Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы организации производственного обучения

29.09.2017 4955 10154
Андреев Евгений Витальевич
Андреев Евгений Витальевич, преподаватель

Вельский сельскохозяйственный техникум им. Г.И.Шибанова

Учебные заведения системы профтехобразования вот уже много лет остаются основными учебными заведениями, где обучают рабочим профессиям и специальностям. Правильный выбор и применение эффективных методов дидактических средств производственного обучения являются решающими в осуществлении этой задачи. Необходимо, чтобы выпускник был подготовлен, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти новые умения должны наращиваться на приобретенные ранее, базовое образование - всего лишь необходимый минимальный фундамент, который будет способствовать в дальнейшем успешному трудоустройству и социальной активности человека.

Производственное обучение занимает главное место в системе формирования специалиста.

Основными направлениями совершенствования производственного обучения являются:

-соединение обучения с производительным трудом обучающихся;

-формирование у обучающихся умений и навыков применения в работе современной техники и технологий, передовой производственный опыт;

-разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;

-применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование прочных профессиональных умений и навыков;

-развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления;

-выработка умений применять знания в производственных условиях;

-формирование навыков самоконтроля;

-комплексное использование наглядных пособий, технических средств обучения и информационных технологий.

Следует отметить, что в современной методической литературе производственное обучение рассматривается как  часть учебного процесса, которая включает деятельность преподавателя – инструктирование и деятельность обучающихся – учение.

Содержание деятельности преподавателя по руководству производственным обучением обучающихся зависит от конкретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обучения.

Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами.

Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучающихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий.

Основной формой организации производственного обучения обучающихся в учебных мастерских и на учебно-производственных участках предприятий является урок.  При урочной форме организации обучения все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры – вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

Цель урока производственного обучения заключается в том, чтобы студенты на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. В результате трудовой деятельности учащихся на таком уроке производится какой-либо материальный продукт труда. Его изготовление, как правило, предъявляет к учащимся совершенно новые требования. Учащимся недостаточно просто запомнить или заучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель –не запоминание информации, а умение ее переработать и применять на практике.

Специфика проведения уроков производственного обучения отражается в следующих факторах:

-временном (занятие продолжается 2 часа);

-содержательном (обучение проводится в процессе производительного труда учащихся в процессе создания ими материальных ценностей);

-методическом (преобладающую часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельностью учащихся);

-организационном (необходимы условия обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создание перспективы другим).

При урочной форме все учащиеся группы находятся под наблюдением мастера. Это методически благоприят­но при общегрупповом (фронтальном) обучении, когда все студенты группы в течение учебного дня выполняют одинаковые задания.

Урок не может являться основной формой производственного обучения на предприятиях, т.к. он не обеспечивает возможность реализовать требования к урочной организации учебного процесса в силу специфики производства. Поэтому для обучения студентов в условиях производства применяются следующие неурочные формы производственного обучения:

-обучение в составе ученических бригад;

-обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;

-индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим.

Кроме этих форм обучения применяются производственные экскурсии, обучающимся поручается выполнение домашних заданий. Основные дидактические цели домашней работы в профессиональном обучении заключаются в следующем:

-повторение по учебнику учебного материала, изучение опыта работы передовиков, новаторов по опубликованным материалам;

-изучение инструкционных и технологических карт, самостоятельная разработка технологических процессов, изучение схем, инструкций и правил по обслуживанию машин, оборудования.

Главной задачей преподавателя является его способность научить. Научить студента работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, для того чтобы он в дальнейшем получал не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда. В своей деятельности преподаватель должен придерживаться принципа, сформулированного А.С. Макаренко: как можно больше уважения к человеку, как можно выше требовательность к нему.

Прогрессивной формой организации педагогического труда мастера производственного обучения является такая, когда он выполняет функции и мастера, и преподавателя - мастер-преподаватель. Здесь возможны два варианта:

1)мастер, закрепленный за группой или учебной мастерской, по расписанию ведет уроки специальных предметов (если он имеет соответствующую подготовку). При этом значительно повышается уровень и степень связей теории и практики;

2)мастер самостоятельно, один проводит все совмещенные, интегрированные уроки производственного обучения и специального предмета.

Я провел практическое исследование при помощи анкетирования в режиме констатирующего эксперимента. В исследовании приняло участие 15 респондентов из государственного автономного образовательного учреждения профессионального образования Архангельской области «Вельский сельскохозяйственный техникум».

В ходе анкетирования мы выявили, что:

-в исследовании приняли участие большинство специалисты от 40 до 50 лет (40%);

-большинство респондентов женского пола (90%);

-с высшим уровнем образования (90%);

-со стажем более 10 лет;

-специалисты в равной степени используют индивидуальные и бригадные формы организации учебно-производственного труда – по 45%. В меньшей степени (10%) используются фронтально-групповые формы организации.

Исходя из диагностики видно, что специалисты техникума используют разнообразные формы организации учебно-производственного труда.

Многообразие применяемых в профессиональном учебном заведении 0организационных форм обучения не исключает единства требований к ним. Актуальны и значимы мысли Ж.Ж. Руссо о том, что час работы научит больше, чем день объяснений. Поэтому важнейшим требованием к любой организационной форме обучения и критерием ее эффективности является создание условий, обеспечивающих либо совместную с преподавателем, либо самостоятельную, но обязательно развивающую деятельность.

 

Список информационных источников

  1. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования:в 2 т. / Н. А. Морева. – М.: Академия, 2008. – Т.1: Дидактика. – 432 с.
  2. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред.проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М.: Мастерство,2001. – 272 с.
  3. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.

 

Оригинал работы:

Формы организации производственного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*