Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современный урок из опыта работы преподавателя «Анатомии и физиологии человека» Трубниковой Надежды Григорьевны

26.09.2017 960 1932
Трубникова Надежда Григорьевна
Трубникова Надежда Григорьевна, преподаватель

Тульский областной медицинский колледж

Проблема урока выражает очень серьёзную проблему теоретического и практического характера. Чем больше мы будем разбираться в этих вопросах, тем скорее мы создадим то мастерство, которым без теоретической выучки никак не овладеть. Урок является живой клеточкой учебно – воспитательного процесса, все самое важное, и самое главное совершается на уроке. Каждый новый урок это ступенька в знаниях и развитиях студента, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, - как писал В.А.Сухомлинский, - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Урок не самоцель, это инструмент воспитания и развития личности. И если мы хотим перевести процесс обучения в режим развития, мы должны в совершенстве овладеть этим инструментом, научиться более рационально его использовать, в совершенстве освоить управление им.

Рассмотрим некоторые теоретические позиции урока.

Во – первых, урок – система социальная, которая может существовать только за счёт взаимодействия преподавателя со студентами друг с другом . Это система может успешно функционировать не столько на основе передачи информации студентам от преподавателя, сколько на основе организации преподавателем деятельности студентов по освоению этой информации.

Во – вторых, современный урок должен строиться на основе самодеятельности студентов в учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности, коллективной учебной деятельности, ответственности.

В – третьих, современный урок – это прежде всего урок, на котором преподаватель умело использует все возможности для развития личности студента, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

Урок является как бы кирпичиком в системе обучения и развития студентов, но даже из самых красивых кирпичиков не всегда может получиться красивое здание, если они скверно сцементированы, плохо пригнаны друг к другу, т.е. урок должен решать задачу формирования и развития личности и являться органическим звеном общей цели данной темы, раздела, предмета и комплекса предметов выбранной профессии.

Что же заключает в себе идея современных научных представлений об уроке? Такой идеей является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В этом плане цель урока включает с одной стороны предвидение результатов, заложенных в ситуацию учебно – воспитательного процесса, с другой – программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата. Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Триединая цель урока – это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут преподавателем и студентами в конце урока.

Первая цель урока – это обучающая цель, она является главной. Любой преподаватель идущий на урок знает чему он должен научить и какие научные понятия, термины он должен сформировать.

Но не менее важной целью является развивающая цель урока. Значительная часть теоретических знаний полученных студентами не востребывается жизнью и утрачиваются, а умение мыслить навсегда остается с человеком.

Однако сама цель развития мышления слишком общая и её необходимо планировать более конкретно.

А именно : учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, учить обобщать и систематизировать, учить доказывать и опровергать, учить определять и объяснять понятия, учить ставить и разрешать проблемы. Овладение этими умениями и означает умение мыслить.

Например, в «Анатомии и физиологии» соответствуют такие развивающие цели как развитие умения составлять и заполнять графологические схемы, работать с атласом, таблицами, муляжами, с микроскопом и микропрепаратами, сравнивать биологические объекты, находить общие черты строения и отличия, аргументировать свои ответы и делать выводы и т.д.

Третьей целью урока является воспитательная цель. Любой научный материал содержит в себе воспитательный потенциал.

Если в процессе обучения преподаватель привлекает к активной познавательной деятельности, учит отстаивать свои взгляды, то такое обучение является не только обучающим, но и воспитывающим.

Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на любом уровне, является труд.

Отношение студента к учебному труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Всё это подвластно влиянию преподавателя на уроке.

Специфике нашего предмета соответствуют такие воспитательные цели, как пропаганда здорового образа жизни, гигиенические и экологические знания, развитие интереса и профессии медицинского работника, её благородства и гуманности.

Для достижения этих целей урока мной используются разнообразные методы обучения, но прежде чем рассказать о них, я хочу уточнить, что такое методы или говоря современным языком, технологии, что такое прием и методика.

Методы ил технологии – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение студентами знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения.

