Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Основы компьютерной грамотности педагога как фактор повышения профессионального статуса

02.10.2017 1946 3199
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Вычислительная техника стала неотъемлемой частью повседневной жизни XXI века. Использование компьютеров в различных областях жизнедеятельности (от музыки и фотографии до банковских услуг и обмена информацией) привело к изменению образа жизни и профессиональной деятельности современного человека.

На сегодняшний день нет ни одной отрасли экономики, промышленности или сферы социальной деятельности, где бы ни использовались средства вычислительной техники. Успешное развитие во многом зависит от повсеместного применения компьютеров, позволяющих обрабатывать информацию любого вида с наибольшей эффективностью. В современном информационном обществе одним из основных профессиональных навыков, необходимых для достижения успеха в бизнесе и карьерного роста, является умение пользоваться компьютером. Всеобщая информатизация российского общества – распространение услуг электронного правительства, электронное обучение, телемедицина – делает востребованными навыки работы на компьютере во всех возрастных и социальных группах.

Компьютеры изменили способ ведения людьми деловых операций и выполнения ими своих повседневных задач. С помощью компьютера можно вести месячный бюджет, составлять деловые отчеты, работать над проектами, слушать музыку, смотреть фильмы и даже создавать чертежи так же, как это делается на бумаге. Для работы на компьютере не нужно обладать обширными техническими познаниями. Практически любой человек может научиться этому. Единственные требования – это наличие терпения и желания.

Готовность педагога к инновационной деятельности  в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) является внутренним условием его профессиональной творческой самореализации. Сегодня, когда заработали механизмы внедрения инноваций в образовательные учреждения (использование ИК технологий, использование метода проектов, портфолио педагога, современные образовательные программы), педагогическая наука пришла к идее об органичном сосуществовании режимов функционирования и развития традиционного и инновационного обучения. Для обеспечения качественного диалога между учреждением профессионального образования и социумом, распространения информации о содержании деятельности учреждения используется современная электронная технология – представление информации на сайте. Феномен инновации и творчества превращается в естественную составляющую учебно-воспитательного процесса развивающегося образовательного учреждения, позволяет создавать единое образовательное пространство. В последние годы мы сместили акценты в своей работе в сторону открытости, формирования новых традиций и ценностей,  стереотипов. Работники не сумевшие сменить приоритеты ушли, приходят новые люди. Сдвиги в корпоративной культуре учреждения начались с изменения в организационном климате. Поощряется поиск, инициатива. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе.  Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

