1913 год обучался на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета.
Путь к поэзии шёл через Марбург, куда Борис поехал на подаренные матерью двести рублей (заработанные репетиторством и жестокой экономией) изучать философию. Он ехал туда с искренним желанием всего себя вложить в науку — не замечая, что взгляд его на всё, в том числе и на маленький, древний город, - взгляд поэта, а не учёного.
2-ой ведущий
Во всё, что он делал, он вкладывал всего себя. И вдруг — прозренье, крутой поворот: учёные труды убраны со стола, давно ожидаемое приглашение от главы марбургской школы профессора Когена не замечено. С философией покончено. Рождаются удивительные, истинно пастернаковские строчки... Поэзию в нём пробудила любовь. В той первой любви он получил отказ - поэзия осталась с ним навсегда.
(музыка заканчивается)
Чтец «Свидание»
1-ый ведущий:
Борис Леонидович обладал гениальной способностью очаровываться — быть очарованным чем угодно и в любую минуту: падающим листом, встретившимся во время прогулки ребёнком, хмурым дождём, любым собеседником, как он говорил «всем-всем» - жизнью.
2-ой ведущий:
Борис Пастернак сумел глубоко пережить дух удивительного времени, конец 19 и начало 20 века, в котором, по словам русского художника Николая Николаевича Ге, творческая личность была решающей силой общества.
Пастернак сумел передать ту атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников. Лирические работы Бориса Леонидовича стали воплощением трагического счастья существования человека, одарённого разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данные ему временем.
Чтец «Быть знаменитым некрасиво»
1-ый ведущий (звучит медленная композиция)
Мечтою Пастернака как поэта было создание стихотворений, содержащих новую мысль или новую картину. Действительно. Каждое из его лирических произведений — это целый мир, раскрывающий нам с неожиданной стороны привычные понятия жизни. В поэзии Пастернака каждый предмет существует как бы сам по себе, живёт отдельной жизнью. Мир поэта — движущий мир, мир событийный, активный, живой.
Чтец «Февраль. Достать чернил и плакать»
(музыка заканчивается)
2-ой ведущий
Сложившуюся обстановку в конце 20-ых начала 30-ых годов в России Пастернак принимал с тревогой. И он стремился «заговорить» - эту тревогу, овладевшую умами многих. В это время поэт в своих произведениях выразил мужественную решимость писать, преодолевая трудности, жить, несмотря на опасности и трагические перемены.
Поэт
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!..
Но старость — это Рим который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
1-ый ведущий
Во времена, когда затягивали гайки и человека превращали в винтик бездушной машины, Пастернак оставался самим собой, он просто не входил в своё время. Он был патриотом, он очень глубоко чувствовал свою историческую связь с родиной. Он готов был простить своей родине все её недостатки - все, за исключением варварского сталинского режима. С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей. Смело отвечал на критику, отстаивал своё мнение самостоятельного художника. С осени 1936 года тон печати по отношению к Пастернаку резко изменился.
Чтец «Душа»
2-ой ведущий
Рубеж сороковых годов разделяет два периода творческого пути Пастернака раннего и позднего. В годы войны и сталинского террора «вечным спутником», духовным примером и собеседником Пастернака становится Шекспир. 1946 год. Один из труднейших для поэта, голодный, неустроенный, душный. А он пишет...
Поэт
«Ко мне полностью вернулось чувство счастья и живейшая вера в него, которая переполняет меня весь последний год. Я год за годом тружусь, как каторжный, и всегда мне всех...до слёз жаль. Словно все кругом несчастные, и только я один позволяю себе быть счастливым и, значит, у всех как бы на шее. И, действительно, я до безумия, невообразимо счастлив открытою, широкой свободой отношений с жизнью...»
1-ый ведущий (на фоне музыки Л. Бетховен «Свеча»)
В это время Пастернак попадает в число «опальных поэтов». Ему не дают печатать своих произведений, не дают работы — он живёт переводами и случайными статьями. Одного за другим теряет поэт близких по духу людей.
Личное творчество закончилось. Переводы стали не только источником заработка, но и давали ему нравственную опору. Было переведено 8 трагедий и несколько десятков сонетов Шекспира.
