Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Культурно-нравственное воспитание студентов среднего медицинского профиля

26.09.2017 1967 7689
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви.

Любить должен учитель, врач, священник.

Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют.

Профессиональные навыки нужны им не более чем лопата землекопу.

Всему остальному учит любовь и её дети:

сострадание, внимание и жертвенность.

 

Протоирей Андрей Ткачев.

 

Под духовно-нравственной культурой личности понимается сложное образование, качественные характеристики сознания и самосознания личности, отражающие целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

В прямой зависимости от выделенных условий находится проблема формирования духовно-нравственной культуры личности будущего специалиста.  Это объясняется тем, что современное поколение студентов живет в условиях быстрой смены событий общественной жизни, динамичных перемен и противоречивых тенденций в развитии общества, нарастающего потока информации.

Культурно-нравственное воспитание – это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих развитие духовно-нравственной культуры студента, процесс повышения степени освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры, приобщение студентов к нравственным ценностям, развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению. На практике это означает воспитывать у молодежи устремленность к творческому началу в любом деле и любой профессии, акцентируя внимание не только на материальной заинтересованности, но и на духовном воплощении своих интересов и потребностей.

Нравственное воспитание определяется как единый процесс воспитания:

–нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

–нравственного облика (терпения, милосердия),

–нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

–нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).

Воспитание будущих медицинских работников имеет свои особенности. Медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Формирование требуемой духовно-нравственной культуры лежит в основе воспитательной деятельности в подготовке специалистов в образовательном учреждении медицинского профиля. В современной медицине усиливается значение морально-этического фактора. Это связано с тем, что медицинские технологии ставят специалиста перед необходимостью делать нравственный выбор при решении профессиональных задач, затрагивающих личность или здоровье больного. Таким образом, перед нашими преподавателями стоит важная задача воспитания не только компетентного специалиста, но и духовно развитой личности с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями.

Ценности как основа нравственного воспитания будущего специалиста выражают целевые ориентации человека. Ключевым личностным смыслом в данном случае выступает понимание человеком смысла своей жизни.

Для успешного выполнения профессиональной деятельности специалист должен владеть определенными ключевыми компетенциями и необходимыми личностными качествами, значимыми для будущей профессии. В процессе подготовки специалистов профессиональные качества становятся личностными, а личностные качества помогают реализоваться в профессии. Современный студент во все большей степени становится суверенным как личность. Он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, стартовые условия вхождения студентов в самостоятельную жизнь значительно ухудшились.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры является важным и сложным направлением в процессе подготовки специалистов среднего профессионального звена. Чем более высока духовно-нравственная культура будущего специалиста, тем выше его социальная востребованность, социальная значимость для общества.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни студентов: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности. Сегодня эта проблема в системе современного воспитания имеет еще большее значение.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Современный студент во все большей степени становится суверенным как личность. Он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, стартовые условия вхождения студентов в самостоятельную жизнь значительно ухудшились. Процесс адаптации выпускника медицинского техникума в современных условиях проходит крайне сложно. Это связано с: низким престижем профессии медицинского работника; низким уровнем заработной платы; плохой организацией рабочего места; отсутствием социальной защиты и т. д.

Воспитание в медицинском техникуме имеет свои особенности, т.к. медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Поэтому формирование требуемой духовно-нравственной культуры становится основой воспитательной деятельности при подготовке специалистов в медицинском ССУЗе.

В процессе воспитания и обучения в медицинском техникуме каждый студент должен получить реальное представление о выбранной профессии, необходимые базовые знания, умения, позволяющие ему осознать себя в профессии, обществе.

Воспитание в рамках профессиональной подготовки средних медицинских работников должно обеспечить усвоение студентами нравственную составляющую профессиональной деятельности, сформировать такие личностные качества, как умение адекватно воспринимать действительность и способность к социально значимой деятельности, чувство ответственности и долга, высокую нравственную культуру.

Формирование образа будущей профессии и важных профессиональных качеств у студентов медицинского техникума необходимо начинать с первого года обучения, выстраивая в соответствии с этой целью учебный процесс и вне учебную деятельность, максимально используя весь воспитательный потенциал образовательного учреждения, чтобы в будущем у части выпускников не возникло неудовлетворенности, разочарованности и желания уйти из профессии.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Воспитание у подрастающего поколения россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных, исторических, духовных, культурных ценностей стоит в ряду главных задач образовательных учреждений. Духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Духовно-нравственное воспитание студентов направлено на повышение статуса духовности и нравственности в системе учебно-воспитательной деятельности техникума  и имеет целью формирование духовности как фундаментального качества личности, определяющего ее позицию, поведение, отношение к себе и окружающему миру.

 

Литература

 

1.Жарковская, Т. Г. Организация духовно - нравственного образования

 средствами различных учебных дисциплин / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. - № 10. - с. 49 - 53.

2.Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. с. 14 - 19.

4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ .

5.Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psychology.ru/library/00005.shtml

6.Семёнова Г.А. Философские основы диалога [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://standart.edu.ru/

7.Философия Учебник / Под ред. В.Д. Губина [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.gumfak.ru/filos_html/gubin/conten.shtml

8.Электронная библиотека философа [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

 

 

Оригинал работы:

Культурно-нравственное воспитание студентов среднего медицинского профиля




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*