Современные цели подготовки будущих учителей технологий в процессе глобальной информатизации, определяются необходимостью формирования основ информационной культуры будущих специалистов, предпосылкой которой является компьютерная грамотность. Переход современной высшей школы на новое содержание и возрастание роли учителя в формировании составляющих общекультурных компетенций студентов обусловил необходимость исследования вопроса готовности педагога к использованию компьютера. Практика показывает, что на современном этапе развития образования еще существуют противоречия между необходимостью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и готовностью учителей к использованию этих технологий. Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы профессиональной подготовки учителей в области информационных технологий постоянно находятся в центре внимания ученых, обсуждаются на различных конференциях и определяются разными концепциями. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что предметом исследований многих ученых является педагогический потенциал информационных технологий. В частности, проблемы формирования компьютерной грамотности и информационной культуры учителей освещены в работах Н. В. Апатова, Л. П. Бабенко, В. В. Борисова, Б. С. Гершунского, М. И. Жалдака, Н. Г. Джинчарадзе, А. Ю. Каджаспирова, Г. М. Каджаспировои, В. М. Монахова, Н. В. Морзе, Н. Г. Ничкало, В. М. Оксмана, О. М. Пехоты, Ю. С. Рамського, Г. К. Селевка [1,2,3,4] и других. Вопросам подготовки учителя технологий в условиях информатизации образования уделяется внимание в работах С. С. Батурина, В. В. Борисова, И. Вильш,. О. М. Коберника, В. К. Сидоренко, В. В. Стешенко, С. Н. Яшанова. В. В. Борисов, И.Вильш и С. С. Батурин, изучая проблему информационной культуры учителя, обращают внимание на то, что процессы глобализации, которые изменяют идеалы и мировоззрение людей, трансформируют ценности социального статуса и социальных институтов, власти и авторитетов, традиций, обычаев, пространства и времени. Необходимость введения и изучения понятий «информационная культура», «компьютерная грамотность» исследователи подтверждают потребностями современности и требованиями будущего. Компьютерная грамотность, как составляющая готовности к использованию информационных технологий, определена в работах А. П. Ершова, Г. М. Ильмушкина, В. А. Каймина, И. А. Негодаева, Н. М. Розенберга, Н. Д. Угринович и др. Данные современных исследований — Л. В. Белецкий, Н. Г. Джинчарадзе, Ю. А. Дорошенко, М. И. Жалдака, Н. В. Морзе, О. В. Суховирського, М. Ф. Юсуповой, С. М. Яшанова и др. подтверждают необходимость внедрения информационных технологий в подготовку будущих учителей и одновременно указывают на недостаточный уровень овладения студентами компьютерной грамотностью. В статье определена роль компьютерной грамотности как составляющей подготовки будущих учителей технологий; выделены и охарактеризованы критерии и компоненты компьютерной грамотности в свете требований современного мира. Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Польская исследователь Иоланта Вильш убедительно доказала, что труд человека в будущем все больше и больше будет связан с информацией и оперированием нею. И.Вильш выделяет следующие необходимые умения: - «умения поиска информации; - умения хранить информацию; - умения преобразовывать информацию; - умения использовать измененную информацию; - умения создавать собственную информацию; - умения противодействовать воздействию информации, которая уменьшает возможность влиять на окружение; - умения оценивать собственное состояние; - умения оценивать состояние других людей». Содержание элементарной компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг. и, согласно Г. К. Селевко, включало: знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек; владение каким-либо текстовым редактором; наличие первоначального опыта использования прикладных программ утилитарного назначения и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования. Однако в этом случае не полностью разрешается проблема адресного профессионального использования информационных технологий в подготовке специалиста. Понятие компьютерной грамотности появилось вместе с введением в школу предмета информатики. Как отмечал академик Е. П. Велихов, цель обучения предмету «Основы информатики и вычислительной техники» можно сформулировать как достояние учениками компьютерной грамотности, что включает в себя начальные фундаментальные знания в области информатики, знания и навыки, относящиеся к простейшему использования компьютеров, умение писать простые программы, представление о возможности и сферы применения ЭВМ, о социальных последствиях компьютеризации». Очевидно, каждый из указанных компонентов не может иметь устойчивого содержания, как и приведенный перечень не может оставаться неоспоримым и неизменным. В этом и заключается диалектическая сущность конкретных целей обучения, которые со временем меняются. Что же представляет собой компьютерная грамотность? Можно ли сопоставить ее с обычной грамотностью? Ведь существуют более или менее устойчивые критерии — умение читать, писать, считать и т. д. Теперь, когда опыт компьютерного просвещения только начинает накапливаться, обобщаться и анализироваться, однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно. Поэтому правомерно выделять несколько уровней компьютерной грамотности. Конкретное их разграничения может осуществлять различным образом. Приведем в качестве примера вариант классификации уровней компьютерной грамотности, предложенный американским специалистом Д. Норманом: знакомство с основными понятиями электронно-вычислительной техники: алгоритмы, программы, архитектура ЭВМ, базы данных, сети ЭВМ и т. д., и принципами ее применения; - умение применять ЭВМ; - умение программировать; - разработка общих принципов и методов программирования. Из приведенных уровней только первые три следует обсуждать в связи с проблемой компьютерной грамотности. Последний уровень далеко выходит не только за эти рамки, но и за пределы возможностей большинства программистов-профессионалов, потому, что к нему могут быть соотнесены только те немногие специалисты высочайшего класса, во многом определяющие нынешнее состояние и пути развития теории программирования. При рассмотрении процесса программирования, как одного из компонентов компьютерной грамотности, необходимо уточнение подхода к данной проблеме, так как она имеет множество градаций. Профессиональный программист, который разрабатывает сложные программы, имеет такое же отношение к компьютерной грамотности, которое выдающийся писатель имеет к грамотности обычной. Поэтому применительно к компьютерной грамотности будущего учителя технологий, правомерно говорить об умении составлять значительно простые программы, непосредственно те программы, которые напрямую связаны с профессиональной деятельностью специалиста. Более того, это умение далеко не всеми рассматривается как обязательный элемент компьютерной грамотности. Действительно необходимым уровнем является умение в достаточно четкой форме представить структуру задачи, указать на ожидаемые результаты, возможные трудности и т. д., другими словами, дать математику-программисту наиболее полное содержание описания проблемы, необходим для разработки адекватной и эффективной программы ее решения. Итак, в рамках предложенных выше критериев к компьютерной грамотности, очевидно, только первые два (знание общих принципов и владение навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности) и, возможно, знание основ программирования и умение писать относительно простые программы. Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью можно понимать умение вычислять, читать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютеров. Признак высокой грамотности, уже сформировавшейся — самостоятельность и эффективность работы с применением компьютеров. Не смотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» довольно широко используется — вопросом его формулировки мало кто занимался всерьез. Содержание понятия компьютерная грамотность менялось с развитием средств вычислительной техники и появлением информационно-коммуникативных технологий. Исходя из теоретического исследования, нами было взято за основу следующие определения термина «Компьютерная грамотность»: Компьютерная грамотность — владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества.

 

Оригинал работы:

Основы компьютерной грамотности педагога  как фактор повышения профессионального статуса




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*