Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременный этап российского общества носит характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличии противоречий, проявляющихся на всех уровнях, но семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.
Резкие изменения за последние 10−15 лет привели к ухудшению материального обеспечения семьи. Перестройка экономических отношений в России отбросило эти семьи за грань среднего прожиточного минимума, разрушило их стереотип самовосприятия, поселило в них неуверенность, низкую самооценку. Таким образом, социализация ребёнка в семье напрямую связана с её экономическим положением. Современное развитие российского общества вызывает естественную растерянность большинства семей, озабоченных поиском своего места в новой социальной экономической системе.
Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом для детей, и тогда для детей становится кругом общения сообщество с асоциальной ориентацией. Как правило, подросток идёт на улицу и сближается с себе подобными достаточно быстро. Впоследствии возникают группы социального риска.
Материальная дестабилизация семьи влияет на физическое здоровье ребенка в российской семье, на демографическую ситуацию в России.
Социализация детей воспитывающихся в малообеспеченной семье должна носить комплексный, а так же профилактический характер.
В современных условиях семье необходимо оказывать социальную, материальную поддержку при тесном взаимодействии социальных групп, индивидов, институтов власти, общественных организаций для усиления социального статуса человека, его роли в общественной жизни, условий жизнедеятельности, материального благосостояния и образа жизни.
Малoимущей считается семья, среднедушевoй дoхoд кoтoрoй ниже прoжитoчнoгo минимума, устанoвленнoгo в сooтветствующем региoне. Oбязательным услoвием является тoт факт, чтo в слoжнoе материальнoе пoлoжение такая семья пoпала пo независящим oт нее oбстoятельствам.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое состояние общества. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи — все зависит от социальной политики государства. Социализация в семье зависит от состава семьи. Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% — средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% улица. На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых крупных изменений, таких как организация системы, кризис политической и экономической системы.
Семья — это важнейший институт социализации. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, девушек, взрослых, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Уклад отношений в семье в современных условиях за последние 60 лет разительно изменился. Если раньше неработающая мать могла заниматься воспитанием детей, то сегодня с изменением общественной жизни изменились и отношения внутри семьи.
Таким образом, стрессовое состояние в обществе, экономическое неблагополучие отражается, негативно на выполнении важнейшей функции семьи как института социализации ребенка.
Первый компонент социальной адаптации семьи — материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.
Второй компонент социальной адаптации семьи — ее психологический климат — более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологический статус, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.
В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением. Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-психологический статус семьи оценивается как высокий.
Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, т. е. снятия стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи.
Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками. Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический статус семьи считается средним.
Третий компонент структуры социальной адаптации семьи — социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.
Четвертый показатель — ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то — средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус — низкий. Таким образом, на основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи и её членов в обществе.
Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.
Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.
Остановимся на характеристике каждой из составляющих.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь семье в обучении и воспитании детей.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Деятельность педагогических коллективов предусматривает просвещение родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания:
Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком — посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту.
Коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.