Прием обучения – это более узкое понятие, в отличие от метода, он представляет одну или несколько конкретных операций, преследующих достижение частных, вспомогательных целей того или иного метода.

Например, изложение нового материала обогащается элементами беседы, демонстрацией изучаемых объектов, таблиц, наблюдение оживляется графическими приемами, действиями моторного характера, т.е. составление схем, графологических структур, опорных конспектов и т.д. Это приемы, которые входят в состав методов.

Методика – более емкое понятие, она представляет систему приемов, методов и средств обучения.

В педагогике существует несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания. Так, методы классифицируют по источнику учебной информации (наглядные, словесные, игровые, практические, самостоятельная работа с книгой или обучающей программой). По способам взаимодействия обучаемых и обучающихся: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые проблемы, исследовательские. Преподаватель может выбрать из общего набора материала те методы, которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи на конкретном этапе обучения, в процессе первичного закрепления, в процессе формирования умений и навыков.

В зависимости от степени активности студентов в процессе обучения, первая группа методов делится на информационно – развивающие и проблемно – поисковые, вторая – на репродуктивных и творчески воспроизводящие.

В своей педагогической деятельности я стараюсь использовать на ряду с традиционными, проблемно – поисковые методы обучения. Специфика предмета и лекционно – семинарский метод обучения позволяют использовать проблемные лекции, которые отличаются тем, что объяснение начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала вместе со студентами я последовательно и логично раскрываю пути её решения.

Например, объясняя тему: «Обмен веществ и энергии» начинаю с вопроса: Почему обмен веществ считают единым процессом протекающим в организме? как взаимосвязаны и взаимообусловлены процессы энергетического и пластического обмена?

Эвристическая беседа представляет собой ряд вопросов направляющих мысли и ответы студентов. Например, при изучении строения сердца задаю вопросы: В каком отделе сердца стенка более толстая, с чем это связано?

В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу использую чтение публицистических материалов, факты изложенные в газетах. Так, например, при изучении темы: «Высшая нервная деятельность», говорю о том, что способностью обучаться речи человек наделен от рождения. Но если ребенка изолировать от человеческого общества, эти способности не реализуются. Примером может быть такой факт.

В 1927 году в Индии в логове волка были обнаружены две девочки: одна двухлетняя, другой было семь лет. Оказавшись снова среди людей девочки первое время ходили и бегали на четвереньках. Старшая через четыре года обучения знала всего шесть слов, а через семь лет – только 45. Все человеческое у нас от людей, длительная изоляция приводит у утрате многих человеческих качеств.

Использую также фрагменты из литературной прозы. Например, И.С.Тургенев в рассказе «Живые мощи» описал симптомы болезни. Вот эти строки «Передо мною лежало человеческое существо, но что это было такое. Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос». Какое заболевание описал И.С.Тургенев в рассказе? Каковы причины странной болезни?

Использование таких примеров придают новую окраску изучаемому материалу, повышают его значимость в представлениях студентов.

В практике преподавания чаще использую игровые способы обучения: разыгрывание ролей, викторины, КВН, игра «Ромашка», решение кроссвордов и др. Они возбуждают интерес к изучаемому материалу, вызывают эмоциональный отклик, что способствует более прочному усвоению знаний.

Большое внимание на практических занятиях и во внеклассной работе уделяю самостоятельной работе студентов с книгой: учебной, дополнительной, справочной, атласом. Например, одним из заданий по работе с книгой может быть. Прочтите часть текста и объясните как вы это понимаете, составление рефератов, сообщений, содокладов и т.д.

По многим темам созданы и используются методические рекомендации для студентов к практическому занятию, где составлен целый комплекс проблемных заданий, это заполнение схем, таблиц, ответы на вопросы и т.д.

Учебная дискуссия также является методом проблемного обучения, суть её заключается в том, что преподаватель излагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая уточняя аргументы спора, вводя дополнительные вопросы. Задача участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но опровергнуть противоположную.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Современный урок из опыта работы преподавателя «Анатомии и физиологии человека» Трубниковой Надежды Григорьевны




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*