Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Портфолио как средство оценки личностных достижений учащихся

04.10.2017 706 1280
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

На сегодняшний день все общеобразовательные программы в школах направлены на личностно-ориентированные технологии. В свою очередь технология личностно-ориентированного обучения – это системная категория, имеющая определенные структурные элементы: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик и учитель, результат деятельности.

Личностно-ориентированное обучение имеет глубокие корни. Данным вопросом занимались такие ученые как К. Д. Ушинский, А. В. Мудриков, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, М. Е. Кузнецов и др. Основной задачей личностно-ориентированного обучения является развитие личностных способностей учащихся, раскрытие природного дара растущего человека.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является личность и её развития в специально организованных условиях. Она рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. науками. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного, всестороннего развития личности в процессе обучения и воспитания.

Всестороннее развитие личности – это сложный, многоплановый процесс, включающий в себя развитие и формирование духовного, умственного, физического и социального компонентов личности.

Отношение социального и биологического в формировании и поведении личности сложны и оказывают неодинаковое воздействие на неё на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

Л. С. Выготский считал, что развитие личности – сложный процесс, имеющий свои определенные стадии, но переход на следующую стадию с первого момента жизни ребенка совершается не только биологическими законами адаптации организма к среде, но и под действием системы обучения. По Л. С. Выготскому развитие – это возникновение нового. Поэтому стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т. е. теми качествами и свойствами, которых не было раньше.

В. В. Давыдов определяет субъекты учебной деятельности как учащегося, способного «совершенствовать, учить самого себя. Это значит строить отношения с самим собой, как с «другими»: вчера думавшим не так, как сегодня, умевшим меньше, не понимавшим того, что сегодня стало понятно».

Развитие личности по Б. Г. Ананьеву – это совокупность процессов качественного изменения психологической целостности человека, усовершенствование его функциональной готовности, формирование новообразований, которые обеспечивают личности возможность решать свои жизненные проблемы. В процессе взаимодействия личности и условий среды, в структуре психики ребенка происходят качественные изменения.

Изменения, возникающие в личности, происходят благодаря борьбе противоречий. Противоречия – являются движущей силой развития личности, разрешение которых происходит через формирование более высоких уровней деятельности и появление новых потребностей.

Можно сделать вывод о том, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами и причинами, влияющими на них. Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями.

К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Материальной основой жизни ребенка является организм. Физическое развитие ребенка – это процесс роста его организма, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности.

Психические свойства личности определяются эмоциональным, духовным развитием. Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что приводит к очередному изменению.

Влияние наследственности и среды изменяется воспитанием. Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентиров.

Эффективность воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. И. Кант утверждал: «В детях заключено много задатков, и наша задача – пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения».

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме достижений учащихся. Традиционный – рассматривает достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений, навыков, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки.

Большее внимание уделено учебной деятельности, а диагностика достижений представляет собой фиксацию уровня обученности учащихся, которая характеризует уровень освоения знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности.

Второй подход – признание необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований.

В течение десятилетий в отечественной системе образования главенствовал традиционный подход к оценке достижений учащихся. Существовало несколько причин:

1)социоцентрический характер образования – главная цель формирование исполнителя;

2)искусственное деление единого педагогического процесса на обучение и воспитание – на два составляющих, каждому характерны собственные цели, средства, результаты, субъекты деятельности.

Гуманистическое образование ориентировано не столько на результат, соотносимый с определенным стандартом, сколько на личностные достижения учащихся:

  • степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности;
  • личностное продвижение учащихся в процессе освоения ЗУН, развития психических процессов, личностных качеств.

Достижения учащихся складываются из личностных и учебных достижений учащихся. Личностные достижения – характеристика личности, отражающая степень ее социализации, т. е. взаимодействие человека с обществом (спортивные, творческие и др. достижения учащихся).

Учебные достижения – это те знания, умения, навыки, которыми учащийся овладел на данный момент времени. Учебные достижения входят в личностные достижения. Достижения учащихся объединяют в себя степень социализации и уровень сформированности конкретных знаний.

Учителя современных школ большое внимание уделяют диагностике учебно-воспитательного процесса. Достижения учащихся зависят от условий протекания учебного процесса и уровня развития учащихся. После завершения каждого этапа обучения и воспитания, необходимо узнать какие результаты достигнуты; насколько эффективным был процесс; что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать повторно.

Результаты диагностики необходимо проанализировать и сделать вывод по каждому ученику. В современной школе больше внимания уделяется формированию нравственных качеств личности, развитию творческого, художественного потенциала.

Воспитание и обучение это взаимосвязанные между собой компоненты педагогического процесса. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень. На воспитании основывается развитие человека. В педагогическом процессе необходимо учитывать все условия, влияющие на развитие личности как внешние, так и внутренние. Личностные достижения и учебные достижения, дополняя друг друга, образуют единое понятие – достижения учащихся.

Из всего многообразия средств контроля и оценки личностных достижений учащихся «Портфолио» наиболее всего отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения.

«Портфолио» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

«Портфолио» имеет свои положительные качества: самооценка результатов, систематичность и регулярность самомониторинга, структуризация материалов «Портфолио», логичность и лаконичность всех письменных пояснений, аккуратность и эстетичность оформления «Портфолио», целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфолио» материалов, наглядность и обоснованность презентации «Портфолио» ученика.

Умелое использование «Портфолио» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.

«Портфолио» рассматривается как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся. Основной смысл «портфолио» – дать возможность самому ребенку показать всё, на что он способен.

Педагогическая ценность «Портфолио»

-смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;

-интеграция количественной и качественной оценок;

-перенос педагогического акцента с оценки на самооценку;

«Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

-поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

-поощрять их активность и самостоятельность;

-развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся;

-формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

«Портфолио» рассматривается еще и как форма социального партнерства – это нестандартная форма взаимодействия детей, родителей и педагогов.

 

Оригинал работы:

Портфолио как средство оценки личностных достижений учащихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*