Поэт (сонет Шекспира № 66, перевод Пастернака)
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как, шутя, живётся богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену.
И вспоминать, что мысли заткнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывёт,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
(музыка заканчивается)
2-ой ведущий
Особенно интересно Пастернаку было работать с драмой Шекспира «Гамлет». Поэт нашёл в Гамлете своего духовного брата. Разворачивалась полная драматизма судьба писателя и рядом с нею, шаг за шагом, росла судьба его любимого героя. Пастернак и был Гамлетом 20 века. Мы восхищаемся переводами Пастернака. А он в минуту отчаяния напишет: «Переводы отняли у меня лучшие годы моей деятельности». В английской газете напишут: «Пастернак мужественно молчит». А он вспыхнет: «Откуда они знают, что я мужественно молчу? Я молчу, потому что меня не печатают»
Чтец «Гамлет»
1-ый ведущий
В поэзии Бориса Пастернака нет прошлого и будущего всё существует здесь и сейчас, может быть, этим и объясняется сильный эмоциональный ритм его стихотворений, не знающих деления на пространство и время. Поэт особенно дорожит переданным ему в наследство радостным мироощущением отца и преклонением перед величием природы и её создателем. Уверенность поэта в том, о чём он пишет, завораживает, заставляет читателя верить в то, о чём говорится.
Чтец «Зимняя ночь»
(на фоне музыки Л. Бетховен «Мелодия слёз»)
2-ой ведущий
Гениальные строки этого стихотворения стали символом всего творчества Пастернака. В них главное то, что составляло основу мировосприятия замечательного художника слова: бесценность и красота человеческой личности, брошенной с момента своего рождения в этот жестокий и прекрасный мир, где на равных уживается добро и зло, любовь и ненависть, метель и свеча.
Чтец «Не убегайте от своей любви»
(музыка заканчивается)
1-ый ведущий
Пастернак пишет роман, он торопится: он стар, он боится не успеть. Он пишет роман «Доктор Живаго», главное дело своей жизни. 1955 год, роман закончен, разослан в списках друзьям, получены первые отзывы. Книга отдана в печать в журнал «Новый мир». Однако редактор журнала Константин Симонов отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более чем на 30 лет.
Пастернак в мае 1956 года передал рукопись итальянскому радиожурналисту, а тот переслал её в Милан. Роман вышел на итальянском языке, а затем был переведён и на другие европейские языки.
2-ой ведущий
Так началась борьба семидесятилетнего человека с огромным государством. На писателя обрушились советские критики, называя его «воскресшим Иудой», ему угрожали окончанием карьеры, категорически отказывали в выезде за границу на вручение премии. В конце концов он был вынужден письменно отказаться от Нобелевской премии, после чего его лишили заработка и на родине, закрыв все переводные работы, и перестав печатать какие бы то ни было произведения.
Чтец «Нобелевская премия»
1-ый ведущий
Непосильное противостояние физически надломило Пастернака — и в 1960 году у него обнаружена запущенная опухоль в лёгких. Умер 30 мая 1960 года, похоронен в Переделкине, где жил в последнее время.
Видеозапись А. Галич «Памяти Пастернака»
2- ой ведущий
Прошли годы, издан роман «Доктор Живаго», печатаются стихи и проза Пастернака. Его читают, о нём много говорят и пишут. Сам поэт когда-то писал: «Вероятнее всего. Через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широчайшими основаниями направлялась моя деятельность … чем она дышала и питалась, чему служила»
(Звучит песня в исполнении студентов «Никого не будет в доме»)
1-й ведущий
Судьба Пастернака стала одной из самых удивительных в нашей литературе – с трагическим и героическим оттенком. Он уцелел при Сталине, отказавшись подписать ходатайство писателей о казни целой группы правых коммунистов, высидел годы в одиночестве Переделкина, получил Нобелевскую премию, стал из-за «Доктора Живаго» знаменитым на весь мир, любил Родину, и при этом терпел нелепые наставления – как ему жить и творить. Только в 1987 году Союз писателей СССР признал нелепость надуманных, приписанных Пастернаку нравственных грехов, и отменил постыдное решение о его исключении из Союза Писателей СССР.
Список литературы:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.