Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологические аспекты формирования социальной толерантности личности

10.10.2017 1074 1837
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Системный ценностно-психологический кризис, поразивший российское общество в 90-е гг. прошлого века и не исчерпанный и по сегодняшний день, негативно сказался на динамике социальных взаимоотношений, привел к резкому росту числа и агрессивности этнических, конфессиональных, идейно-политических конфликтов на территории нашей страны. В начале третьего тысячелетия проблема формирования толерантности является общепризнанным глобальным приоритетом. Сегодня очевидно: эффективное и динамичное общество возможно только там, где сложился высокий уровень толерантности.

Поэтому задача формирования толерантности является для современной российской Федерации одним из приоритетов социально-политического развития, особенно в работе с молодежью.

Ни для кого не секрет, что молодежная среда представляет собой благодатную почву для формирования экстремистских установок.  Дело в том, что молодежное сознание еще полностью не сформировано, а значит, идеологи экстремистских объединений и групп могут использовать этот фактор в своих целях - насаждая в молодежной среде выгодные им установки. Именно поэтому стоит говорить о том, что молодежь нуждается в повышенном внимании со стороны общественности  и государственных управленческих структур.  

Проблеме формирования толерантности в молодежной среде в разное время посвятили свои труды Асмолов А.А., Бондырева С.К., Золотухин В.М.,Клепцова Е.Ю., Тишков В.А. и др. Проанализировав труды названных и других авторов, мы попытались дать ответ на вопрос: что же привлекает молодежь в экстремизме? По данному поводу считаем актуальной мысль о том, что на начальном этапе молодого человека может привлечь оригинальность, альтернативность, или агрессивность жизненного стиля, ведь это все вполне соответствует  социокультурным установкам молодежного возраста. Но затем, попадая под влияние экстремистских объединений, молодые люди нередко подвергаются юридическим санкциям, происходит ломка личности молодого человека. В свете вышесказанного стоит говорить о том, что молодежная среда является уникальным объектом социального управления, потому что подвержена многочисленным рискам в силу действия социальных, социально-психологических и социокультурных факторов. Следовательно, проблема, затрагиваемая в данном исследовании действительно актуальна.

В последнее время тема толерантности все чаще становится наиболее актуальной и широко востребованной во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разных проблем, связанных с отношениями людей. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние годы  понятие толерантности стало международным термином. В Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, содержание принципов терпимости раскрывается в следующих характеристиках:

уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самоуважения и проявления человеческой индивидуальности;

единство в многообразии;

достижение мира, переход от культуры войны к культуре мира;

активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и торжеству права.

Оксфордский словарь дает одно из предельно широких по содержанию, но достаточно лаконичных по форме определение термина «толерантность»: «готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь».

В Советском энциклопедическом словаре понятие определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

В русском языке существуют два слова со сходным значением – «толерантность» и «терпимость». Термин «толерантность» обычно используется в медицине и гуманитарных науках, и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более привычное всем нам, употребляется в обыденной речи и означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Исследователь В.М. Золотухин рассматривает понятие «терпимость», как отношение, характеризуется посредством соотнесенности совершаемых поступков с их моральной значимостью, оказывающей положительное или отрицательное воздействие на «общечеловеческое».

Следовательно, на основе проведенного анализа значения терминов «толерантность» и  «терпимость», не находится достаточно четкого разделения границ между ними. Тем не менее, в вышеперечисленных определениях терпимость рассматривается как составная часть толерантности, а последняя, в свою очередь, считается более «широким» понятием.

Стоит отметить, что сама природа и проблема толерантности связаны с существованием различий и противоречий, а также возможностью конфликта. Но толерантность не позволяет этой возможности не только не реализоваться, но и даже проявиться.

Толерантность вовсе  не универсальная категория, ведь  ее содержание и границы, а также число адаптеров среди граждан различаются не только в историческом аспекте, но и в зависимости от культурной традиции, состояния общества и многих других факторов. Другими словами, терпимость к инаковости не является вневременной категорией и биосоциальной характеристикой человека и общества.

Что же такое толерантность для человека? Это способность индивида без возражений и противодействий воспринимать отличающиеся от его собственного мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов.

Так установка толерантность должна носить характер индивидуального добровольного выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие толерантность - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.

Толерантные установки и действия могут не совпадать в своих проявлениях на уровне личности и общества и даже на уровне отдельной личности.

Толерантность и интолерантность - одни из наиболее существенных явлений и поведенческих характеристик индивида. Их можно охарактеризовать как:

взаимообратимые понятия (чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен, и наоборот);

особые отношения, которые формируются на основе оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с ним;

отношения, наполняемые дополнительными эмоциями (дружелюбие, общительность, радость, гнев, досада, злость);

характеристика конкретного поведения индивида в той или иной ситуации, а также характеристика стиля его поведения в целом.

Толерантность не является  врожденным групповым или индивидуальным свойством человека, а представляет собой постоянное и направленное усилие на конструирование определенного отношения и на его основе осуществление определенных личностных и общественных норм поведения.

Значит толерантным отношением считается такое отношение, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия, принуждения или давления, а лишь посредством взаимодискуссии и убеждения.

Наличие установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, особенно в молодежной среде, противодействие экстремизму в различных его проявлениях имеют для многонациональной России особую актуальность, которая признается  и на государственном уровне.

Сегодня по-прежнему важной является задача по разработке и реализации единой государственной политики по формированию толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде. Решение этой задачи требует скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств, опоры на общественные движения. В 2001 году Правительством РФ была разработана и предложена  Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая реализовывалась до 2005 года.  Подобные программы успешно реализуются и сегодня во многих демократических странах, как правило, под эгидой первых лиц государства (президенты, премьер-министры), а также рядом международных гуманитарных организаций. В российской Федеральной целевой программе толерантность связывается с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. В Программе отмечалось, что  установки толерантности молодого поколения необходимо формировать при помощи СМИ, а проявления ксенофобии в средствах массовой коммуникации отслеживать и каким-либо образом противодействовать им.

Такое социально-модернизационное видение нашло свое яркое отражение в миссии американской программы «Teaching Tolerance»: «Для нас толерантность – это образ мысли и чувства, но что гораздо важнее это образ действия, который дает каждому из нас шанс не бояться своей индивидуальности, уважать других и получать уважительное отношение в ответ, быть мудрым, чтобы найти настоящие человеческие ценности и храбрым, чтобы хранить их…».

Главным в данной программе является три составляющие: «образ – ценности – поступок», представляющие собой  инструментальное основание современных концепций развития толерантного сознания и поведения.

В центре такой концепции «человека толерантного» лежит идея широкой личностной социализации, «поликультурного образования», которое «должно способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными группами…».

Резюмируя вышеизложенное можно констатировать, что обеспечение успешности формирования толерантности личности обуславливается множеством факторов, в числе которых активизация использования социально-психологических аспектов воздействия, расширение и углубление религиозной культуры учащихся и др. 

Толерантность представляет собой интегративное качество человека, включающее в себя взаимообусловленные и взаимодополняющие компоненты когнитивной, аффективной и поведенческой сфер, основанное на ценностном отношении к людям как представителям иных социокультурных групп и проявляющееся в активной жизненной позиции человека, предполагающей расширение личностных ценностей за счёт конструктивного взаимодействия с другими культурами, формами самовыражения и способами проявления человеческой индивидуальности.

 

Оригинал работы:

Психологические аспекты формирования социальной толерантности личности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*